20 августа вторник
СЕЙЧАС +24°С

Будущее – за ТРИЗ

Поделиться

«Школа учит решать закрытые задачи, – пишет мастер ТРИЗ Анатолий Гин. – Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления!) – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи мы называем открытыми».

Анатолий Гин в своих статьях акцентирует внимание на том, что в современном, постоянно меняющемся мире, где количество информации увеличивается ежедневно, старые методы обучения – передача знаний в готовом виде – безнадежно устарели; детей нужно учить иными способами и методами. «Существующая система обучения ставит акцент на запоминание фактов, а это сегодня не актуально, – сообщает он в одном из интервью. – Гораздо сложнее ориентироваться в мире неизученных, неописанных фактов. Это задача современной педагогики». Специалист по ТРИЗ для дошкольников Татьяна Сидорчук пишет: «Мы вступили в стремительно меняющийся мир. Очевидна новая потребность, а вместе с ней – и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего».

Некоторые понятия, которые используются в ТРИЗ-педагогике

Развитие системного мышления. Ребенок учится понимать любой предмет, каждое явление в системе взаимосвязей: семечко с течением времени становится ростком, росток – кустом, а куст – деревом; младенец становится ребенком, ребенок – взрослым, взрослый – пожилым. В системе взаимосвязей рассматривается и каждое действие человека: ребенок учится видеть свои поступки в системе взаимосвязей, предпосылок и последствий.

Развитие творческого воображения. У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение – это способность представить то, чего пока еще в окружающем мире нет, и описать этот воображаемый объект. Все объекты материального мира, которые нас сегодня окружают и к которым мы привыкли – очки, часы, дома, самолеты, – это продукты развитого творческого воображения людей. Такое воображение развивают у детей методами ТРИЗ.

Преодоление психологической инерции. В жизни каждого человека очень много действий, которые он выполняет не задумываясь: чистит зубы, не глядя нажимает на кнопки выключателей, одевается, садится за руль автомобиля. И у ребенка, по мере его подрастания, таких действий становится все больше: берет ложку всегда в правую руку, называет маму бабушкой после лета в деревне, капризничает в повторяющихся ситуациях. То есть психологическая инерция – это действие в подобных ситуациях по старой привычке, и именно в этих – стандартных – ситуациях она нам нужна. А если наступает нестандартная ситуация? Новая, в которой человеку нужно действовать иначе, нежели он привык, действовать не по инерции! И соображать порой в таких нестандартных ситуациях нужно очень быстро. На снятие психологической инерции направлены занятия в ТРИЗе.

Зачем детям нужен ТРИЗ?

По словам представителей ТРИЗ, такая нетрадиционная форма работы с детьми развивает в них сильное, креативное мышление, способность решать нестандартные задачи, мыслить системно, готовит к жизни в неизвестном завтрашнем дне.

– Наши дети отличаются от других детей, – сообщила мне специалист по ТРИЗ-педагогике, методист детского сада №453 «Дельфиненок», который является экспериментальной площадкой ТРИЗ-педагогики, Елена Николаевна Зиновьева.

– А чем они отличаются?

– Они раскованные, креативные, самостоятельные, они ничего не боятся. Школа, которая рядом с нами, довольна нашими выпускниками.

– Они могут получать нетиповые решения какой-то проблемы, – рассказывает специалист по ТРИЗ-педагогике, кандидат педагогических наук (преподавала ТРИЗ в школе, в том числе у своих детей) Галина Терехова. – Если перед детьми возникает проблема, они знают, как с ней работать. Они умеют ставить цели и достигать их, находя для этого и средства, и ресурсы.

Играем и решаем задачи

Много интересных игр и задач для детей описаны в книгах авторов – ТРИЗ-педагогов Татьяны Сидорчук, Анны Корзун, Светланы Гин, Анатолия Гин. Для дошкольников это, конечно же, комплекс игр, тренингов и творческих заданий. Для школьников это также игры, творческие задания, открытые задачи. Хочу привести некоторые примеров из этих книг. Все игры и задания были проведены с детьми в детских садах и школах.

Теория решения изобретательских задач – достижение отечественных ученых второй половины ХХ века, автор теории – Генрих Альтшуллер. Изначально изобретательские задачи решали на производстве. Сегодня ТРИЗ широко применяется в разных областях деятельности. Широким направлением стала и ТРИЗ-педагогика. На сегодняшний день в этом направлении наработан богатый опыт, написано много книг, описаны методы ТРИЗ-педагогики. В школах и детских садах активно практикуют ТРИЗ с детьми разного возраста. Трудится целая команда ТРИЗ-педагогов в разных городах России и странах СНГ. Технологию ТРИЗ-педагогики активно перенимают у нас и зарубежные страны.

К примеру, детям предлагается фантастическая ситуация: с помощью машины времени мы попали в первобытный век; как выжить в этой ситуации, какие действия предпринять? Для решения используется метод мозгового штурма, в котором каждый участник должен предложить свой вариант решения, принимаются абсолютно любые идеи, из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально; результаты обсуждения отражаются в рисовании, лепке, составлении коллажа (Анна Корзун).

Интересное задание – составление рассказа по сюжетной картинке. Работа проходит в несколько этапов: сначала дети рассматривают картинку, их задача – назвать как можно больше деталей – все, что они видят, до самых мелочей; на втором занятии они говорят, как связаны разные объекты на картине; потом составляют загадки про разные объекты на картине; пробуют вжиться в образы, рассказать, что чувствуют персонажи и предметы на картине; и в заключение каждый из детей составляет целостный рассказ, на последнем занятии дети рассказывают их родителям, воспитателям. При такой работе у ребенка складывается комплексное восприятие картины, которую он может по памяти рассказать даже через несколько дней (Татьяна Сидорчук).

Вот пример работы в группах для младших школьников. Каждая группа получает лист с чернильным пятном (кляксой), нужно придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя. Или вот игра «Отгадай-ка»: ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимально количество ассоциаций). Более сложная игра – «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (животным, порой года, едой, мебелью, домом, одеждой, сказочным героем и другим) (Светлана Гин).

Для школьников среднего звена предлагаются открытые задачи по физике, химии, биологии. Пример: с детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят – они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется – в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам (Анатолий Гин, Ирина Андржеевская)?

Еще задача. Проблема отпугивания птиц остро стоит вблизи аэродромов. Столкновение птиц с набирающим высоту или идущим на посадку самолётом может закончиться авиакатастрофой. Поэтому инженеры-авиаконструкторы всерьёз говорят о «птицестойкости авиационных конструкций», а охрана аэродромов обеспокоена тем, чтобы птицы не появлялись в районе аэродрома. Как сделать так, чтобы птицы не летали там, где летают самолёты (Анатолий Гин, Ирина Андржеевская)?

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    10 янв 2014 в 12:12

    хорошо забытое старое... в советской школе с нами такие занятия частенько проводили...