5 июня пятница
СЕЙЧАС +18°С

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года вместо государственного технического учета объектов капитального строительства – зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в отношении указанных объектов будет осуществляться государственный кадастровый учет. Одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, будет являться технический план объекта недвижимости. О переходе к новому виду учета, особенностях подготовки и содержании технического плана корреспонденту Kvartira59.ru рассказала директор государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» Ольга Стрелкова.

В отношении каких объектов предполагается ведение государственного кадастрового учета?

– Государственный кадастровый учет предполагается вести в отношении объектов недвижимости – земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В настоящее время государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков. В отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства кадастровый учет не ведется, он начнется лишь с 1 января 2013 года.

Чем была вызвана необходимость создания государственного кадастра недвижимости?

– Государственный технический учет объектов капитального строительства в Российской Федерации был введен постановлением правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года №921. Учет осуществлялся первоначально муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, а затем и государственными унитарными предприятиями, именуемыми организациями технической инвентаризации. В каждом субъекте Российской Федерации велся и в настоящее время ведется реестр объектов капитального строительства – зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, расположенных на «подведомственной» субъекту Российской Федерации территории. В отношении земельных участков уполномоченным органом государственной власти осуществлялся и осуществляется кадастровый учет. При осуществлении государственного технического учета объектов капитального строительства «привязка» объекта к земельному участку не производится.

Государственный кадастр недвижимости, который будет являться государственным информационным ресурсом, «призван» объединить в единый реестр и объекты капитального строительства, и земельные участки, на которых они расположены, с «привязкой» объектов капитального строительства к земельным участкам путем определения координат характерных точек контура объектов недвижимости. Государственный кадастр недвижимости будет являться систематизированным сводом сведений обо всем недвижимом имуществе, расположенном на территории Российской Федерации. Каждому объекту недвижимости, сведения о котором будут внесены в государственный кадастр недвижимости, будет присвоен не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, именуемый кадастровым номером.

Какие принципиально новые сведения будут содержаться в государственном кадастре недвижимости?

– В государственном кадастре недвижимости будут содержаться сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет являться основой для исчисления налога на недвижимость, предполагаемого к введению с 1 января 2013 года.

Инвентаризационная стоимость строений и сооружений определяется в настоящее время организациями технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Восстановительная стоимость строений и сооружений определяется по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом по соответствующим индексам и коэффициентам в уровень цен 1991 года, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Физический износ жилых зданий определяется по Правилам оценки физического износа жилых зданий. Нетрудно заметить, что при исчислении инвентаризационной стоимости не учитываются рыночные механизмы, влияющие на формирование стоимости объекта недвижимости.

Основой же определения кадастровой стоимости объектов недвижимости будет являться установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость объектов недвижимости будет определяться в соответствии с Законом об оценочной деятельности на основании соответствующего Федерального стандарта оценки.

Как будет проходить процесс постановки зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства на кадастровый учет? В Перми же их громадное количество.

– Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости вводит понятие «ранее учтенные объекты недвижимости». Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты капитального строительства, в отношении которых организациями технической инвентаризации осуществлен государственный технический учет, а также объекты недвижимости, в отношении которых органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была осуществлена государственная регистрация.

Государственный технический учет объектов капитального строительства и государственная регистрация прав на недвижимое имущество приравниваются к государственному кадастровому учету, поэтому указанные объекты и будут считаться ранее учтенными объектами недвижимости, и в отношении них не потребуется осуществление дополнительных мероприятий для государственного кадастрового учета. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости в срок до 1 января 2013 года будут переданы организациями технической инвентаризации органу кадастрового учета. Таким образом, сведения об объектах капитального строительства, которые будут поставлены на государственный технический учет, а также об объектах, в отношении которых была осуществлена государственная регистрация прав, будут перенесены в государственный кадастр недвижимости.

С 1 января 2013 года государственный кадастровый учет будет осуществляться только в отношении тех объектов, которые не являются ранее учтенными объектами недвижимости. Сюда можно отнести объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года, а также объекты недвижимости, в отношении которых по каким-либо причинам не был осуществлен государственный технический учет или государственная регистрация прав. В соответствии с федеральным законом о государственном кадастре недвижимости в настоящее время осуществляется переходный период к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В переходный период организации технической инвентаризации должны передать органу кадастрового учета сведения об объектах капстроительства. Процесс перехода от государственного технического учета объектов капитального строительства к государственному кадастровому учету объектов недвижимости будет плавным. Никакого «взрыва», ажиотажа, столпотворения в связи с началом кадастрового учета не произойдет. Образно говоря, 31 декабря 2012 года вы еще можете обратиться в организацию технической инвентаризации и осуществить постановку объекта на государственный технический учет, но 1 января 2013 года вы уже должны будете обратиться в орган кадастрового учета и осуществить государственный кадастровый учет принадлежащего вам объекта недвижимости. Однако несколько изменится состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета. Для осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства необходимы будут технические планы указанных объектов недвижимости.

Что представляет из себя технический план объекта недвижимости?

– Технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет указанных объектов недвижимости либо для учета изменений такого объекта недвижимости.

Отдельные сведения, которые будут содержаться в техническом плане, будут аналогичны сведениям, заносимым в настоящее время в технический паспорт. Это площадь объекта, материал конструктивных элементов, этажность и другие.

Существенным нововведением является отражение в техническом плане здания, сооружения или объекта незавершенного строительства местоположения указанных объектов недвижимости, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек контура объектов недвижимости. Данные координаты могут быть установлены только в результате выполнения геодезических работ.

Кто будет оплачивать данные работы?

– Заинтересованное в осуществлении государственного кадастрового учета лицо. С целью подготовки технического плана необходимого для государственного кадастрового учета объекта недвижимости заинтересованное лицо обратится к кадастровому инженеру. Для определения координат характерных точек контура объектов недвижимости кадастровым инженером или привлекаемым им лицом, имеющим соответствующую лицензию, будут проведены геодезические работы.

Затраты, связанные с проведением данных работ, кадастровым инженером будут включены в состав работ по подготовке технического плана. Поэтому владельцам объектов капитального строительства, в отношении которых еще не осуществлен технический учет, разумно сделать это «сегодня» не откладывая в долгий ящик. В этом случае он понесет только расходы, связанные с проведением технической инвентаризации объекта, оформлением на него технического паспорта, осуществлением технического учета, подготовкой кадастрового паспорта, необходимого для осуществления государственной регистрации объекта.

Ранее уже говорилось, что государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства начнется с 1 января 2013 года. Однако необходимость подготовки технических планов указанных объектов может возникнуть несколько раньше. С чем это связано? Согласно закону о государственном кадастре недвижимости органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений могут быть установлены особенности государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период. Таким органом в настоящее время является Минэкономразвития России. Если оно введет особенности такого учета, а соответствующие проекты приказов о его введении были на сайте Минэкономразвития России еще октябре-ноябре прошлого года, государственный учет объектов недвижимости будет осуществляться организациями технической инвентаризации и подведомственными органу кадастрового учета государственными бюджетными учреждениями. При этом подготовку документов, необходимых для государственного учета будут осуществлять организации технической инвентаризации, приравниваемые к кадастровым инженерам, и непосредственно кадастровые инженеры, имеющие соответствующий квалификационный аттестат.

Кадастровый инженер может осуществлять кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. В последнем случае договор подряда заключается между заказчиком и юридическим лицом, но подготовку технического плана должен осуществить непосредственно кадастровый инженер.

На какие проблемы в связи с учетом объектов вы бы хотели обратить внимание?

– Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен государственный учет жилищного фонда. Ведение данного учета относится к компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственный учет жилищного фонда, согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен осуществляться в том числе путем ведения технического учета и паспортизации объектов жилищного фонда.

На сегодняшний момент государственный учет жилищного фонда и государственный технический учет объектов капитального строительства взаимосвязаны. Являющиеся объектами государственного технического учета объекты капитального строительства –здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства одновременно могут являться и объектами жилищного фонда – многоквартирными домами, объектами индивидуального жилищного строительства, жилыми помещениями, подлежащими государственному учету в соответствии с положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301.

Таким образом, пока у организаций технической инвентаризации существует информационный ресурс об объектах капитального строительства, возможно формирование сведений, подготовка статистических данных и об объектах жилищного фонда, а также осуществление контроля за его техническим состоянием. С прекращением осуществления государственного технического учета объектов капитального строительства исчезнет и возможность получения сведений об объектах жилищного фонда.

Сегодня отсутствуют нормативные правовые акты, обязывающие или стимулирующие собственника к осуществлению технического учета принадлежащих ему объектов жилого назначения. Раньше обращение в организации технической инвентаризации было обусловлено необходимостью получения документа для государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним – технического паспорта, который был действителен в течение пяти лет. По истечении указанного срока заинтересованные лица вновь обращались за его изготовлением в организацию технической инвентаризации с целью представление для государственной регистрации актуального паспорта. Такой порядок обеспечивал формирование более-менее актуальной информации об объектах капитального строительства, в том числе об объектах жилищного фонда, что позволяло уполномоченным органам контролировать техническое состояние жилищного фонда.

Поскольку законодательство изменилось, и вместо технического паспорта документом, необходимым для государственной регистрации, стал кадастровый паспорт, необходимость в проведении технического учета объектов, за исключением случаев первичного государственного технического учета объектов, отпала сама собой. Однако собственники объектов жилого назначения обязаны самостоятельно контролировать техническое состояние жилищного фонда и своевременно производить учет изменений технических характеристик объектов, в том числе в связи с его физическим износом, реконструкцией, перепланировкой или переустройством, так как, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества. Сегодня же существуют ситуации, когда инвентаризация объектов жилищного фонда (многоквартирных домов, объектов индивидуального жилищного строительства, квартир) проводилась 20-30 лет назад.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!