Молодые архитекторы разбирают четыре кейса по развитию городского пространства 
Молодые архитекторы разбирают четыре кейса по развитию городского пространства 

За десять дней участники «Школы главного архитектора» в Перми должны предложить концепции переноса железнодорожных путей, развитие территории завода имени Шпагина, пространства вдоль набережной и рядом с ЦУМом. Мы пообщались с начинающими архитекторами и выяснили, каким они видят будущий город.

Архитекторов поделили на 12 команд. По три команды на каждый кейс 
Архитекторов поделили на 12 команд. По три команды на каждый кейс 

Проект «Школа главного архитектора» появился в Екатеринбурге несколько лет назад. Участие в нем принимают студенты, дизайнеры и начинающие архитекторы со всей России. Их делят на команды и предлагают разбирать конкретные примеры развития городских территорий. Помогают молодым специалистам эксперты-урбанисты из России и других стран. Рабочий день в школе заканчивается открытыми лекциями по архитектуре и развитию городских пространств, на которые приглашают всех желающих.

— Проект «Школа главного архитектора» появился два года назад, когда я работал главным архитектором Екатеринбурга, — рассказал 59.ru руководитель школы Тимур Абдуллаев. — Это была попытка создать новую коммуникационную платформу, на которой могли бы обсуждаться важные вопросы городского развития. При этом эта площадка не является площадкой администрации, она независимая, и в этом ее ценность. Любая девелоперская компания может со своими задачами прийти сюда и получить экспертное суждение, экспертное мнение и всесторонний анализ.

Наброски проектов архитекторы вешают на стены 
Наброски проектов архитекторы вешают на стены 

По словам директора по развитию школы Олега Ордина, заявки на участие в проекте в Перми прислали 700 человек, из них выбрали 60 молодых архитекторов.

— Это 60 счастливчиков, которые сделали лучшие проекты, — объяснил 59.ru директор по развитию школы архитектора Олег Ордин. — Получается, что конкурс в школу приблизительно 10–11 человек на место, что достаточно интересно. Ребятам интересно сюда приезжать, поскольку у них появляется опыт работы с международными экспертами и настоящими кейсами городского планирования, поставленными от лица администрации. Я думаю, что для нашей страны — это достаточно уникальная история, тем более это бесплатный для участников проект, где они могут показать себя и положить в портфолио кейс.

Олег Ордин рассказал, что конкурс в школу 10 человек на место 
Олег Ордин рассказал, что конкурс в школу 10 человек на место 

В Перми «Школа главного архитектора» будет работать до 15 июля. Участники должны придумать концепции для четырёх городских проектов: «Все дороги ведут на Каму» — как развить набережную на участке от улицы Крисанова до Островского, «Новые смыслы городской железной дороги», «Реновация завода имени Шпагина», «Центральное место» — как сформировать новое общественное пространство в центре города. После создания концепции командам предстоит защитить проект.

Екатерина Кондрова (Уфа):

— Сейчас мы работаем над кейсом «Центральное место». Это главное место в городе на пересечении основных магистралей Перми: Комсомольского проспекта и Ленина. Это место является географическим центром города, но не наполняет его ментальным смыслом. Горожане сейчас не отождествляют его с главным общественным пространством, поэтому мы хотим создать там площадку для встречи горожан и показать, что Пермь — гостеприимный город. Там городская администрация также сможет встречаться с жителями и обсуждать какие-нибудь новые проекты. Мы предлагаем сделать амфитеатр. Этот объект будет символизировать древний форум, а его структура будет вписана в естественный рельеф. Территория проектирования также включает Октябрьскую площадь перед политехническим университетом. Сейчас она занята парковками, но мы считаем, что такое решение не реализует потенциал этого места, и предлагаем сделать трансформируемую систему, когда площадка будет подстраиваться под нужды и запросы города.

Екатерина предлагает сделать у ЦУМа амфитеатр 
Екатерина предлагает сделать у ЦУМа амфитеатр 

Евгения Павленко (Москва):

— Наш кейс — развитие территории завода имени Шпагина, но, как выяснилось, запрос администрации — привлечение внимания к его входной зоне, потому что первые три-четыре года будут открыты ближайшие к городскому центру два цеха. Сейчас наша команда занимается этой входной группой, самой площадкой и подведением пешеходных потоков к ней, чтобы люди узнали, что туда со временем можно будет попасть. Мы предлагаем соединить самые привлекательные точки города: Комсомольский проспект, улицу Ленина, скверы и парки с этой входной группой. Для этого нам необходимо найти кратчайшие пути и выявить микрозоны, которые бы заинтересовали горожан. В качестве таких микрозон мы предлагаем использовать площадки возле домов, на которых можно размещать арт-инсталляции, молодежные скейт-парки, фастфуд.

Евгения занимается развитием территории завода имени Шпагина 
Евгения занимается развитием территории завода имени Шпагина 

Надежда Грязнова (Екатеринбург):

— Нам досталось интересное место — пространство от улицы Крисанова до улицы Островского. Наше решение заключается в том, чтобы пробить выходы к Каме и открыть вид не только на нижний берег Камы, но и на верхний бельэтаж и сделать там благоустроенную зону. Мы знаем, что сейчас там собирается много молодежных групп, хотим сделать для них более благоустроенные площадки. Также мы не забываем про маломобильные группы и делаем для них спуски. Но основная идея заключается не только в том, чтобы пробить пути к Каме, но и включить в эти пространства архитектурные и культурные места, которые сейчас спрятаны, например, театр «У моста». Мы хотим раскрыть это пространство для людей, чтобы появились реальные пешеходные маршруты, чтобы люди знали, куда идти, как идти, и у них не возникало вопросов. Во время обсуждения у нас было два безумных решения: перенести сквер Парижских коммунаров с улицы Окулова в Тополевый переулок и сделать его пешеходной зоной. И второе безумное решение — открыть Слудскую горку и включить в этот комплекс арт-резиденцию.

Надежда предлагает сделать из набережной благоустроенную зону 
Надежда предлагает сделать из набережной благоустроенную зону 

Алексей Котельников (Уфа):

— Мы работаем над кейсом «Новые смыслы городской железной дороги». Изначально мы должны были разработать проект участка между заводом Шпагина и Мотовилихинскими заводами, однако сейчас охват расширился от Перми-2 до площади Восстания. Мы ищем новые смыслы этого места. Команда работает над предложением замены существующей железнодорожной ветки трамвайным сообщением. Наша позиция: трамвай — самый дружелюбный для пешеходов транспорт, а железная дорога является сейчас преградой для выхода пермяков к набережной, ее нельзя пересечь, только в установленных местах это можно сделать. Трамвайную линию можно пересекать практически везде.

Алексей с командой разрабатывает проект экспресс-трамвая 
Алексей с командой разрабатывает проект экспресс-трамвая 

Пермь — это порт всего мира. Река Кама переходит в Волгу, а с Волги, как известно, можно попасть в любое море. Поэтому в нашем проекте предполагается развитие речного сообщения в Перми. По трамваю мы думаем на перспективу и развиваем кольцевое движение по железнодорожным мостам — мы предлагаем пустить по ним экспресс-трамваи. Скоростной трамвай должен появиться в четыре этапа. Этот проект рассчитан на развитие обоих берегов Перми, чтобы не было такого, что один берег развивается, а другой — нет.

Ранее о концепции развития эспланады рассказала директор Института территориального планирования Елена Еромлина.