20 августа вторник
СЕЙЧАС +24°С

«Анализируем это»: вместе с пермским психологом разбираемся, как помочь себе и ребенку во время ЕГЭ

Специалист рассказывает, как организовать день выпускника и заранее не бояться результатов.

Поделиться

Наступает самая горячая пора для 11-классников и их родителей: последние месяцы перед ЕГЭ. До мая осталось совсем немного, и это самое стрессовое время для российских выпускников. Кажется, что от результатов ЕГЭ зависит вся остальная жизнь. Сотрудник Центра психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи Ольга Митина утверждает, что это не так. Как помочь себе и ребенку не сойти с ума в это непростое время, она рассказала журналисту 59.ru.

Ольга Андреевна, десять лет назад был подписан закон о введении в России единого государственного экзамена. Расскажите, какие наиболее часто встречающиеся психологические проблемы за это время возникали у детей при подготовке к экзамену?

– До 2007 года были экзамены по билетам, и все знали точно, что нужно делать. ЕГЭ – это постоянно изменяющаяся система. Хоть за десять лет к нему уже все привыкли, дискомфорт все равно есть. Его создают изменения, которые постоянно происходят в ЕГЭ. Меняются требования к контрольно-измерительным материалам, условия проведения, количество обязательных предметов. Эти изменения пугают и детей, и их родителей. Так, форма проведения постоянно ужесточается: в единый день всех детей заводят в помещение, отбирают у них телефоны, следят за ними с камер...

Часто дети в Перми обращаются за помощью к психологам?

– Обращаются, но не часто. В Перми выстроена целая система психологической подготовки ребенка к ЕГЭ. Как только эта система была введена, мы разработали пакет рекомендаций в помощь школьным психологам. Сюда же входят советы для педагогов о возрастных особенностях детей и о том, как правильно поддержать ребенка в связи с наступающим стрессом. В некоторых школах психологи проводят в обязательном порядке тренинги для школьников и семинары для родителей – как готовиться и чего ждать от ЕГЭ. Но, к сожалению, психологи есть не во всех школах.

В центр советуют обращаться детям, которые испытывают психологические сложности

Можно ли сказать, что уровень тревоги за десять лет у разных поколений школьников вырос?

– Мы в центре не отмечаем сильных всплесков тревоги – в противном случае было бы больше обращений. Думаю, что стресс примерно всегда остается на среднем уровне. Я повторюсь – стресс перед обычным экзаменом, которым ЕГЭ является, – абсолютно нормальное явление. По сути в ЕГЭ изложена вся школьная программа, которую ученик проходил все 11 лет, и он не может не сдать, ведь в 11-й класс идут люди, нацеленные на вузы. Гонка идет за большими баллами.

Как ребенку лучше всего себя организовать во время сдачи экзамена?

– Весь вопрос в том, как распределить время. Многие дети уделяют больше внимания одному вопросу, зацикливаются на нем, и не успевают потом сделать другие задания. Мы советуем всегда начинать с легкого и затем браться за более сложные задания. Тестовая часть даже идет в помощь ребенку – сдавать экзамен по билетам психологически сложнее, на мой взгляд.

Психолог говорит — беспокоиться о душевном состоянии детей не менее важно, чем о том, как они сдадут ЕГЭ

В некоторых регионах за эти годы было несколько острых, критичных случаев, когда ребенок не мог справиться со стрессом при ЕГЭ и даже заканчивал свою жизнь самоубийством. В Перми, я так понимаю, такого не было?

– По крайней мере, я о таком не слышала. Для предупреждения таких случаев у нас сильно развита информационная компания. В марте–апреле сотрудники Центра психологической помощи уже широко информируют население о наличии детского телефона доверия.

Зачастую именно родители так сильно волнуются, что их стресс передается детям. Вот не поступишь, говорят они, и будешь на рынке торговать.

– Как и десять лет назад, российские родители до сих пор плохо знают, что такое ЕГЭ – не выросло еще то поколение детей, которых воспитали выпускники 2007 года. Поэтому они его боятся. Иногда родителям опять-таки кажется, что их дети недостаточно усердно готовятся к ЕГЭ и поэтому они начинают на детей «напирать». У многих это происходит из-за сильной тревоги, многим опять-таки хочется перед знакомым похвастаться – мол, мой ребенок сдал ЕГЭ на высокий балл. Иногда они используют запрещенные приемы, когда начинают запугивать. Сюда можно отнести пример с рынком. И вот представьте среднестатистического выпускника: родители тревожатся, одноклассники волнуются, учителя постоянно напоминают. Все это может сыграть злую шутку – ребенок вообще перестанет верить в свои силы. Он не захочет прилагать больше усилий и решает: «Что знаю, то и сдам».

Учителя также должны обращать внимание на душевное спокойствие детей

Что можно порекомендовать волнующимся родителям? Отстать от ребенка?

– В первую очередь родители должны проявить веру в ребенка и всегда говорить, что у него все получится. Родителям нужно помочь грамотно спланировать подготовку к экзамену, которую сам сдающий организовать не сможет из-за сильного стресса. Также они обязательно должны разработать пути к отступлению. Иными словами – решить, что будет, если результаты экзаменов будут ниже ожидаемого. Главное – объяснить ребенку и себе, что жизнь на ЕГЭ не заканчивается. Можно либо поступать в другое учебное заведение, либо пересдавать и поступать на следующий год. И, конечно, родителям нужно следить за тем, чтобы у ребенка было свободное время на друзей и отдых.

Можно сказать, что российские родители в принципе в последнюю очередь заботятся о психологическом состоянии ребенка? Главное, чтобы сдал.

– Да, есть такая проблема. Нужно психологическую компетенцию родителей повышать. Бывает, ребенок до такой степени эмоциональном устал, что он все знает, но экзамен сдает не так, как может, а так, как позволит уровень стресса. Это очень важно – быть стрессоустойчивым, от этого зависит большой процент успеха. От стресса у ребенка может возникнуть ступор. Я много раз слышала истории о том, что дети сдавали экзамен менее успешно, чем могли бы, из-за того, что неправильно распределили свое время и сильно волновались.

ЕГЭ не избежать никому из одиннадцатиклассников, и с этим стоит смириться

Какие тревожные симптомы переутомления и слишком сильного стресса могут заметить родители у детей?

– Если у ребенка происходят нарушения в еде – он стал есть очень мало или наоборот, не отходит от холодильника. Если у него нарушения сна – в ту или другую сторону. Кроме того, нужно следить за его эмоциональным состоянием – есть ли признаки тревоги, подавленности, обратить внимание, если его перестают радовать те вещи, которые раньше доставляли удовольствие и он перестал общаться с родителями.

Готовность к экзамену складывается из двух составляющих — психологической и умственной

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    10 мар 2017 в 08:33

    В статье верно замечено, что ЕГЭ постоянно меняется. На мой взгляд, его бесполезно "улучшать" и "оптимизировать", обставлять драконовскими методами безопасности, вгоняющими в стресс выпускников. И даже эти меры не обеспечивают 100% честность. Так стоит ли овчинка выделки? Не проще ли отказаться от ЕГЭ или предоставить желающим альтернативную возможность сдачи "классического" экзамена, как это предлагает лидер "Справедливой России" С.М.Миронов. Хочешь - сдавай ЕГЭ, не хочешь - пожалуйста на обычный экзамен.

    Кпсс
    13 мар 2017 в 18:55

    Я За Советскую Систему !! А не этот Хаос !!

    aleks
    12 мар 2017 в 10:09

    Хорошие оценки в любом учебном заведении - это совокупность таких факторов, как знания учащегося, его психологического состояния, субъективного отношения к нему преподавателя, опыта и знаний преподавателя, жизненного опыта преподавателя, мудрости преподавателя. Не секрет, что современные преподаватели иногда совершенно беспомощны в жизни, кроме стен образовательного учреждения. А ведь процесс образования - это не только узкопрофильное занятие, но и широко образовательный процесс. Поэтому, зависимость многих родителей от результатов в учебном заведении и приводит часто к стрессу. А жизнь расставит все по своим местам.