31 октября суббота
СЕЙЧАС +3°С

Борис Светлаков, председатель Общественной палаты Пермского края: «Мне обидно за страну»

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Минувшая неделя ознаменовалась трагичными событиями. В воскресенье на Волге затонул теплоход «Булгария». Погибли почти 130 человек, много детей. И снова печально прославилась Пермь. При том что это город, где выпускники речного училища входят в «белый список Ллойда», где все еще гордо звучит фраза – «Камское речное пароходство».

Нашим кораблям уже по 50 и более лет. Почему все, что было создано в этом регионе, едва «держится на плаву»?

– Катастрофы были и будут всегда, особенно катастрофы, касающиеся техники. Другое дело, что в нашей стране чрезвычайно велико число катастроф и число пострадавших. Я не стал бы говорить, что именно в нашем регионе такие ненадежные речные суда, они во всей России такие. Если люди внимательно следят за прессой, можно вспомнить, что выходили публикации о запретах на пользование не только судами типа «Булгария» но и, например, самолетами Ан-24. Эти самолеты давным-давно отлетали свой ресурс, а используются они сейчас не только в Пермском крае, а по всей нашей стране. Так что это явление системное. В печати публикуется две точки зрения на эти катастрофы: одни во всем обвиняют государство, другие находят иные причины, но все сводится к одному – государство должно, государство обязано, забывая о том, что бизнес тоже должен быть ответственен. Вообще «ответственность» в толковом словаре Ушакова или Даля является синонимом слова «совесть». Нередко можно услышать восторженные слова о социальной ответственности бизнеса, к сожалению, во время подобных катастроф мы сталкиваемся с отсутствием элементарной ответственности, о социальной и говорить не приходится. А пароходство и воздушный флот обслуживают людей, значит, это функция социальная. Это происходит, с одной стороны, потому что государство и бизнес действительно в чем-то недорабатывают, с другой стороны, потому что общество за этими вещами не следит, не контролирует. Я считаю, что до тех пор, пока общество не будет вникать посредством неправительственных, некоммерческих и прочих общественных организаций в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельность их подразделений или обслуживающих социальные функции каких-то бизнес-структур, ничего не изменится к лучшему. До тех пор пока общество само не будет анализировать, как данные структуры его обслуживают такие ситуации могут повторяться.

Что касается поведения людей – оно поражает. Я грешным делом до последнего момента полагал, что суда, прошедшие мимо тонущих людей с «Булгарии», не заметили их. Однако с недавнего времени появились публикации, что с этих кораблей фотографировали тонущих на «мобильники». Это уже качество менталитета, качество совести каждого. А сами люди, смотрите... Команда «Булгарии» хоть и роптала, чтобы не выходить в рейс, но она ведь не организовала забастовку, не перестала обслуживать судно. Капитан прекрасно понимал, что нельзя выходить в рейс, наконец, пассажиры тоже не предприняли никаких действий, чтобы предотвратить отплытие «Булгарии». Я ни на кого никакой вины не возлагаю, все-таки десятилетия советского режима напрочь отучили людей принимать самостоятельные решения, которые расходились бы с заявленными сверху требованиями. Поэтому случившееся кроме сочувствия погибшим и их семьям, кроме сострадания вызывает еще чувство глубокой обиды за страну, в которой такое может происходить. Все должны прекрасно понимать, что многое зависит от нас с вами, от общества.

Что должно произойти, чтобы бизнесмены (г-н Антонов, владелец Камского речного пароходства – миллионер, г-н Зак, владелец «Хромой лошади» – миллионер) перестали выжимать последние ресурсы из своего бизнеса, а начали вкладываться в него?

– В одночасье ничего не произойдет. Мы живем в условиях дикого капитализма. В странах Европы и США общество как-то сразу организовалось, и лучшие его представители вставали на защиту интересов граждан. До тех пор, пока наше гражданское общество не самоорганизуется, такие вещи неизбежны. Хотя я не хочу здесь быть пророком и предрекать, что произойдет что-то подобное. Людям надо уметь защищать свои интересы. Если вы пошли в магазин, и вам продали продукт ненадлежащего качества, об этом необходимо заявлять. В других странах у такой лавки выставляют пикеты, устраивают держателям обструкцию. Народ должен поступать точно так же с любыми производителями любых услуг.

Через месяц должны быть утверждены списки городов, в которых будет проводиться чемпионат мира-2018. Краевые власти стараются сделать все, чтобы список пересмотрели, и в конечном варианте в него вошла и Пермь. Стоит ли всерьез бороться за это? Что это даст краевой столице?

– Насколько я информирован в этом вопросе, министерство спорта не говорит о том, что Пермь должна стать городом проведения чемпионата мира по футболу-2018. Наш министр спорта заявляет, что Пермь может стать тренировочной площадкой для одной из команд – участниц чемпионата. Эта задача проще. В этом случае в наш город прибывает не такое большое количество людей, всего несколько десятков человек: тренерский штаб, команда, обслуживающий персонал. Поэтому специальную инфраструктуру создавать не придется – в Перми есть приличные отели и дороги. Единственная незадача – нет стадиона с естественным газоном. Это затраты немалые, но если Перми удастся стать тренировочной базой одной из команд чемпионата, город, безусловно, выиграет очень много. Во-первых, стадион, во-вторых, масса пермяков сможет посмотреть тренировки команды мирового уровня. Это привлечет внимание подрастающего поколения к футболу. Я, безусловно, за участие в этом «ралли».

В июне проходил конкурс эскизов памятников жертвам «Хромой лошади». На этой неделе конкурсная комиссия забраковала предложенные проекты, продлив конкурс до 25 июля. Как, по-вашему, памятник действительно должен находиться в привычном для горожан месте отдыха – сквере Уральских добровольцев? Если да, то как он должен выглядеть? Кто должен принять решение о проекте, ведь, скорее всего, большинство все же будет недовольно любым предложением?

– Безусловно, решение о том, каким будет памятник, должны принимать родные и близкие погибших при пожаре в «Хромой лошади». Я как дилетант считаю, что необходимо учесть мнение людей, проживающих в этой округе. Что касается макетов памятника, я не большой поклонник современного искусства, и большая деревянная буква «П» у меня никаких эмоций не вызывает. Однако в моем понимании, тот эскиз, который предлагал Марат Гельман (силуэт человека, прорывающегося сквозь дым в стеклянном параллелограмме. – Прим. авт.) наиболее соответствует случившейся трагедии. Мне кажется, такой памятник был бы, с одной стороны, достаточно монументальным, с другой стороны, современным и не вызывающим массы противоречивых мнений, хотя я встречал прямо противоположные отклики о нем. Тем не менее повторюсь: решение должны принимать родные и близкие, а также жители домов, где этот памятник должен располагаться.

Вы утверждаете, что необходимо учесть массу мнений, но в нашем городе многие современные культурные объекты утверждаются волевым решением властей. По вашему мнению, это допустимо?

– Я считаю, что если принятие решения касается интересов горожан, то мнение самих горожан должно быть не только услышано властями, но и принято во внимание до принятия решения. Возвращаясь к вопросу о катастрофе «Булгарии», еще раз повторю: пока общество пассивно, пока оно не будет отстаивать свою точку зрения и доносить ее до сведения бизнеса и власти, такая ситуация может продолжаться.

Что касается места установки памятника, я ничего не могу предложить. Здесь должны высказать суждения родные и близкие. Если они считают, что нужно делать памятник на месте трагедии, значит, нужно делать его здесь. Когда говорят, что около памятника люди будут фотографироваться, в этом нет ничего страшного. Сфотографироваться около мемориала – это абсолютно нормально.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!