Город «Звезды» пермских танцплощадок: рассказываем о пермских ВИА 70-х

«Звезды» пермских танцплощадок: рассказываем о пермских ВИА 70-х

Жизнь города трудно представить без популярной музыки: она звучит по радио, ее исполняют на концертах, в ресторанах и кафе. Кто и что пел на пермских танцплощадках и на сценах ДК в советское время? Как возникали вокально-инструментальные ансамбли? 59.ru отправляется в путешествие по волне памяти тех, кто 40 лет назад помогал пермякам строить и жить.

Пойдем на танцы

В конце 1960-х годов в Перми случился настоящий бум музыкальных коллективов. Еще в обиход не вошел термин «ВИА»: были «ансамбли электро-музыкальных инструментов».

«Термин ВИА появился в 1972 году. Ансамбли возникали в ДК при заводах: Ленина, Дзержинского, Свердлова. В городе даже провели фестиваль советской эстрадной песни. В газетах писали, что "было исполнено более 300 советских произведений". Но это не так. Например, артисты из ДК Кирова пели произведения болгарских и югославских композиторов», – рассказывает старший преподаватель кафедры государственного управления и истории ПНИПУ Василий Шадрин.

У всех болгарские гитары

Ансамбли играли на танцах: «мощной» была танцплощадка в клубе Кирова, знаменитый «Огород» в парке Горького, площадка в микрорайоне Гайва. Каждый клуб старался держать коллектив, который мог играть на танцах: они приносили заметный доход.

«Я родился в Орджоникидзевском районе. Когда учился в пятом классе, меня впервые пригласили играть на танцах. Я временно заменял клавишника. В девятом классе создал свою группу, которая называлась "Сюрприз". Мы потихоньку начали играть на танцах. Сначала в клубе Орджоникидзе. Летом играли на танцах в ПДК, на Балмошной, на Кислотных дачах. Конечно, мы старались одеваться как музыканты из ВИА. Пели песни и собственного сочинения, и дворовые, и "Битлз"», – вспоминает Заслуженный артист России, основатель группы «Доктор Ватсон» Виктор Камашев.

Приезжали «лабать» из Закамска

ВИА «Гайва» на гастролях в Барде

«Если говорить о 70-х годах, то в Перми были свои "звезды": "Лесные братья", "Гулливер", "Скифы", – перечисляет Василий Шадрин. – Авторский материал было сложно "протащить" на сцену: все же контролировалось, утверждалось. Артисты считались артистами, а композиторы – композиторами. Потому очень часто репертуар был один и тот же: например, "Идет солдат по городу" пели практически все. Каверы на "Битлз" делали и "Лесные братья". Это, с одной стороны, не позволяло им пробиться дальше танцплощадок, а с другой – делало их настоящими "звездами"».

Группа «Сюрприз» в холле ДК Пушкина

Знаменитый «Огород» в парке Горького притягивал молодежь со всей Перми. Здесь-то и можно было услышать «Лесных братьев», которые, как вспоминают очевидцы, приезжали «лабать» сюда аж из самого Закамска.

«Группа "Лесные братья" была мегапопулярной. Выступали в "Огороде", собиралось огромное количество народу», – делятся своими воспоминаниями пермяки.

«Случаи преследования за репертуар были явлением исключительным. Существовал запрет на публичное выступление с неутвержденными программами. Кроме того, некоторые коллективы ничего не имели против исполнения советских песен. Например, у "Бригантины" был совершенно советский репертуар, более 50% – "песни гражданского звучания". Но клубам хотелось привлекать людей на танцы, и сильно давить на репертуар исполнителей было не выгодно», – продолжает Шадрин.

Впрочем, не одними «Битлз» были живы пермские меломаны. В своих «Очерках частной жизни пермяков» Владимир Киршин пишет, что в 1973 году в молодежной аудитории утвердился хард-рок. Пермская группа «Склавины» заиграла Deep Purple.

Были свои народные герои и на Гайве – участники ВИА «Гайва», у которых была дикая популярность.

Контрабас, аккордеон и гитара

«Аппаратуру было не достать, она стоила очень дорого. И клубы старались эту аппаратуру где-то получить. Проблемы были у небольших и сельских домов культуры. С середины 1960-х они начинают требовать комплекты эстрадных оркестров. В 1968 году появились нормативы к инструментам, был приказ, едва ли не на уровне министра культуры СССР. В городском клубе полагались: контрабас, аккордеон, два баяна, гитара за 180 рублей, малый барабан, кларнет и саксофон. В сельский клуб выписывались: контрабас, баян, гитара за 110 рублей, малый барабан и кларнет. Предполагалось, что к 1973 году этими комплектами обеспечат всех», – говорит Василий Шадрин.

По воспоминаниям Виктора Камашева, самая дорогая аппаратура в Перми была у «Лесных братьев» – венгерский бренд «Биг».

Прекратить балаган!

Мы ездили еще по деревням и городам Пермского края

«Гайки начали закручивать с 1979 года из-за Олимпиады. Сперва пытались регулировать самодеятельность – ввести паспортизацию клубов, дискотек и ВИА, вплоть до указания имен и фамилий. Самым мощным, но провальным ударом, было постановление ЦК КПСС об упорядочении деятельности ВИА и дискотек и повышении идейно-художественного уровня репертуара. От этого постановления остались комсомольские списки запрещенных групп», – рассказывает Шадрин.

Многие из героев того времени уехали из Перми. Виктор Камашев живет и работает в Москве: его забрал Юрий Антонов. Владимир Зеев-Фурманский из группы «Рифы» сейчас в Израиле. Из «Лесных братьев» иногда проявляется руководитель группы Сергей Дезорцев. Однако дело пермских ВИА живет: их песни звучат, пусть даже только на бобинах.

Фото: Фото предоставлено Виктором Камашевым, Юрием Опалевым
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем