Город Константин Окунев: «Басаргин и Пустота»

Константин Окунев: «Басаргин и Пустота»

Сегодня, 1 апреля, вся прогрессивная общественность празднует День Смеха или День Дурака. Думаю, эту дату впору уже объявлять государственным праздником Пермского края и делать его выходным днем – прежде всего, для тех, кто сегодня трудится в краевом правительстве и в администрации губернатора. Ведь День Дурака, по сути, является их профессиональным праздником.

Именно такой вывод поневоле напрашивается после подведения итогов трехлетней деятельности господина Басаргина на посту губернатора Пермского края. Ведь для нас, пермяков, апрель славен не только тем, что начинается Днем Дурака, но еще и тем, что три года назад – 28 апреля 2012 года – тогдашний президент России Дмитрий Медведев послал бывшего министра регионального развития РФ Виктора Басаргина руководить Пермским краем.

«Боже, какими мы были наивными»

Помните, как все начиналось? Помните, как многие из нас (в том числе, и я) как дети радовались окончанию эпохи опостылевшего за 8 лет губернатора Олега Чиркунова и приветствовали приход нового человека, никак не связанного с пермскими «группами влияния», которые практически весь период губернаторства Чиркунова вели друг с другом бесконечную войну не на жизнь, а на смерть. Говорили, как же повезло Пермскому краю, что у руля его встал бывший федеральный министр, считающийся одним из лучших лоббистов России. Человек, который должен был привлечь внимание федерального центра к Прикамью и привести в регион федеральные деньги и деньги крупных инвесторов для решения проблем, не терпящих отлагательств. «Вот теперь-то точно в ближайшие год-два в Перми появятся новые современные аэропорт и железнодорожный вокзал, наша знаменитая галерея переедет в новое достойное ее коллекций помещение, а зоопарк, наконец, перенесут с территории бывшего кладбища», – так уверенно думали мы и приветствовали нового губернатора. В общем, кричали ему «ура» и в воздух чепчики бросали».

Да-да, не прячьте стыдливо взгляд – это было всего три года назад. Какими же мы были тогда наивными! И, прежде всего, я сам воспринял появление Басаргина в Перми с нескрываемым воодушевлением. Уже в самом начале мая 2012 года – накануне утверждения его губернатором в Законодательном собрании – Виктор Федорович пригласил меня на встречу. Разговаривали мы долго, и новый губернатор тогда произвел на меня самое благоприятное впечатление. Я решил, что Пермскому краю наконец-то несказанно повезло, что вместо фантазера и прожектора регион возглавил человек, крепко стоящий на земле, с колоссальными связями и возможностями, при котором настрадавшееся за годы чиркуновщины Прикамье сделает гигантский рывок вперед.

Тогда я сразу же и безоговорочно поддержал Виктора Басаргина. Первые полгода его губернаторства мы встречались и разговаривали по несколько раз в неделю. Мне понравилось, что Виктор Федорович, в отличие от его предшественника, старается слышать собеседника и воспринимать его предложения, хочет понять регион, в который он приехал, и людей, которые живут на этой земле. Вскоре был создан политический совет при губернаторе, куда вошли не только руководители региональных отделений политических партий, но и так называемые «внесистемные политики» (включая вашего покорного слугу), и правозащитники. Первое время политсовет собирался раз в месяц, обсуждал наиболее острые политические темы региона, а на одном из заседаний этого органа побывал даже Полномочный Представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, который назвал создание пермского политсовета настоящим «ноу хау», опытом, который обязательно стоит перенять другим регионам.

Краснокамская зачистка и дело Панова

Это был поистине «медовый месяц» во взаимоотношениях нового губернатора и пермяков. Точнее, несколько месяцев – где-то до октября-ноября 2012 года. Когда казалось, что все несчастья и неприятности Пермского края остались в прошлом, что с таким опытным и умным капитаном мы пройдем через все бури и штормы. Это сегодня – спустя три года – мы понимаем, что, на самом деле, находимся на «Титанике», а капитан и его помощники заняты лишь тем, что собирают вокруг себя все шлюпки и спасательные круги, чтобы вовремя покинуть борт тонущего судна, оставив всех нас один на один с огромным айсбергом нерешенных проблем и нереализованных проектов.

«Первые звоночки», впрочем, прозвучали уже осенью 2012-го года. Сначала в худших традициях Чиркунова и его «серого кардинала» Алиева краевая власть устроила беспрецедентную «зачистку» на выборах главы Краснокамского района. Когда явному фавориту кампании Наталье Белослудцевой дважды (!) под надуманными предлогами отказали в регистрации на выборах, а пермяка Юрия Крестьянникова с нулевым в начале кампании рейтингом зарегистрировали, хотя он представил часть подписей, собранных не за него, а за другого кандидата. И я, и другие члены политсовета тогда забили тревогу, потребовали срочной встречи с губернатором. Виктор Федорович с нами встретился, напоил чаем, покачал головой, пообещал вмешаться и восстановить Белослудцеву на выборах. В итоге так ничего и не сделал, а Крестьянников в условиях полной «зачистки» поляны от конкурентов стал на тех «выборах» «победителем».

Примерно в то же самое время как гром среди ясного неба разразился скандал с арестом Романа Панова, которого Басаргин согласовал на должность председателя краевого правительства, охарактеризовав его как честного человека, за которого он ручается. Буквально через неделю после этого «честного человека» увезли из его собственного кабинета в наручниках представители федеральных силовых структур. Такого в Перми не было еще никогда. Но тогда я подумал, что это, наверное, какая–то подстава политических противников Басаргина, которым он наступил «на горло». И, несмотря на первые появившиеся сомнения, в очередной раз заявил о поддержке Виктора Федоровича. А чуть позже поддержал его в противостоянии с командой Юрия Трутнева, приветствовал избрание Николая Демкина лидером «Единой России», назначение Геннадия Тушнолобова и Дмитрия Самойлова соответственно руководителями правительства и администрации губернатора.

Разрушение системы сдержек и противовесов в Перми

Однако окончание первого года губернаторства Басаргина, пришедшееся на весну 2013 года, уже привело к «раздвоению» моего отношения к Виктору Федоровичу. Ведь, по сути, с его молчаливого согласия в роли настоящего хозяина Перми утвердился Владимир Иванович Плотников, который успешно провел в городскую думу своего ставленника Алексея Оборина, на снятии которого с выборов настаивали «силовики», но Басаргин лично дал команду не делать этого. И именно Плотников с подачи губернатора стал главной движущей силой в деле снятия с поста пермского сити-менеджера Анатолия Маховикова, который на тот момент выполнял роль единственного серьезного противовеса Владимиру Ивановичу и его команде. Сегодня мы видим, к чему это привело.

По сути, уважаемый депутат Плотников реально рулит и городской думой, и городской администрацией, а глава города И. Сапко и другие чиновники стали лишь инструментами в руках истинного хозяина миллионного города.

Я к Владимиру Ивановичу отношусь с уважением. Он сильный волевой человек, любящий свой город. Но я считаю, что нужна система сдержек и противовесов, и неправильно, когда все городские ресурсы оказываются подконтрольны лишь одной группе и одному человеку с небесспорной репутацией. Создав режим наибольшего благоприятствования для Плотникова губернатор, конечно, тем самым, обеспечил себе прохождение любого вопроса через гордуму. Но он, по сути, выпустил джинна из бутылки. А чем заканчиваются такие игры – мы помним из опыта 2005–2006 годов, когда Олег Чиркунов уже сделал из Владимира Плотникова реального игрока на пермском политическом поле. А потом ценой неимоверных усилий и только после вмешательства федеральных силовиков удалось не допустить его неминуемой победы на выборах мэра Перми.

Мутные схемы пермского «зоопарка»

В общем, в апреле 2013 года – спустя год после назначения Басаргина губернатором – у меня уже не было особых иллюзий относительно этого персонажа. В то же время не видел оснований лишить Виктора Федоровича шанса на перезагрузку. Хорошо, говорил я себе, может, он слабый политик, но зато классный лоббист и хозяйственник. И сможет сделать то, до чего так и не дошли руки у его предшественника – аэропорт, зоопарк, галерею и т. п.

Увы – и тут меня, как и большинство из вас – ждало жестокое разочарование. Весной 2013 года прошли конкурсы на выбор инвестора для строительства аэропорта и застройку квартала №179. Оба конкурса прошли по кривой схеме, породили массу скандалов и в итоге были отменены. Лишь недавно оба конкурса прошли повторно и не вызвали вопросов. Но 2 года мы потеряли – из-за элементарного нежелания чиновников Басаргина действовать по закону и проводить все тендерные процедуры по понятным и прозрачным схемам. В итоге два организатора первого – «кривого» – конкурса по застройке квартала №179 некие господа Юков и Кощеев, приехавшие в Пермь из Екатеринбурга по приглашению Басаргина, сегодня приговорены к длительным срокам лишения свободы за допущенные при проведении тендера «художества».

Что касается аэропорта, то и сегодня лично у меня нет никакой уверенности в том, что он будет построен в указанные сроки. Пока же всем нам остается летать через наш сарайчик и по-доброму завидовать жителям Самары, где конкурс на выбор инвестора для аэропорта прошел одновременно с нашим 2 года назад. Только никто его не поставил под сомнение, потому что его организаторы не пользовались «мутными» схемами. И вот совсем недавно Дмитрий Медведев открыл для эксплуатации новый современный терминал самарского аэропорта, возведенный в рекордно короткий срок.

Думаю, что и история с переносом зоопарка может закончиться для ее инициаторов примерно так же, как закончилась для Юкова и Кощеева история с конкурсом на застройку квартала №179. За вроде бы благими пожеланиями разместить новый зоопарк в центре города на территории Черняевского леса кроется на самом деле грандиозная афера. Смотрите: разрешений на строительство зоопарка в Черняевском лесу нет, а мэрия Перми уже торопится реализовать землю на Братской, 100, где по Генплану Перми и предполагалось разместить новый зоопарк. В чьих интересах это делается? Кто решил заработать на этой землице? И что будет с Черняевским лесом? Не застроят ли его в итоге элитными коттеджами господин Демченко сотоварищи? Очень надеюсь, что нашей «зеленой коалиции» все же удастся спасти лес до того, пока вся эта приезжая группа граждан во главе с Басаргиным навсегда покинет наш край.

Многострадальную галерею куда только не собирались переносить. В конце 2013 года Басаргин силой продавливал решение разместить ее в здании Речного вокзала, находящегося в зоне катастрофического затопления. Полгода ушло у пермской общественности и руководства галереи на борьбу с этой дурацкой идеей. Благо, в мае был сильный паводок, всю набережную затопило, и губернатор сам убедился в опасности этой затеи. Еще спустя полгода родилась новая идея – перенести галерею в здания бывшего ПВКИУ. Однако воз, как говорится, и ныне там.

И еще об управленческой импотенции губернатора: третий мост, Бахаревка и вокзал.

Я уж не говорю про другие многочисленные прожекты Виктора Басаргина, которые он сначала с энтузиазмом обсуждал в своем блоге, а потом напрочь забывал о них. Это и строительство третьего моста через Каму, и реконструкция железнодорожного вокзала, и застройка Бахаревки дешевым и комфортным жильем. Последний проект продавливался Басаргиным и Демченко особенно усиленно – несмотря на все протесты общественников и сетевиков. И что же на выходе? Пшик. Результат – тот же, что и у всех остальных прожектов нынешнего пермского губернатора.

Впрочем, я не справедлив. Один крупный инфраструктурный проект Басаргину все же удалось реализовать – он построил водовод до Краснокамска. Но проблем с водоснабжением города это не решило. Мало было построить магистральный водовод – надо реконструировать еще внутригородские сети, чтобы они выдержали повышенное давление и распределили чусовскую воду по квартирам краснокамцев. Однако этим никто не занимался и не занимается, денег на эти цели ни в одном бюджете нет. Вот и работает новый прекрасный водовод вхолостую, поставляя воду лишь жителям городских окраин. А в самом Краснокамске жители как пользовались плохой камской водой, так и продолжают ею пользоваться. А ведь, на минуточку, это было личное поручение президента Путина!

В общем, за что бы Виктор Федорович ни брался – ничего у него не получается. Видимо, судьба такая у человека. Жаль только, что это самым непосредственным образом отражается на судьбах 2,5 миллионов жителей, населяющих наш край. Ведь они совсем не виноваты в том, что из Москвы им поставили такого губернатора, у которого не получается ровным счетом НИЧЕГО. А выбрать себе кого–то другого они не могут…

…дальше разговаривать с ним было бессмысленно

Кстати, о выборах. К концу второго года губернаторства Басаргина мне стало окончательно ясно, что все его рассуждения о демократии, о необходимости возврата прямых всенародных выборов мэра Перми и ликвидации института сити-менеджеров – вранье и пустая болтовня. На муниципальных выборах 2013 года большинству кандидатов от руководимого мною общественно-политического движения «Выбор» было под надуманными предлогами отказано в регистрации. Мы даже были вынуждены обратиться в связи с этим произволом с открытым письмом к первому заместителю главы администрации президента РФ Вячеславу Володину. Справедливости ради надо сказать, что через год, когда руководителем администрации губернатора был Алексей Фролов, местные выборы проходили уже более честно, и откровенного беспредела со снятием кандидатов не было. Но в целом моего отношения к политике Басаргина это уже не поменяло.

Политсовет все больше превращался в декоративный ничего не решающий орган, и собирал его губернатор все реже и реже. Несмотря на позицию абсолютного большинства членов политсовета по возвращению к всенародным выборам мэра Перми стало понятно, что Басаргин взял курс на полную ликвидацию выборности местных глав по всей территории края. Последний раз я лично встречался и разговаривал с Виктором Федоровичем в конце февраля 2014 года. После чего понял, что дальше пытаться убеждать этого человека в чем-либо абсолютно бессмысленно. Больше мы с губернатором не встречались и ничего не обсуждали. А в марте прошлого года я принял решение о выходе из политсовета. Который после этого был распущен. Иллюзии и всякие надежды на перезагрузку закончились. Стало совершенно понятно, что с этой властью не о чем разговаривать и не о чем договариваться. Ей можно только противостоять.

Последние решения «голого короля»

Третий – и по хронологии последний – год правления Басаргина настолько свеж в памяти, что можно даже на нем особо не останавливаться. С моей точки зрения, в течение всего года ускоренными темпами продолжалась деградация этой власти, которая все ближе и ближе подступает к собственной точке невозврата. Вот только несколько ключевых событий, характеризующих всю степень этой деградации.

  1. Окончательный отказ от выборности мэров и фактическая ликвидация местного самоуправления в Пермском крае. Последние решения депутатов Законодательного собрания фактически предоставляют губернатору неограниченные полномочия по назначению главами территорий тех людей, которых он сочтет нужным. Может, для этого надо будет всего лишь одно единственное условие: быть выходцем из Свердловской или Челябинской области – ведь там хороших мест в органах власти всем явно не хватает.

  2. Полный управленческий коллапс в краевом правительстве и администрации губернатора. Ничем не мотивированные отставки высших чиновников из числа пермских и приезд новых «варягов» на ключевые позиции. 2, 5 месяца, прошедшие после отставки Алексея Фролова, в регионе нет полноценного главы администрации губернатора.

  3. Фактическая узурпация власти в Пермском крае группой лиц из числа «варягов», особо приближенных к Виктору Басаргину – а точнее триумвиратом Демченко – Маркевич – Абузярова. Создается ощущение, что и сам губернатор, и все остальные – лишь статисты в спектакле, режиссируемом этой «святой троицей». Непонятно, как и на какой основе принимаются решения, и кто несет за них ответственность.

  4. Колоссальный рост долгов краевого бюджета – в 23 раза. По показателю динамки роста государственного долга Пермский край вышел в абсолютные лидеры среди всех российских регионов. Если так будет продолжаться и дальше, в каком состоянии нынешний «капитан» оставит наш «Титаник»?

  5. Уход из Пермского края ряда инвесторов. В том числе, компании Сан Ин Бев, перенос центра управления энергетическими активами ТГК–9 в Самару, серьезные проблемы на Пермском пороховом заводе и других ведущих предприятиях региона.

Список этих «достижений» можно продолжить, но, думаю, достаточно и этого, чтобы констатировать: Виктор Басаргин и его команда за три года своего пребывания в Пермском крае не породили ничего, кроме бесконечной зияющей Пустоты. Думаю, пройдет много лет, и когда потом будут искать ответ на вопрос, чем же была короткая эпоха Басаргина для Пермского края, сам собой появится только один ответ. Она была ПУСТОТОЙ.

Честно говоря, своим сегодняшним материалом я подвожу итоги не трех лет Виктора Басаргина. Я подвожу итоги всего периода правления Басаргина в Пермском крае. Ибо уверен, что работать Виктору Федоровичу и его сподвижникам в Перми осталось недолго. Максимум – до начала 2017 года, да и то при самом хорошем для них раскладе. Сегодня совершенно очевидно, что никто в федеральных эшелонах власти не даст Виктору Басаргину никакого «добра» на участие в досрочных выборах губернатора Прикамья в нынешнем году. В лучшем случае скажут старое доброе «Не дергайся!». В худшем – предложат написать заявление по собственному, ведь время для назначения нового и. о. главы региона и объявления выборов есть до конца мая – начала июня. Мне же почему-то кажется, что ничего не скажут, и так и будет Виктор Федорович дальше безуспешно напрашиваться на прием к Володину, который два месяца его не принимает.

Ну, не тянет он на губернатора!

Когда же Басаргин уйдет с поста губернатора? Лично для меня это совершенно неважно. Он может уйти и грядущей осенью, и будущей весной – ведь выбрать губернатора можно и в сентябре 2016-го, а выборы в Госдуму пройдут в декабре. Может досидеть и до начала 2017-го – когда закончатся его полномочия. Я уверен в одном: он неминуемо уйдет, потому что нахождение такого человека на посту губернатора компрометирует всю вертикаль власти и лично президента РФ в тысячу раз больше самого страшного компромата. И после него останется наш идущий ко дну «Титаник» – несчастный Пермский край, окруженный Пустотой. И всем нам как-то надо будет спасать корабль, чтобы он окончательно не затонул на той глубине, откуда достать его уже будет невозможно.

Именно поэтому я не собираюсь больше анализировать деятельность губернатора Басаргина и его команды. Они мне не интересны. Они могут еще какое-то время занимать свои кабинеты на Куйбышева, 14, «пилить» «бабло» на проектах, которые никогда не будут реализованы, «мутить» всякие «гениальные» пиар-акции типа «кукол Вуду». Буду говорить про кого-то из них только в контексте тех или иных информационных поводов, а сами по себе эти люди никакого интереса больше не представляют. С ними все окончательно и бесповоротно ясно.

Сейчас меня больше волнует другое. Как все мы будем жить после Басаргина? Что надо делать уже сейчас для того, чтобы процессы деградации и умирания Пермского края, запущенные за последние годы, не приняли необратимого характера? Сможет ли наш регион возродиться и снова стать одним из ведущих центров России?

Именно об этом я бы и хотел говорить в ближайшее время…

Досье на автора Константин Окунев был депутатом гордумы второго созыва (2000), заксобрания Пермской области третьего созыва (2001–2006) и заксобрания Пермского края первого созыва (2006-2011). Учредитель Фонда гуманитарных инициатив «Добрая сила». Женат, воспитывает четырех детей. Ближе с ним вы можете познакомиться на его странице в FB.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем