Город Путь домой «шагнувших в бессмертие»

Путь домой «шагнувших в бессмертие»

На далекой псковской земле нашли трех пермских солдат и их медальоны. Останки бойцов обнаружили поисковики отряда «Высота». Все три наших земляка спустя 70 лет вернутся на родную землю и будут перезахоронены после 9 мая в поселке Комсомольский, под Кунгуром.

Одна воронка. Для трех бойцов она стала братской могилой. Весточка от псковских поисковиков пришла в Пермь. «Это крайне редкий случай, когда найдены читаемые солдатские медальоны, – рассказала координатор пермского «Бессмертного полка» Анна Отмахова. – У одного пока не нашли родственников. Но, наверно, это шанс, чтобы семьи спустя 74 года снова обрели своих родных, о которых не было сведений, но, думаю, память была».

В Невельском районе под деревней Смольники поисковики отряда «Высота» работают не первый год. «По этому месту шел прорыв немецких дивизий, – отметил участник поискового отряда «Высота» Сергей Боготов (г. Великие Луки). – Бои здесь были очень напряженные. Можно сказать, шли днем и ночью. Не считаясь с потерями, враг шел вперед. Огромное число погибших было с обеих сторон. За все время Великолукской наступательной операции безвозвратные потери Красной армии составили всего за два месяца (!) 54 тысячи человек».

«Погиб почти весь полк деда»

Под Смольниками поисковики вели раскопки с марта. «В одной воронке от снаряда нашли не одного моего деда Петра Черепахина, а сразу троих солдат. Все числились «без вести пропавшими», и у всех трех сохранились медальоны, – рассказал внук найденного бойца Сергей Целовальников. – Недалеко от Невеля, рядом с озером Боровно, есть деревня Смольники. 416-ая стрелковая дивизия выходила из окружения от колхоза Репище (это чуть южнее Смольников), а сама деревня Смольники – на возвышенности, там у немцев были организованы огневые точки. Без их уничтожения никто вообще бы не вышел. Вот и стреляли немцы с высотки, пока наши их не уничтожили».

Обнаруженные Петр Черепахин и Григорий Петров были призваны одновременно в июне 1941 года, и уже 24 июня они вступили в бой. Погибли в 20-х числах июля того же года, выходя с боями из окружения. Оба служили в 416-й стрелковой дивизии. Их родственники уже связались с поисковым отрядом. А третий «поднятый» поисковиками боец – младший лейтенант Иван Трофимович Коваль (дата рождения неизвестна) – служил в 385 стрелковом полку, 112 стрелковая дивизия, 22-я армия. Его родных просят откликнуться.

Сергей Целовальников рассказал, как его дед Петр Черепахин в июне 1941 года был призван на военные сборы в Лысьве Кунгурским военкоматом. 17 июня части прибыли в Белоруссию на станцию Дретунь. Спустя восемь дней, 25 июня, в районе г. Краслава принял первый бой. После того как сложилась угроза окружения дивизии, она 2 июля отошла на возвышенности восточнее Краславы, а в ночь на 4-е число – на рубеж реки Сарянки. В середине июля 112-я стрелковая дивизия оказалась в окружении северо-восточнее г. Невель. В ночь с 19 на 20 июля 1941 г. остатки дивизии смогли пробиться из окружения.

«При этом 416-й стрелковый полк деда, прикрывавший отход, фактически погиб, – рассказал Сергей Целовальников. – Две трети полка погибло, треть попала в плен и погибла там. И практически все числятся до сих пор пропавшими без вести. С войны ни писем, ни фото... Увозили на учебные сборы, а привезли уже на фронт. У деда остались две дочки: Тамара – моя мама, и Вера – она умерла от болезни в войну. Писем от деда нет, сохранилась одна фотография и похоронка. Похоронку выдали еще во время войны, когда бабушка пыталась узнать его судьбу. Бабушка и мама долго вели поиски, но по всем данным было только одно – «пропал без вести, место не установлено». Я тоже несколько лет искал, поднял всю возможную документацию по местам сражений, списался с поисковиками и вот – нашли, да при этом сразу трех солдат, и все установлены!»

1 из 3

«У моего деда сейчас трое внуков и 13 правнуков»

Нашлась и семья бойца Григория Петрова. На фронт он уходил из села Комсомолец Кунгурского района, ныне – Комсомольское сельское поселение. До сих пор там живут его племянницы – внучки его второго брата Павла Григорьева. В медальоне бойца была указана семья: Валинова Анна. «Было их два брата – Григорий и Павел, мой дед, – рассказала двоюродная внучка найденного бойца Наталья Коробейникова. – Григорий старший. Оба работали в совхозе. Григорию было 28 лет, Павлу – 20. Они оба погибли летом 1941 года. В деревне остались их семьи. У Григория жена и две дочки. Дочери выросли. Их уже самих нет в живых. У каждой было и по сыну. Один сейчас живет в Мариуполе, другой в Анапе. Это родные внуки Григория Петрова. С внуком, живущим на Украине, связи сейчас нет. Я не знаю почему. А второй внук в курсе всех событий. До него дозвонились мы. А наш дед Павел Григорьев так и значится в списке «пропавших без вести» до сих пор. У деда сейчас трое внуков и 13 правнуков».

Сейчас в Комсомольском каждый житель знает, что здесь перезахоронят трех бойцов Великой Отечественной. «Сначала мы хотели здесь, в родных местах, одного нашего деда захоронить, но после того, как мы узнали, что нашли трех бойцов в одной воронке, и их прах так и пролежал до нашего времени, приняли решение и похоронить вместе. Вторая семья не против», – отметила Наталья Коробейникова.

Останки всех трех бойцов прибудут в одной капсуле и будут похоронены в братской могиле. «Все делают правильно. Я не против, солдаты 74 года вместе лежали, – добавил Сергей Целовальников. – Пусть будут в родной пермской земле. А я приеду на похороны». Сейчас Сергей живет под Екатеринбургом. «Бывали очень неприятные случаи, когда некоторые семьи отказываются не просто забрать останки, а даже приехать к месту, где нашли родного человека, – вспоминает куратор «Бессмертного полка» в Перми Анна Отмахова. – Так поступила одна семья из Челябинска, сказав поисковикам: "Мы без деда 70 лет жили и еще столько же проживем"».

Между тем, псковские поисковики очень надеются найти семью третьего бойца Ивана Трофимовича Коваля. «За годы работы наш отряд поднял 900 бойцов, и только пятерых смогли опознать. Стараемся вытащить из земли наших солдат, чтобы не было стихийных захоронений, – рассказал поисковик отряда «Высота» (Великие Луки) Роман Строганов. – Когда находим останки немецких воинов, передаем перезахоранивающей команде "Народный Фронт Германии"».

Еще одна удивительная история тоже связана с самоотверженностью и кропотливым трудом поисковиков.

«Всю жизнь бабушка искала знакомый образ»

Весточка о родном деде пришла пермячке Татьяне Морозовой со смоленской земли. Спустя 72 года ее деда Ивана Морозова «подняли» поисковики отряда «Высота» (г. Десногорск). Останки бойца и его именной медальон нашли под Ельней.

1 из 8

Во время Великой Отечественной войны победа под Москвой была практически невозможна без полуторамесячной задержки фашистов под городом Ельня Смоленской области. Об этом говорил маршал СССР Жуков, это признавали и немецкие историки. Сейчас Ельню называют вторым Бородино. Участок фронта вблизи Ельни немцы прозвали «солдатским кладбищем», там погибло 45 тысяч немцев. В боях под Ельней и на Ельнинском выступе погибло свыше 100 тысяч советских воинов.

«Мой дед Иван Морозов ушел на фронт в июле 1941 года. Их ушло три брата: Алексей, Андрей и Иван. Двое вернулись, – рассказала внучка бойца. – А мой дед пропал без вести. Бабушке пришло только одно письмо и больше не было. Согласно этих данных он в августе-сентябре 1941-го погиб. Это патроны деда, которые нашли с дедом. Я видела эту винтовку в музее Ельни. Это была обычная трехлинейка. Вот с ней он и пошел в бой. Пришел эшелон на станцию. Выдали эту трехлинейку и патроны, мы нашли на бруствере (насыпь для ведения стрельбы). Именно эти эшелонники показали силу русского духа. Это была первая победа – смоленское направление. Ребята поисковики мне показали место. Когда я туда приехала и увидела это место, вы знаете, это поле, где только сейчас начинают расти деревья. Там ровное поле. А потом показали, где была высота немцев. Деда нашли в стрелковой ячейке, он был один. Как он вырыл – там его и нашли. Бабушка всю жизнь ждала, она поделилась, что все это время до конца жизни всматривалась во все документальные фильмы и передачи. Искала знакомый образ. До последнего верила, что где-то он есть».

Татьяна Морозова держит вещи своего деда: патроны, капсулу от медальона и полуистлевший кусочек бумаги, где боец вывел: Иван Морозов. А еще держит медаль «Шагнувшие в бессмертие», Ивана Морозова наградили ею посмертно. Такая медаль учреждена 22 июня 2012 года Благотворительным военно-патриотическим фондом «Застава Святого Ильи Муромца» и Общероссийской общественной организацией по увековечению памяти о погибших защитниках Отечества «ПОИСК».

Завтра, 9 мая, в День Победы, внучка бойца пронесет портрет своего деда в Бессмертном полку. Историю этой семьи сморите в нашем сюжете.

Фото: Фото из архива семей Черепахиных и Морозовых, поискового отряда «Высота», видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем