22 августа четверг
СЕЙЧАС +24°С

Михаил Казиник, музыковед, писатель, педагог, автор и ведущий популярных программ о классической музыке: «Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова»

Поделиться

Михаил Казиник считает, что его задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… «Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – говорит Михаил Семенович. Что создатель «Школы будущего», музыкальный эксперт Нобелевского концерта, один из авторов уникального цикла из 64 фильмов, посвященных мировой музыкальной культуре, думает о воспитании гениальных детей, читайте в нашем материале.

Высшая сила

Михаил Семенович, вы уделяете огромное внимание музыкальному воспитанию детей. Что значит музыка для будущего гения?

– Когда в 2005 году я проинтервьюировал нобелевских лауреатов, спросив их о детстве, выяснилось, что все они учились музыке, что у них есть любимые композиторы, поэтому я часто говорю: дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал лауреатом Нобелевской премии, начните с музыки. Есть высшая невербальная сила, выстроенная по законам космической гармонии, космических вибраций, – это музыка. Но мы простых вещей не знаем, отсюда наша зомбированность, мы хотим принести своим детям только пользу, а делаем все хуже и хуже. Ребенку нужно дарить гармонию! Математика, музыка и культура связаны воедино! У них единый знаменатель!

Суть вашей методики воспитания в гармоничном соединении разных предметов?

– Именно. Нынешняя школа находится в состоянии цивилизационного тупика, потому что формирует клиповое сознание. Отсутствует комплексный подход в передаче знаний. Нет понимания, что бессмысленно читать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, а историю Норвегии – отдельно от Ибсена и Грига. Ибо подлинная история Англии – это Шекспир, а подлинная история Италии – эпоха Возрождения. Школа клипового мышления должна уйти в небытие, нужна школа нового типа, школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение. Вчера я был на уроке, где учитель физики пел, учительница литературы читала стихи, и надо было видеть глаза детей, которые принимали во всем этом участие!

Мудрые педагоги часто говорят: не нужно навязывать ребенку своих желаний, важно слышать, чего он сам хочет. Это так?

– Когда я слышу: мой ребенок станет инженером, и ему не нужна музыка, я понимаю, что это из Козьмы Пруткова. Если хотите погубить ребенка, так и делайте. Только потом не спрашивайте, почему он вырос чудовищем, ведь ни в чем ему отказа не было? Да потому, что нам изначально дается дух, который нельзя пощупать, у которого нет формулы, но именно он делает человека гениальным творением. А мы этому духу не даем расти и развиваться.

Каждый раз, когда я вижу ребенка, играющего в компьютерные игры, я испытываю жалость – передо мной очередная жертва глупых родителей, тупого сообщества, дичайшей школы. Все они превращают ребенка в ужасное существо, у которого мир духа не развит. Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова! Когда вы его не отпускаете гулять, он начинает ныть, как принято говорить. Так вот: ваш ребенок не ноет, он поет, чтобы воздействовать на вас. Пение – это магия, музыка – это магия. Это знаки и знания тысячелетий. Почему я музыкой наполняю школу, потому что в ней скрыты все знаки науки, все IQ. Великая музыка – это источник особых вибраций. Она способна проникать в душу до самой глубины.

Два мира

И есть родители, которые заботятся о будущем ребенка, которые боятся совершить ошибку. Как вы относитесь к родительским ошибкам?

– Порой ошибки совершают целые страны в вопросах воспитания детей, а это страшнее. Родители должны бояться не того, что он или конкретная школа, или конкретный учитель совершит ошибку, а того, что вся система, в которой ребенок растет, – система масс-медиа, телевидения, система привития вкусов, система попсы, которая все заполонила, мыльных опер, рулеток, – несет в себе огромную опасность. И вполне естественно, что школа не может быть иной, чем вся система. Опасность чаще всего заключается не в отдельных людях, а в той структуре, которая не позволяет человеку раскрыть свои способности, быть творческим человеком.

Пойти против системы одному человеку сложно, что должна сделать семья, чтобы поддержать собственного ребенка?

– Знаю, что целый ряд семей после моих фильмов, программ пошли за мной, а не за системой: за моими фильмами, передачами, книгами, рекомендациями... И у них все получилось. Они пишут мне письма с благодарностью, пишут, что у ребенка (у подростка, у юноши) все изменилось. И сами дети мне пишут. Я убежден в том, что есть два мира. В первом никогда не будет достаточно денег, квадратных метров, рыбок в пруду и так далее. А второй мир – это мир духа, в котором человек предстает перед высотой, его сотворившей в том подлинном человеческом виде.

Сегодня этой высоты почти нет, она подменена массой всевозможных понятий. Но я знаю, что в этом втором мире люди могут почувствовать гармонию и счастье, радость общения друг с другом, радость владения прекрасной музыкой и прекрасным языком, тайными знаками культуры, которая только и ждет обращения к ней. Ведь это самое значительное, самое лучшее, что накоплено человечеством веками.

К вам часто обращаются с вопросом: что делать?

– Да. И я отвечаю: за все эти годы я уже столько сделал, что вы можете пользоваться и пользоваться этим всю оставшуюся жизнь и передать это своим детям, внукам... Это 64 фильма, сотни программ на «Серебряном дожде», «Голосе России», это мои книги и статьи. Все это знаки, это коды. Сегодня меня слушают во всем мире. И те люди, которые услышали, поняли, в чем дело. Обратитесь к тому, что сделано. Ведь я же продумал всю систему: от ожидания ребенка беременной мамой и до последних дней жизни человека на этой земле. Тысячи матерей мне написали, какое чудо произошло, когда они обратились к моим работам, вы все это можете найти на моем сайте.

Сегодня вашей замечательной книге «Тайны гениев», от которой, как и от фильмов, трудно оторваться, уже нет в продаже, будет ли переиздание?

– Уже было пять переизданий, но они быстро расходятся. Сейчас многие, особенно молодые люди, читают на электронных носителях. Есть электронная версия моей книги. Найдите и читайте. Недавно я был в Нижнем Новгороде – три концерта в зале на тысячу мест, все билеты проданы. Казалось бы, я должен быть счастлив. Но ведь в городе не три тысячи населения, а почти миллион, поэтому Интернет играет большую роль.

Наивность и бессознательность

Как относитесь к тому, что родители порой заставляют ребенка заниматься музыкой, а он сопротивляется?

– Нужно разобраться, почему не хочет. Может быть, у него плохой преподаватель? Может быть, он скрипочку неправильно держит и у него от этого начинаются боли в мышцах. Всегда есть причина. Надо вспомнить Моцарта-отца, воспитавшего гения: когда он занимался со старшей дочерью на клавесине, маленький Вольфганг – обиженный, что папа играет не с ним – бегал вокруг и плакал, потому что главная игрушка в доме принадлежала не ему, а старшей сестре. Моцарт родился в той семье, где все игрушки были музыкой, где соседи были музыкантами, где говорили о музыке, где самыми главными событиями были концерты.

Найдите время и послушайте музыку Моцарта всей семьей. Сделайте такие семейные концерты ритуалом: зажгите свечи, включите музыку, сядьте рядом с ребенком, обнимите его… Поверьте, даже если через пять-десять минут он вернется к своим игрушкам, чудо произошло, он будет слушать музыку, он в ней будет купаться. И вечера эти он будет помнить всю свою жизнь.

То есть когда все построено на любви и искренности, ребенка не приходится заставлять?

– Да, у Томаса Манна есть замечательная фраза: «Мне кажется, наивность, бессознательность и самоочевидность – есть неотъемлемые признаки того явления, которое мы зовем культурой». В такие моменты, когда человечество устремляется в наивность, бессознательность и самоочевидность, рождается подлинная культура. А когда культура насаждается, это уже насилие, что печально. Ведь что такое культура – это возделывание. Нельзя возделывать социум, не старайтесь, лучший социум у муравьев, никто ничего лучше не возделает. Важно понять, что основная цель существования человечества – не поедание колбасы и не стремление срочно получить лишний квадратный метр жилья. Это придет само собой, если в основе жизни лежит культура духа. Дух обладает гигантскими возможностями. Он имеет даже терапевтический эффект.

Сегодня вы известны во всем мире, и вас часто приглашают в Россию. Если бы не было мировой известности и вы бы жили не в Европе, а в России, были бы столь же востребованы на Родине? 

– Однажды в Одессе моя жена спросила о том же самом: «У вас такой восторг перед Михаилом Казиником, а если бы он оставался лектором-музыковедом Белорусской филармонии, а не экспертом Нобелевского концерта»? И услышала: «Да кому бы он был нужен?! У нас музыковедов своих полно». Конечно, мне помогло то, что я стал на Западе статусным человеком, что там заговорили о моей школе, что меня пригласили стать экспертом Нобелевского концерта и так далее. Но я рад любому приглашению на Родину.

Что вами движет?

– Я не хочу, чтобы моя родная страна лишилась генофонда. А генофонд – это и есть возделывание культуры. Мной движет идея, что я вот такими точечными усилиями смогу оттянуть гибель цивилизации. Это не громкие слова. Мы всем миром эту цивилизацию уничтожаем. И Россия это делаем семимильными шагами. Иногда мне кажется, что делается это намеренно. Когда все уже было готово к тому, чтобы открыть «Школу будущего» в Москве, чиновники в несколько раз подняли цену на аренду помещения. И тех денег, которые были уже собраны, стало ни на что не хватать.

А Лукашенко вообще открыто заявил, что нечего делать вид, будто мы должны воспитывать музыкантов, мы должны воспитывать трактористов. И закрыл все специальные школы искусств, школы с углубленным изучением языков и так далее в Белоруссии. Понятно почему: вне культуры, вне духа люди – рабы, они более управляемы.

Когда вы поняли, что у вас талант рассказывать о музыке, об искусстве так, что даже непосвященные становятся ее поклонниками?

– Лет в 14-15. А в уже зрелом возрасте я прочел цикл лекций в колониях для несовершеннолетних. Мне дали такую возможность. И этот опыт тоже показал, что можно перетянуть на сторону духа очень большое количество людей, поэтому я без устали ношусь повсюду, пытаюсь подарить всем Моцарта, Шуберта, Баха.... Сегодня я получаю огромное количество писем с благодарностью от мам, которые уверовали в мою систему музыкального воспитания еще не родившегося ребенка. Они рассказывают, что их малютки очень рано гармонизируются.

Переход ребенка в этот мир из утробы матери – это огромный стресс для него, но если он появляется под музыку, стресс минимален. И это доказано. Если вам сказали в музыкальной школе, что у вашего ребенка нет слуха, обходите эту школу стороной. У каждого ребенка есть слух. На моих занятиях дети не только начинают играть на музыкальных инструментах, ни разу до этого не игравшие, они сочиняют, фантазируют, они не хотят уходить из класса... У ребенка есть внутренний слух, просто те, кто его проверял, не умеют нажимать на эти внутренние клавиши. А мне нужно три минуты, чтобы развязать эти клавиши. Ребенок будет петь! У него связки как орган. И нужно видеть, как счастлив ребенок в этот момент! Потому что это его естественное состояние, он попал в свою стихию.

Благодарим школу «Семь ключей» за возможность сделать интервью с Михаилом Казиником.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    6 дек 2013 в 12:26

    Dj много м с ним согласна, хотя только сейчас узнала об этом человеке. Наблюдая за своим годовалым сыном не перестаю удивляться, он уже наигрывает "В траве сидел кузнечик" на гитаре и подпевает разным песням, которые ему нравятся (иногда стоит сказать или напеть фразу из песни и он будет протяжно петь АААА в такт этой песне).