31 мая воскресенье
СЕЙЧАС +13°С

Риелтор брокеру рознь

Профессия риелтора сегодня зачастую обрастает всяческими эпитетами – «черный», «недобросовестный» и прочее. Однако представители профессионального сообщества специалистов рынка недвижимости считают, что посредники в сделках с недвижимым имуществом называт

Поделиться

Профессия риелторасегодня зачастую обрастает всяческими эпитетами – «черный», «недобросовестный»и прочее. Однако представители профессионального сообщества специалистов рынканедвижимости считают, что посредники в сделках с недвижимым имуществомназываться риелторами не имеют как морального, так и юридического права. Очистоте сделки, обязанностях агентств недвижимости и справедливомвознаграждении специалистов корреспондент Kvartira59.ru побеседовал с руководителями и активными членами некоммерческогопартнерства «Российская гильдия риелторов. Пермский край». Алексей Соловьев, председатель совета «РГР. Пермский край», Алексей Балашов, генеральный директор управляющей компании холдинга IMP group, Ольга Мальцева, генеральный директор АН «Надежда», Елена Савельева, проректор по развитию головного Института «Высшая школа недвижимости».

– Давайте для началаопределим все-таки понятия: кто же такой риелтор, кто такой брокер, а кто втаком случае мошенник?

Алексей Балашов: Начнем тогда с попытки классифицировать всехучастников рынка недвижимости. Всех, кто принимает участие в помощи гражданамна рынке недвижимости, можно назвать словом посредник. Из них часть являетсяспециалистами по недвижимости – то есть людьми, которые либо обладают большимопытом, либо прошедшими специализированное обучение. Из этих специалистовнаиболее профессионально подготовленная часть объединена либо в компании, либов некоммерческое партнерство. В Пермском крае есть «Российская гильдияриелторов. Пермский край», которая включает в себя уже 39 компаний.

Алексей Соловьев: В 2006 году «РГР» стала официальнымправообладателем товарного знака «риелтор». На XVсъезде партнерства было принято решение утвердить определение «риелтор» какаттестованного специалиста, работающего на рынке недвижимости в компании,имеющей профессиональный сертификат общенационального образца и являющейсячленом «РГР». Кроме этих позиций, есть еще ряд требований для того, чтобычеловек отвечал своими критериями принадлежности к этой профессии. Этонеобходимость принятия и соблюдения норм и правил, предусмотренных стандартомпрактики риелторов. Это требования к страхованию деятельности, к офису, кпакету документов и еще целый перечень требований, которым должен соотвествоватьсубъект, чтобы у него было право называться риелтором.

Сразу же можно поставитьчеткую грань: есть профессиональные участники рынка, которые соответствуют этимвсем требованиям, и все остальные, тоже, возможно, профессиональные участникирынка, но не говорящие о соответствии стандартам. Мы никоим образом не можемотследить, насколько они добросовестно работают, отвечают ли они требованиямзаконодательства в этой части. Если они мошенники, то работать с ними уже ненаша задача, а задача правоохранительных органов. Мы всегда оперативнореагируем на все запросы, которые поступают в комитет «РГР» по защите правпотребителей, и рассматриваем жалобы. Но, как правило, эти жалобы поступают вадрес компаний, не состоящих в членах партнерства. В таком случае мырекомендуем обращаться лишь в соответствующие органы.

Чтобы люди не обжигались,им необходимо знать, куда они обращаются для совершения сделки с недвижимостью.Тогда будет реализована наша основная миссия – формирование цивилизованныхотношений на рынке недвижимости.

– Существует ликакая-то формула, по которой работает риелтор? Часто человек, который приходитв агентство с целью купить или арендовать жилье, вынужден платить некуюкомиссию. Как ему в таком случае себя вести?

А.Б.: Мы порекомендуем человеку, пришедшему в место,где осуществляется данная услуга, в первую очередь попросить документы окомпании (каждая сертифицированная компания вывешивает их в общедоступном месте),попросить национальный стандарт о брокерской деятельности на рынкенедвижимости. Он существует, он доступен, он распечатан и в каждой компании,которая сертифицирована, вывешен в местах общего пользования. Из этихдокументов человек может увидеть те требования, которые обязан соблюстиспециалист, который с ним общается. Если компания не собирается выполнять этитребования, то лучше пренебречь ее услугами и подойти в другой офис, где надверях будет висеть значок, что компания прошла систему добровольнойсертификации, либо значок, что она входит в гильдию риелторов. По крайней мерев этом случае клиент может быть чуть более застрахован от возможнойнекачественной услуги.

Конечно, на 100 процентовмы тоже не можем гарантировать чистоту сделки в сертифицированном агентстве,поскольку компаний много, и бывает, что туда приходят работать случайные люди.Однако справедливо отметить, что они достаточно быстро оттуда выбывают, несумев встать в строй вместе с профессиональными участниками рынка. В такихслучаях компания отвечает страховкой, которая, как я сказал ранее, обязательна.Клиент, заинтересованный в оказании ему качественной услуги, должен знать нетак уж и много: прийти в назначенное место, расположенное не в каком-нибудьполуподвале, попросить документы об оказании услуг, попросить документы окомпании, убедиться, что перед ним стоит специалист.

Ольга Мальцева: Если говорить о схеме оказания услуг, то онарасписана в договоре оказания услуг. Вот пришел клиент в потенциальноеагентство и говорит, как вы со мной будете работать? Ему обязаны показатьобразец договора, который он в будущем будет подписывать с этой компанией. Внем должно быть четко указано, какую именно услугу он получит, из чего онабудет состоять, какие обязательства берет на себя компания, в каком размере этауслуга будет оплачена. В соответствии с гражданским законодательством о защитеправ потребителей, услуга оплачивается в полном объеме после ее выполнения.Стопроцентной предоплаты на рынке недвижимости услуг в городе Перми нет. Упрофессиональных участников рынка недвижимости никто не берет стопроцентнуюпредоплату, как только клиент входит в офис.

Агентство несет издержкипо рекламе объекта, транспортные издержки и много еще чего, и, когда клиентподписывает с ним договор купли-продажи, он эти услуги оплачивает. Что должнобыть оплачено и в каком объеме – все прописано в договоре. Компании илимаклеры, которые требуют предоплату своих услуг, изначально ведут себянедобросовестно. Максимум, есть такая практика – взыскивать предоплату нарекламные издержки в очень небольшой сумме, доступной для каждого напервоначальном этапе сделки. Но это все очень индивидуально, и не в каждойкомпании подобное бывает. В основном нужно подписать очень большой объемдокументов, прежде чем клиент внесет денежные средства в кассу.

А.Б.: Как правило, комиссионные фиксируются в виде актао выполнении услуг, и только когда клиент получает документ о том, что онявляется владельцем квартиры.

О.М.: До момента заключения сделки клиенту уже оказанауслуга по подбору квартиры, по проверке этого объекта.

А.С.: Очень распространено, и с этим мы ничего не можемсделать, оказание компаниями информационных услуг при найме жилья. Клиентприходит в агентство, и ему предлагается оплатить 300 рублей за информационнуюуслугу. Ему дают, допустим, 15 вариантов найма квартир и за это просят деньги.В договоре написано, что компания оказывает эту услугу возмездно, и стоит она300 рублей. И все. В этом договоре нет обязанности компании заключить договорнайма, соответственно, нет никакой ответственности – снимет человек квартиру изэтих 15 вариантов или нет. Люди на эти 300 рублей в массовом порядке почему-товедутся.

О.М.: В договоре четко написано, что агентство предоставляеттолько информацию. Причем с человека берут не 300 рублей, а до двух с половинойтысяч. В комиссию масса обращений подобного характера. В агентстве берутденежные средства тут же, договор называется об оказании информационных услуг,выдается список квартир, человек все эти 15 вариантов объездил, посмотрел –большинство из них не сдаются и никогда не сдавались – он возвращается в этотофис, там стоят большие и грозные охранники, которые его не пускают туда большеникогда. Если бы человек внимательно прочитал договор, то он бы убедился, чтоникаких, кроме информационных услуг компания оказывать ему не обязана.

А.С.: Мы рекомендуем обращаться в известные и ужезарекомендовавшие себя компании. Во всех нормальных агентствах услугиоплачиваются уже после вселения.

– А как быть человеку,скажем, приезжему, который попросту не прочитает, что агентство оказывает лишьинформационные услуги, так как он не знает даже, что и где читать нужно?

О.М.: Я бы порекомендовала обращаться не в одноагентство, для этого достаточно открыть любой справочник. Следует провестинебольшой мониторинг: обзвонить, обойти, взять рекомендации у друзей изнакомых, посмотреть какую-то информацию о добросовестных участниках рынканедвижимости в Перми в Интернете.

А.Б.: У нас в каждом районе Перми, в Краснокамске, вдругих городах края находятся компании, которые входят в «РГР. Пермский край».То есть нет таких мест, где в Пермском крае нет специалистов попрофессиональному оказанию услуг.

– Есть ли в Перми ещепрофессиональные объединения риелторов, помимо «РГР»?

А.С.: У нас есть коллективные члены, в частностиКраевая ассоциация брокеров и агентств по недвижимости. Это недавниепредприниматели, которые также выполняют все принятые «РГР» правила истандарты. Есть ассоциативный член, который находится территориально удаленноот Перми – это «РГР. Верхнекамье» – ассоциация, которая работает таким же, какмы, образом.

О.М.: Других подобных организаций на территорииПермского края не существует.

– Бывают такие случаи,когда человеку и вовсе не предлагают заключать договор при аренде квартиры,объясняя это ненужностью документа и простотой сделки.

А.Б.: Отсутствие договора лишает человека права назащиту, на возврат денег в случае обмана и прочее. Здесь мы лишь порекомендуемкаждому человеку, вне зависимости от его грамотности и образования, обезопаситьсебя договором.

О.М.: На самом деле гражданское законодательство у насвесьма демократичное. Договор можно составить в простой письменной форме, и тамдостаточно написать всего два абзаца: первый абзац – ты снимаешь, я сдаю,второй абзац – на такой-то срок, стоит это столько-то. Все. Две подписи, числои дата. Скачивать что-то где-то, искать у юристов специальные формы нетребуется.

– Зачастуюсопровождение клиента риелтором требует дополнительных расходов, поэтому людямдают только список адресов. Существует ли какое-то положение о взимаемой платеза дополнительные услуги?

О.М.: В любом уважающем себя агентстве существуетпрейскурант услуг. На пермском рынке недвижимости цены на порядок друг от другане отличаются. Существует вознаграждение по договорам купли-продажи, поипотечному брокериджу. На рынке аренды вознаграждение составляет от 50 до 100процентов от месячной арендной платы. Выплачивается оно единоразово послезаключения договора найма. Таким образом, если клиент рассчитывает на арендуоднокомнатной квартиры за 7-8 тысяч рублей в месяц, он должен предполагать, чтоминимальная комиссия составит 3-4 тысячи рублей. И в эту стоимость входятпоказы, проверки, составление договора найма, просмотр, переговоры с собственниками.

Елена Савельева: Проблема заключается в том, что зачастую всеупирается в безответственность самого клиента. Конечно, бывают инедобросовестные и просто неопытные риелторы, которые не могут объяснить, зачто они берут деньги. Люди, которые работают в профессиональных компаниях,прекрасно умеют это аргументировать. Вознаграждение не ограничивается услугамиодного спектра, поэтому в итоге люди говорят, что это дорого. А что значитдешево? Есть маклеры, работающие за 10 тысяч рублей на рынке недвижимости, ночто входит в их услуги? Клиенту здесь надо быть более разборчивым. Когда всебудет прозрачно и понятно – люди не будут жалеть свои деньги.

– А как риелторстановится профессионалом?

Е.С.: Высшая школа недвижимости работает 10 лет. У нассуществует национальная образовательная система, наша деятельностьлицензирована. Мы предлагаем рынку полный спектр специалистов. Основные нашивыпускники: специалист по недвижимости – агент и специалист по недвижимости –брокер. Единственное но – обучение это является добровольным, мы не можемзаставить всех получать у нас образование – нет такого закона.

Также очень важнымявляется повышение мастерства – наши риелторы обязаны раз в три года повышатьсвою квалификацию. За полгода, с мая по декабрь 2010, провели 18 семинаровповышения квалификации, где присутствовали 254 человека. По курсу специалист понедвижимости – брокер прошли обучение 168 человек.

На рынке недвижимостиПерми работает порядка полутора тысяч различных риелторов. Конечно, тех, что мыобучили, в этой массе не большинство, но я вижу, как за последний год людипотянулись к образованию. Это очень радует. Они идут туда, где актуально, гдевостребовано, где нужно.

А.Б.: Порядка 400 наших специалистов – агентов иброкеров – работает на территории Пермского края и около 30 компаний, которыепрошли сертификацию.

– Как определитьпростому обывателю, что перед ним стоит профессионал, ведь в сознаниибольшинства любой человек, занимающийся сделками с недвижимостью, – риелтор?

А.С.: Риелтором может себя называть лишьсертифицированный специалист, все остальные лишь посредники. Другое дело, чтопосредники продолжают называть себя риелторами. Что с этим делать? Толькоинформировать население.

О.М.: Следует спрашивать у риелтора удостоверение икакие-то подтверждения работы с сертифицированной компанией. У компании следуетспрашивать принадлежность к «РГР». Просто Иван Иванович, предъявивший паспорт иназвавший себя риелтором, – не может вызывать доверия.

А.Б.: Мы не говорим, что все, кто не входит в «РГР»,недобросовестные, но риск у клиента в случае работы с ними существенновозрастает.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!