Город Пройти сквозь лес и остаться человеком

Пройти сквозь лес и остаться человеком

Двадцать пермяков отправились в поход по лесам Пермского края в мае, чтобы проверить, смогут ли они выжить в дикой природе без спичек, палаток и спальников, еды и всего того, к чему мы так привыкли. 17 из них дошли до финишной точки, где их ожидала баня и шведский стол с горячим питанием. Я оказалась в числе этих 17 – с до крови смозоленными ногами, несколькими потерянными килограммами и очень противоречивыми чувствами. Но обо всем по порядку.

Задача – дойти до конца

Изначально организаторы экстрим-тура «Я живой» поставили нам, участникам, такую задачу: при полном отсутствии привычного горожанину комфорта и в условиях движения по лесам, буреломам, полям и болотам Пермского края не просто доползти до финиша из последних сил, но остаться человеком. Это значит, что нужно было даже при страшном голоде помогать товарищам, делиться тем, что есть, работать на общую цель и делать то, что тебе поручила команда, даже когда сил уже нет. Очевидно было, что умереть нам никто не даст, но лично я была уверена, что в нелегких условиях похода будет множество ссор и негатива, нытья и случаев эгоизма (скажем, «я собрал еду – вот я ее и буду есть, и так самому мало, а еще и делиться должен, как же»). Морально я готовилась именно к такому.

Физически же подготовка была очень простой. 3 слоя одежды: трекинговые ботинки, верхний непромокаемый костюм, дождевик, обычные штаны, теплая кофта и термобелье, плюс шапка, шарф и варежки – вот и все, что было на мне на момент старта. Нож я, признаться, забыла совсем, репеллент от клещей не стала брать умышленно. В кармане лежал фонарь и теплые шерстяные носки. Утром 18 мая на Липовой горе, откуда мы стартовали, каждому из нас помогли сделать незатейливый рюкзак из мешка для сахара 50 кг и простой веревки – в него я буквально через пару километров пути скинула половину одежды, которая была на мне. Туда же положили тяжелый армейский ящик с сухпайком – по условиям проекта, тащить его было обязательно, а вот есть – категорически запрещено. Всем еще раз напомнили, что в любой момент человек может заявить о своем желании уехать домой, и мы вышли в путь.

1 из 5

Километры пути

По планам, за 7 дней группа должна была пройти 100 км. Казалось бы, что такое 15 км в день? В моем понимании – 3 часа быстрой ходьбы. По факту же мы шли обычно часов с 9 утра и до 4-6 вечера, то есть минимум 6-7 часов. Под ногами были болота, пашни с крупными комьями земли, которая отлично липла к ботинкам, утяжеляя их, и лес с жесткими елочными ветками и буреломом. Привал делали минимум раз в час. Видеооператор, который шел вместе с группой, повесил свой рюкзак со спальником и палаткой, а главное, нормальной едой, на одного из участников, и тот стойко нес его до самого конца пути. На каждом встречном роднике набирали воды с расчетом на то, что на месте вечерней стоянки ее может и не быть, и это также добавляло веса рюкзаку – на группу из 20 с лишним человек требовалось минимум литров 20.

Кстати сказать, никаких бутылок под питье из дома мы не брали. Благодаря куче помоек на территории пермских лесов мы быстро нашли с десяток бутылок из под «Колы» и «Фанты», пару банок из под пива, а также несколько консервных банок из-под тушенки. В первом же водоеме они были отмыты, а затем несколько дней в них кипятили воду, суп и всю найденную еду.

Меню «живых» в лесу

К слову, о еде. В первый день инструктор в процессе пути показывал нам, что в природе можно есть. Про щавель и кислицу – «заячью капусту» – под ногами все, наверное слышали. А еще есть можно молодые побеги камыша – рогоза, крапиву, еловые веточки, а в чай заваривать листья смородины, малины и шиповника. Источником белка послужил корень лопуха – его при помощи мачете участники выкапывали из земли. Все это мы складывали в карманы, чтобы вечером съесть у костра.

Вечером, когда крапива была порезана в суп, то есть смешана с водой и подогрета на костре, оказалось, что, во-первых, без соли есть невкусно, и во-вторых, такого супа для питания, мягко говоря, маловато. Калорий мы потеряли предостаточно не только в пути: чтобы развести костер путем трения дерева о дерево, 10 мужчинам потребовалось более полутора часов. Остальные в это время строили навес из стволов деревьев для ночевки, а девушки рубили еловый лапник – на нем мы спали. Тем же вечером голодные мужчины поймали первую лягушку, и я, недолго думая, отважилась ее попробовать. Было невкусно и мало, но пара граммов мяса попала в желудок, и это само по себе было уже неплохо.

В последующие дни мы даже не останавливались по дороге, чтобы собирать подножный корм. Было тяжело: иногда мы шли в гору, иногда прыгали с кочки на кочку по болотистой местности. Не было предела радости, когда в один из дней мы нашли на свалке вдоль дороги резервный парашют, а затем у реки – старую сеть. Один из участников разбирался в рыбалке, но поймать рыбу удалось только на четвертый день – 2 небольшие сорожки, от которых в бульоне даже плавали маленькие жиринки.

На второй день, когда на травяную пищу никто уже не мог смотреть, мы собрали в лесу почти 2 килограмма сморчков. Водянистые весенние грибы порезали и пожарили на металлической пластине, а затем сварили суп с корнем лопуха – это было даже немного сытно.

Особенности лесного быта

Идя на «Я живой», я переживала насчет личной гигиены. Как я буду жить без мыла? Как я буду есть немытые найденные продукты? На месте же все эти вопросы снимались моментально, один за другим: когда ты хочешь есть, тебе совершенно неважно, насколько грязные у тебя руки. Отсутствие сменной одежды также перестало волновать: все относительно. На третий день от голода чувства несколько притупились, и я ощутила себя похожей на зомби: имена товарищей по походу путались в голове, никаких особенных эмоций (восхищение природой, тоска по дому) не возникало. Я шла, потому что нужно было дойти до привала, где был костер и горячая вода, и на автомате жевала щавель – я быстро научилась видеть его в траве и собирать на ходу.

Не было сильно страшно даже тогда, когда на дороге мы встретили отпечаток медвежьей лапы. Лосиного помета и волчьих следов по пути тоже хватало, но мысли участников были больше обращены к приземленным вещам – зеленым яблокам, мясным стейкам, долгому сну.

Сон в походе был редким наслаждением. Дело в том, что на обустройство стоянки уходило множество сил, но какие бы конструкции мы не строили из дерева и ельника, ночью было очень холодно. Поспать большинству «живых» удавалось урывками, 2-4 часа за ночь, и вскоре мы стали делать часовую «сонную» стоянку днем – иначе в голове совсем затуманивалось.

Молчание и другие испытания

Организаторы похода учили нас выживать и не забывали подкидывать дополнительные испытания. В один из дней мы шли друг за другом по болоту и молчали много часов подряд. Это было совсем не сложно и всерьез для каждого – даже когда одну из девушек укусил клещ. Его вытаскивали при помощи ниточки молча, затем дезинфицировали спиртом и шли дальше.

Главным испытанием стала, конечно, необходимость не озвереть и остаться людьми, когда тебе холодно, голодно и крайне неудобно. Мы справились благодаря общей сумасшедшей цели – проверить себя на прочность. В соревновании с самим собой победили 17 человек из 20 – ценой нервного напряжения и минимум нескольких потерянных килограммов. И, поверьте, давно ничто так не радовало нас, как баня, куриный бульон с гренками и простой черный хлеб, которые ожидали нас на финише.