14 декабря суббота
СЕЙЧАС -10°С

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае: «Не должностные лица ложатся в постель с несовершеннолетними»

Поделиться

Законодательное собрание утвердило Павла Микова в должности уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае. В интервью 59.ru детский омбудсмен рассказал о причинах недоверия людей к власти, ранней половой жизни подростков и вероятности повторения трагических событий в московской школе.

Павел Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся в детском доме села Пешнигорт. Следователи говорят уже о семи групповых изнасилованиях воспитанниками этого учреждения. Кроме того, дело возбуждено в отношении бывшего директора учреждения.

– В настоящее время в рамках уголовного дела ведется расследование. Я думаю, в результате следственных действий и рассмотрения дела в суде мы сможем получить объективную картину. Это во-первых, а во-вторых, мной инициирована работа по улучшению психологического климата и социально-психологической обстановке как внутри детского дома, так и в поселении. Там работала бригада психологов, которые провели диагностику и сейчас составляют планы индивидуальной и групповой психологической реабилитации. Кроме того, я обратился к дружественным общественным организациям, чтобы дети не чувствовали себя оставленными в этой непростой ситуации.

Этот инцидент вызвал бурное обсуждение в СМИ и обществе. Можете быть, потому, что люди не доверяют чиновникам и администрации образовательных учреждений?

– К сожалению, в современной России существует кризис доверия. Это касается не только доверия граждан к власти или чиновникам, но и сотрудникам государственных учреждений – учителям, врачам и т. д. Все это невротизирует общество. А поколение невротиков не может воспитать здоровых детей. И в результате мы получаем ученика из внешне благополучной семьи, который устроил стрельбу в московской школе №263.

Раньше невозможно было представить, что такая ситуация может произойти у нас. Но после московских событий это стало реальностью. Может ли такое повториться в Перми?

– К сожалению, сегодня никто не застрахован от подобного. Даже если мы введем дополнительные меры безопасности в школах – металлоискатели, охрану, видеокамеры и т .д. Нужно принимать меры общего порядка для сохранения психологического здоровья детей.

Ну, это красивые слова. А что конкретно делать надо?

– В Пермском крае нужно возродить социально-психологические службы, которые последние пять лет в регионе сознательно уничтожались.

Это социальные работники и психологи?

– Да, они сегодня в крае существуют только в одной трети школ. А значит, дети не могут получить социально-психологическую помощь. В условиях кризиса доверия ребята перестают доверять не только своим родителем, но и референтным людям – например, учителям. Помните, своего первого учителя? Вы в любую минуту могли к нему обратиться за советом или помощью.

Кроме того, нам нужно вернуть службу педагогов-организаторов – учителей, которые в свободное от учебы время занимаются с детьми. Эта профессия в крае фактически ликвидирована. Но ребенок не может жить только учебой. Сегодня государство ставит задачу перед системой образования получить высокие результаты по ЕГЭ. А в итоге это все отражается на ребенке.

По вашей инициативе в крае был создан проект «Родительский университет». В чем его смысл?

– Это родительское образование.

То есть родители будут к вам приходить учиться, как общаться со своими детьми?

– Не ко мне, а к ним будут приходит специалисты. Это большой сетевой проект, который будет реализовываться в муниципалитетах. Мы посмотрели опыт других регионов. Выяснилось, что родители не доверяют школе. Приглашать родителей на лектории со специалистами неэффективно. Лучше проводить такие встречи в трудовых коллективах. Или, как в советские годы, проводить их, например, перед киносеансами.

Но мы же помним, как туда загоняли людей! Все понимали, что это обязаловка и занимались на таких лекториях своими делами...

– У нас никто на них загонять не будет. Мы предоставим родителям возможность пообщаться с социальными педагогами и детскими психологами. Например, в Тюмени подобный опыт оказался эффективным. Уровень сексуальных преступлений против детей там снизился в два раза. Специалисты обращались к мамам и папам. И они осознали, что необходимо обращать внимание на своих детей.

Сколько в Пермском крае детей-сирот?

– Всего 16 500, из которых в детских домах проживает 1100. Половина из них – дети-инвалиды, которые находятся в детских домах Осы и Кизеловского района. Сегодня в Пермском крае работают 10 детских домов. В них проживают по 40-50 человек и условия там создаются максимально приближенные к семейным.

Судя по приведенным вами цифрам, усыновляют у нас много. Это следствие изменения в сиротском законодательстве?

– Да, в 2013 году в законодательство были внесены поправки, касающиеся упрощения процедуры передачи и устройства детей-сирот в семьи. В частности, были снижены требования к жилищным условиям граждан, которые готовы взять ребенка на воспитание. Увеличились социальные выплаты и размер вознаграждения. Кроме того, если раньше ВИЧ-инфицированные граждане не могли усыновить ребенка, то сейчас законодательство это сделать позволяет. Все эти меры привели к тому, что в 2013 году количество вновь выявленных детей-сирот по сравнению с предыдущим годом сократилось на 15%. В Пермском крае 95% детей-сирот воспитываются в замещающих семьях. И снижения этого не произошло. Но ведь дело не в этом!

А в чем?

– Нужно бороться не с последствиями, а причинами социального сиротства, то есть работать с потенциальной группой риска – родителями, которых могут лишить родительских прав.

Это асоциальные семьи?

– Не всегда. Во-первых, это несовершеннолетние мамы. Чтобы они не отказывались от своих детей, необходимо создать центр «Маленькая мама». В нем в первые месяцы мамы могут получить помощь, ощутить радости материнства. Но у нас такого центра нет.

Вторая группа риска – молодые женщины, которые имеют отклонения в психическом развитии. Напомню случай в Осе, когда мама оставила трехлетнюю дочку с преступником, который в состоянии наркотического опьянения изнасиловал девочку, а потом попытался ее убить. В результате девочка стала инвалидом. Когда мы проанализировали ситуацию, оказалось, что молодая мама была умственно отсталой. Но поскольку с ней никто не работал, она не представляла, что такое ребенок и какую она несет передним ответственность.

Еще одна группа риска – женщины с детьми-инвалидами. Как показывает практика, в 70% случаев отец уходит из семьи, поэтому мама воспитывает ребенка одна. И здесь нам нужно принять меры, чтобы мама не отказалась от своего ребенка.

Вы уже шесть лет занимаетесь правами ребенка в Пермском крае. Каковы главные результаты вашей работы?

– Главное, был образован новый институт по защите прав детей, созданы механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Почтив половине случаев при обращении граждан к нам нашими действиями удавалось восстановить нарушенные права ребенка. А это говорит о доверии общества к этому институту. Кроме того, уполномоченный участвует в законотворческой деятельности, поэтому проблемы в области прав детей в крае стали решаться системно. 

 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
28 фев 2014 в 15:52

Во-первых, это несовершеннолетние мамы. Чтобы они не отказывались от своих детей, необходимо создать центр «Маленькая мама». Ну, появится такой центр, и что? Будут девочки малолетние еще больше рожать. Может, надо какую-то программу проводить социальную для таких "девочек", нанять специальных работников, которые будут объяснять этим "взрослым" деткам: что такое хорошо и что такое плохо. Воспитывать детей надо, а не на школы все переносить, всю ответственность. Перенесут ответственность на всех учителей, которые и без этого "зашиваются" со своей работой. Работайте с родителями, пусть уже возьмуться за мозги своих детей!

Гость
1 мар 2014 в 21:54

НА себя посмотрите! Это не Миков, а ВЫ нарушаете права детей, даже ПРАВО на получение образование в школе по прописке и те НАРУШАЮТ! Кто нарушил - ДИРЕКТОР "элитной гимназии 17" т.е. педагог, который должен учить детей, так? Врачи нарушают права детей на бесплатное и полноценное лечение, так? Привыкли перекладывать ответсвенность ...А кондуктор, который выгнал девочку на мороз? А директор этого дет.дома? К зеркалу подойдите и взгляните на себя, пермяки! В кого вы превратились???Причем тут МИКОВ?

Гость
3 мар 2014 в 13:57

до чего у нас люди недалекие и не внимательные, не поймут суть дела и начинают возмущаться.