Город Развлечения Пермский собиратель живописи: «Покупаю картины, которые "живут" в коллекции»

Пермский собиратель живописи: «Покупаю картины, которые "живут" в коллекции»

Виктор Селиванов больше 20 лет собирает произведения известных художников.

Виктор Селиванов стал коллекционировать картины после того, как ему передали около ста произведений в зачет долга

Портал 59.ru продолжает рассказывать о коллекционерах, с которыми сотрудничает Пермская художественная галерея. Напомним, ранее мы знакомили вас с семьей Курановых – Галина Васильевна и ее муж Григорий Владимирович являются собирателями старинного русского фарфора. В новой серии – интервью с Виктором Николаевичем Селивановым, обладателем одной из значимых коллекций живописи Серебряного века в России.

Домашний музей Виктора Селиванова известен среди специалистов и экспертов живописи. Раритетные экспонаты могут дополнить любые музейные собрания. В его коллекции – произведения Коровина, Лентулова, Виноградова, Петровичева, Юона, Яковлева, Бенуа, Лансере, Крымова, Серебряковой, Сапунова, Бурлюка, Фонвизина.

– Более 20 лет назад я получил около сотни картин в зачет долга. Но тогда я абсолютно ничего не понимал ни в искусстве, ни в живописи, – рассказывает Виктор Николаевич. – Решил продать картины, для этого обратился в Пермскую художественную галерею к Надежде Владимировне Беляевой и ее коллегам, с просьбой помочь оценить произведения. Когда они увидели эту большую коллекцию, потеряли дар речи. Ведь в ней были работы лучших российских художников-современников. А для меня тогда это не значило ничего.

Виктор Селиванов коллекционирует живопись Серебряного века уже больше 20 лет

После того, как Селиванову достались первые картины, он, продавая их, загорелся идеей изучить историю искусства.

– Я продавал эти картины, приобретал новые и одновременно ездил по городам, знакомился с арт-дилерами, собирателями, специалистами Третьяковской галереи, Русского музея и реставрационного центра имена Грабаря. Я учился, внедрялся, получал новые знания, эмоции. Понемногу «открывался глаз». Видимо, Бог дал, – вспоминает Селиванов.

Константин Юон «Зимний день», 1954 год. Картина из коллекции Виктора Селиванова
Давид Бурлюк "Пейзаж", 1910-е г.г. Картина из коллекции Виктора Селиванова

– Но как вы пришли к Серебряному веку? Раньше в интервью вы говорили, что в искусство этого времени влюблены…

– Я не могу назвать какие-то причины, предпосылки. Находясь в поиске гармонии с самим собой, трансформировал таким образом это увлечение. Постепенно получилось собрать неплохую коллекцию. Но количество сохранившихся работ Серебряного века России в нашей стране и за границей в десятки, сотни раз меньше, чем фонды изобразительного европейского искусства. В период советского времени очень много произведений искусства пропало. И когда более 25 лет назад пошёл интерес к истории России и собирательству, сохранившиеся фонды довольно быстро разобрали и в нашей стране, и за границей. Поэтому Серебряный век – штучный товар.

Картины из коллекции Виктора Селиванова экспонируются на выставках в российских музеях. Недавно их можно было увидеть в Пермской художественной галерее на выставке «Музей и коллекционеры»

– Коллекционер, приобретая новое произведение, стремится как можно больше узнать о нем, оттачивая свой вкус. Вы, как и Галина Васильевна, и Григорий Владимирович Курановы, за 20 лет своего увлечения стали экспертом в области живописи, особенно Серебряного века.

– По-другому никак. Я живу этим, встречаюсь с экспертами и горжусь тем, что знаком, например, с наследниками Лансере и Серебряковой. Стараюсь узнавать историю каждого произведения, но это порой еще сложнее, чем искать приглянувшуюся картину. Период русского импрессионизма считается самым ценным периодом в России с точки зрения стоимости работ. Если кто-то начал его коллекционировать в 90-е и ему удалось сохранить собрание, то это большая удача. Сейчас, конечно, на рынке есть такие произведения, но стоят они очень дорого.

Виктор Селиванов регулярно посещает крупные антикварные салоны, магазины, аукционы и в России, и за рубежом. Он везде и всегда обращается к профессионалам.

Роберт Фальк "Домик с красной крышей в Провансе", 1920-1930-е г.г. Картина из коллекции Виктора Селиванова

– Как вы решаете, покупать картину или нет?

– Я всегда думаю о том, будет ли картина жить в коллекции. Много лет назад один известный художник продавал свои работы, и их можно было купить по хорошей цене. Но за несколько лет до продажи в его семье произошла большая трагедия. И я к работам близко не мог подойти – они излучали негативную энергию, отталкивали от себя. Купить их не смог. Важно: коллекционер постоянно живет со своей коллекцией, и она должна отвечать его восприятию мира, с ней должно быть комфортно.

По мнению Селиванова, картина должна «жить» в коллекции

– Не каждый коллекционер готов рассказывать о себе и своем собрании. Вы же не боитесь говорить об экспонатах, отправляете их в музеи, иногда целая выставка состоит только из работ вашего собрания. Вы – исключение из правил?

– Нет, я не исключение. Я считаю, что коллекция должна жить. Другие люди должны знать о ней. Это в Советское время коллекционеры были не публичны, потому что боялись криминала, изъятия работ. Но это было характерно только для советской России. Во всем мире коллекционеры не скрывали и не скрывают свое собрание, если оно приобретено легально.

Петр Петровичев «Цветущий сад», 1927 год. Картина из коллекции Виктора Селиванова
Николай Сапунов "Гулянье в парке", начало 1900-х. Картина из коллекции Виктора Селиванова

У Виктора Селиванова нет постоянно любимых картин – сегодня могут нравиться одни, завтра – другие. Коллекционер окружает себя тем, что «греет душу».

– Каждому свое. О коллекционерах вообще нельзя говорить однозначно, ведь наше увлечение складывается из многих факторов. Мои пристрастия в течение жизни меняются. Сказать, что есть любимый автор или сюжет, не могу. Каждая картина должна отвечать тому пространству, в котором она находится. Например, эта (показывает на работу живописца Павла Корина «Коста. Пейзаж с кипарисами». – Прим. ред.) висит в спальне, потому что очень меня умиротворяет. В ней воздух, свобода, спокойствие, душа учителя Корина – живописца Нестерова. Смотрю на нее и отдыхаю.

Коллекционер окружает себя тем, что «греет душу». Эта картина Павла Корина умиротворяет Виктора Селиванова

– А как в вашем собрании оказалась пермская деревянная скульптура? Казалось бы, во времена экспедиций Серебренникова должны были забрать все из храмов и церквей в фонды галереи.

– Что-то люди сохраняли дома, передавали по наследству. Единичные вещи были у коллекционеров. И некоторые из тех, кто решил продать «богов», обратились ко мне. Больше 20 лет назад принесли первую скульптуру. С этого все началось. Так постепенно в коллекции сложилось несколько десятков единиц хранения храмовой деревянной скульптуры. Однажды ко мне пришла искусствовед, член Союза художников Ольга Михайловна Власова и порекомендовала сделать каталог. Сейчас это собрание живет у меня, но гармонично добавляет коллекцию Пермской галереи. Иногда я говорю, что деревянная скульптура мне не нужна. Тогда Надежда Беляева напоминает – есть миссия. Мол, если бы не я, произведения скупили бы московские коллекционеры и увезли с родной земли.

Виктор Селиванов коллекционирует и пермскую деревянную скульптуру

– Вас когда-то даже назвали «Пермским Третьяковым»…

– Назвали и ладно. Я к этому равнодушен. Главное – люди понимают ценность того, что я делаю.

В коллекции сложилось несколько десятков единиц хранения храмовой деревянной скульптуры
Собрание гармонично добавляет коллекцию Пермской галереи

– Известно, что многие бизнесмены со временем становятся коллекционерами. Например, у Дмитрия Рыболовлева – коллекция картин импрессионистов, у Виктора Вексельберга – крупнейшее собрание произведений Фаберже. С чем это связано?

– Все просто. Это закон экономики, прописанный во всех учебниках. Каждый человек, который заработал какие-то материальные средства, обязан в качестве диверсификации вкладывать процент на покупку произведений искусства. Хорошее вложение средств в то, что никогда не потеряет в цене.

Близкие Виктора Селиванова говорят, что коллекционирование картин – это его увлечение, ставшее болезнью

– Для вас это в большей степени «хорошее вложение средств» или хобби?

– Близкие говорят, что это увлечение, ставшее болезнью, – смеется Виктор Николаевич. – Смотрите, у каждого человека для гармоничного существования в жизни должно быть четыре составляющие: работа, семья, здоровье и хобби, между которыми нужно стремиться балансировать. В центре – вы, ваше духовное и физическое состояние. Если нет хобби – обретите его. Нет работы – найдите. Уделяйте внимание всему в равной степени. Я благодарен Господу, что он дал мне увлечение, помогающее жить в гармонии, развиваться и самообразовываться.

Артур Фонвизин «Утро после кутежа», начало 1910-х. Картина из коллекции Виктора Селиванова

– Вы покупаете вещи и продаете, отправляете на выставки, меняете домашнюю экспозицию. Делаете все, чтобы коллекция жила. А думали ли о том, что с ней будет потом?

– Главное, что произведения радуют меня сейчас. Отправляясь на выставки, они радуют и других, – то есть коллекция живет. И сказать, какое у картин будущее, я, извините, не могу. Никто не знает. Мы можем только предполагать, а располагает Бог.

Борис Щербаков «Сумерки в саду», 1920-е. Картина из коллекции Виктора Селиванова
Зинаида Серебрякова «Обнаженная», 1916–1917 г.г. Картина из коллекции Виктора Селиванова
Фото: Фото Виктора Михалева и Валерия Заровнянных
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем