Город Виталий Гаврилов, директор пермского филиала ЗАО «Газпром газораспределение Пермь»: «Что взорвалось в Голованово?»

Виталий Гаврилов, директор пермского филиала ЗАО «Газпром газораспределение Пермь»: «Что взорвалось в Голованово?»

3 ноября в Перми случилась трагедия – в результате взрыва в жилом доме 6а по улице Сухумской погибли два человека, пострадали – восемь, полсотни пермяков остались без крова. МЧС в качестве предположительной причины взрыва назвало бытовой газ. За подробностями мы обратились к директору Пермского филиала ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» Виталию Гаврилову.

– Виталий Ильич, что случилось в доме по улице Сухумской? Действительно ли взорвался бытовой газ?

– Прежде всего, я хотел бы сказать слова соболезнования родственникам и близким погибших, а также поддержать тех пермяков, кто пострадал и остался без крова. Думаю, что не только местные власти, но и все горожане поддержат и морально, и материально своих земляков, попавших в беду.

Теперь несколько фактов. Дом №6а действительно газифицирован: в 1965 году были установлены газовые плиты, а в 1970 – газовые проточные водонагреватели. Утром 3 ноября 2014 года в 8:33 на наш телефон "04" поступил звонок из МЧС о взрыве. В 8:50 аварийно-спасательная бригада газовой службы прибыла на место, локализовала аварию и увидела картину, не характерную для взрыва природного газа.

Что было не так, как обычно бывает при взрыве газа?

– Основное отличие заключается в отсутствии пожара. Если бы в квартире случилась утечка природного газа, который, смешиваясь с воздухом, достиг определенной концентрации, то при наличии электрической искры от выключателя или от зажженной спички произошло бы возгорание этой горючей смеси. При возгорании горючих газообразных смесей в открытом пространстве по ним распространяется пламя, представляющее собой волну химической реакции в виде слоя толщиной около одного миллиметра, называемого фронтом пламени. Однако, как правило, это горение происходит недостаточно быстро для образования взрывной волны. А вот если это случается внутри закрытых помещений, то в результате значительного повышения давления происходит их разрушение взрывной волной.

Ни наши специалисты, ни специалисты МЧС не зафиксировали во взорвавшемся доме никаких следов пламени: не было ни открытого горения, ни дыма от тления, ни следов копоти. Кстати, следов горения и копоти не обнаружено и впоследствии при демонтаже рухнувших плит перекрытия.

А в июньском взрыве квартиры на Степана Разина была аналогичная картина?

– Нет, там был пожар. В доме на Степана Разина после самовольного демонтажа газовой плиты и счетчика произошла утечка газа с последующим его возгоранием, разрушением конструкций и пожаром. Я был на месте той аварии и все мы видели там дым, копоть – то есть типичную картину последствий возгорания газовоздушной смеси.

На Сухумской же ничего подобного не было. Но это еще не всё. Как известно, в природный газ, подаваемый в квартиры и коммунально-бытовые объекты, добавляется сильно пахнущее вещество – одорант. Это делается для того, чтобы можно было по запаху обнаружить утечку газа. Ни жители аварийного дома, ни жители соседних домов не почувствовали запаха газа ни до взрыва, ни после. Не обнаружили его и наши специалисты аварийно-диспетчерской службы при помощи специального прибора – газоанализатора.

Кроме того, зрительно видно, что эпицентр взрыва пришелся не на кухню квартиры № 17, где установлены газовая плита и колонка, а на гостиную. После разбора завалов и плита, и колонка обнаружены целыми, не поврежденными, на своих местах, а газовые краны на них находились в закрытом положении. Газопроводы в подъезде и квартире также не имеют деформаций, вызываемых взрывом в них газа.

То есть Вы считаете преждевременными утверждения о взрыве бытового газа?

– Я излагаю только факты и на их основании считаю эти утверждения преждевременными! А точно утверждать о природе взрыва станет возможно только после проведения соответствующих экспертиз в рамках расследования возбужденного уголовного дела. Пока же те, кто, не подбирая слов, распространил в СМИ версию о взрыве бытового газа, высказывают лишь свои ничем не подтвержденные и поэтому безосновательные предположения. Не более того! Понятно, что должностные лица озвучили, как они считают, самую вероятную, буквально, лежащую на поверхности версию. Действительно, ну не о взрывчатке же им говорить!

Компетентные органы проанализируют все версии, даже самые маловероятные, и установят истинную причину взрыва. Но сейчас мне, руководителю газовой службы города, да и всему нашему трудовому коллективу, в котором трудятся свыше 530 человек, обеспечивая круглосуточное функционирование газораспределительной системы краевой столицы, очень обидно слышать и читать подобные необоснованные предположения, бросающие тень на наш профессионализм.

Ведь газовики – это тоже жители Перми, которые так же могут пострадать от подобных несчастных случаев. И именно мы, газовики, особенно в последние полгода, вызываем на себя огонь критики и недовольство жителей и организаций города, когда выявляем многочисленные нарушения в содержании газового оборудования и поэтому вынуждены приостанавливать подачу газа ради безопасности самих же нарушителей и их близких!

Виталий Ильич, проводила ли ваша организация техническое обслуживание внутридомового газового оборудования пострадавшего жилого дома?

– Управляющая компания «Бумажник», обслуживающая дом №6а по улице Сухумской, заключила с Пермским филиалом ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» договор о техническом обслуживании газового оборудования. Обслуживание было выполнено нашими специалистами в октябре 2013 года, то есть год назад. Законодательство установило периодичность проведения такого обслуживания – не реже одного раза в три года, таким образом, срок проведения следующего обслуживания еще не наступил.

В прошлом году специалисты провели ревизию не только газопроводов и задвижек, идущих по фасаду и в подъездах дома по Сухумской, но и провели техническое обслуживание газового оборудования в квартирах, в том числе и в квартире №17, находящейся в эпицентре взрыва. Никаких нарушений тогда выявлено не было. За прошедший год жильцы дома ни разу не вызывали службу «04». Происходило ли несанкционированное вмешательство или замена газового оборудования в течение последнего года – установит следствие. Наши специалисты окажут ему всяческое содействие.

Кстати, мои слова о возможном несанкционированном вмешательстве – не случайность. На досках объявлений у подъездов аварийного дома и окрестных домов мы и следователи обнаружили висящие объявления, в которых некто не названный предлагает жильцам свои услуги по замене газовых колонок. Никаких данных: безвестный ли это умелец дядя Вася или юридическое лицо? Является ли членом соответствующей саморегулируемой организации, как того требует законодательство, имеет ли обученных и аттестованных специалистов? Нет ответа, только телефон.

Хочу обратиться к пермякам – доверяйте установку и обслуживание своих газовых приборов только профессионалам, для которых газ – это жизнь и многолетняя работа, а не способ быстрого заработка на некачественном монтаже. Как мы видим, цена беспечности и безответственности – слишком высока. Берегите себя, пусть газ будет не источником угрозы, а источником уюта и тепла в ваших домах!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем