8 апреля среда
СЕЙЧАС -7°С

Рост цен на продукты питания в будущем году не прекратится. Об этом открыто говорят и эксперты, и представители торговых сетей. Однако собеседники уточняют, что дороговизна отдельных продуктов зависит в том числе и от самих потребителей. Как вести себя покупателю, чтобы не разориться на гречке, выяснял корреспондент 59.ru.

Торговые сети рассчитывают на сотрудничество с покупателями и сегодня не скрывают, что продукты будут дорожать. От потребителя ждут готовности к росту цен и понимания ситуации на продовольственном рынке.

С идеей провести пресс-конференцию на тему роста цен на продукты питания выступила председатель комитета по экономическому развитию и налогам краевого парламента Елена Гилязова. Она пояснила, что видит проблему с двух сторон – не только как депутат, но и в качестве директора розничной сети «Семья». Эксперт сразу предостерегла от веры чьим-либо популистским заявлениям: продукты дорожать будут, и не только импортные.

«Та экономическая реальность, в которой мы существуем, имеет тенденцию к росту цен, – пояснила г-жа Гилязова. – Понятно, что дорожает товар, который покупают за границей за валюту, поскольку курсы доллара и евро по отношению к рублю растут. Но и в целом в зоне продуктов питания сегодня имеет место отставание в ценах на два-три месяца».

Спикер заверила, что все без исключения ритейлеры заинтересованы в том, чтобы цены оставались приемлемыми для покупателей, поскольку товар нужно продавать. Применяются меры по сдерживанию цен, в частности, за счет реализации уже имеющегося товарного запаса. Кроме того, в условиях кризиса продавцы начинают бороться за покупателя, реальная заработная плата которого снижается, поэтому используются все средства сдерживания роста и закупочных цен. Также перед магазинами стоит задача удержать имеющийся ассортимент товаров как низкой, так и высокой ценовых категорий: кто-то предпочитает недорогое шампанское, а кто-то – коллекционное.

В то же время отношения между поставщиками, продавцами и покупателями, по мнению г-жи Гилязовой, должны сложиться в виде сотрудничества, а общественное мнение необходимо формировать правильным образом. «Месяц назад мы получили ажиотажный спрос по гречке. Было ли хотя бы одно СМИ, которое не написало о том, что в стране дефицит гречки? В итоге продажи возросли в три раза. В этом случае начинает работать закон рынка. Либо товар исчезает с полок, либо на него растет цена. Продавец не заинтересован в том, чтобы полки опустели, поэтому он повышает цены. Но на сегодняшний день дефицита гречки нет. Я бы предложила нам всем вместе не раскачивать лодку, в которой все мы гребем в одну сторону».

На следующий год ритейлеры не прогнозируют глобального роста цен. В настоящее время стоимость валюты начинает стабилизироваться. В этих условиях в 2015 году ожидается удорожание продуктов питания в диапазоне 10-15%. Это на случай, если не произойдет новых негативных событий для рынка.

Собеседница также отметила, что на сегодняшний день сети предоставляют площади своих торговых помещений фермерам. Подобная инициатива реализуется ритейлерами с разным успехом, но факт торговли производителем без посредников есть. При этом, г-жа Гилязова считает, что местного производителя необходимо стимулировать к выпуску более качественного товара, конкурентноспособного в условиях отмены антисанкций и возвращения на российских рынок импортных продуктов в прежнем объеме.

Зампред краевого правительства, глава минпромторга Алексей Чибисов подчеркнул, что в Прикамье с ценами на продукты сложилась не самая худшая ситуация: Пермский край перестал быстрее всех в Приволжском федеральном округе прирастать по потребительской корзине. Впереди оказались и Башкортостан, и Удмуртия, и Мордовия. «Нам удалось согласовать со всеми сетями недопущение роста наценок на продукцию, и мы благодарны им, что достигнутые договоренности соблюдаются. Кроме того, выдался удачный год по кормовой базе, что способствует росту производства молока. Удалось сдержать цены на мясо птицы: обидно, что наш производитель пошел в зарабатывание сверхдоходов, но сети расширили ассортимент на своих полках за счет других регионов, что позволило избежать скачка цен. Однако реально почти в два подорожала капуста. Это связано с тем, что в Прикамье весь ее урожай ушел под снег».

Чиновник также отметил, что в настоящее время наблюдается ажиотаж на товары длительного пользования, например, автомобили и бытовую технику, поэтому покупатели меньше покупают продуктов питания. Сверхспроса нет – нет и резкого роста цен. При этом он рекомендовал пермякам не делать «длинных» закупок продуктов в оставшиеся дни декабря, поскольку, по мнению г-на Чибисова, в январе многие из них можно будет приобрести дешевле.

Эксперты сошлись во мнении, что импортозамещение продуктов питания в Прикамье пока не заработало. Производства сыра в регионе нет как такого, а продукт из Кеза или Можги может не заинтересовать любителя пармезана. В то же время предприятия не готовы к замещению импорта: для этого нужно наращивать объемы производства, а в условиях, когда завод работает на полную мощность, это сделать невозможно. Были попытки наладить поставки плодоовощной продукции из других стран, но выяснилось, что во многих случаях под видом сербских яблок везут запрещенные польские. «Ярлыки переклеивают прямо на границе», – заявил г-н Чибисов.

«Цены росли и будут расти. Остановить рост цен нереально. Надо говорить о том, как вести себя, чтобы максимально компенсировать негативные моменты от сложившейся в экономике ситуации. Самое ужасное к чему можно прийти – регулирование цен. Это грозит дефицитом продуктов, поэтому перед нами стоит задача сохранить рыночные механизмы», – заключила Елена Гилязова.

Что касается поддержки сельхозпроизводителей, то, по данным краевого правительства, за последние три года она выросла троекратно, и на следующий год ее объемы сохранятся, несмотря на дефицит бюджета. В то же время г-жа Гилязова по-своему дала заочный ответ кировскому журналисту, который пожаловался Владимиру Путину, что «Вятский квас» не хотят продавать ни «Ашан», ни другие ритейлеры: «С конкурентным продуктом производителю легко «зайти» в сеть».

Напомним, на сегодняшний день все изменения цен на социально значимые продукты, среди которых говядина, свинина, курица, мороженая рыба, сливочное масло, питьевое молоко, белокочанная капуста, картофель, репчатый лук, морковь и яблоки, контролируются пермским УФАС. С идеей проверять магазины на добросовестность выступил и депутат Госдумы от Пермского края Валерий Трапезников. Его инициативу поддержал региональный штаб Общероссийского народного фронта. «Если на шотландский виски повысят цены – люди этого даже не заметят. Правильно? Есть любитель, но это уже его дело, – заметил народный избранник. – Нас должны интересовать в первую очередь цены на продукты первой необходимости, такие как молоко, овощи, крупы и другие. На уровне региона мы этот перечень составим. Если закупочные цены одинаковые, то почему в некоторых магазинах продукты гораздо дороже? Значит, это спекулянты. Будем составлять черные списки таких магазинов».

Парламентарий пообещал, что «черные списки спекулянтов» будут передаваться контролирующим ведомствам, а возможно, и лягут на стол губернатора.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!