В Верхнечусовской Казанской Трифоновой пустыни 6 августа очень тихо. Монахини трудятся по хозяйству. Обугленные бревна хозяйственных построек под горой тлеют и дымятся до сих пор. На пепелище рабочие разбирают обожжённый пластик, кирпичи и железо.
«Он жил в вагончике»
— Здесь была столовая. Хотели разместить летнее кафе. Постройки были абсолютно новые. Недавно совсем электричество провели, — рассказывают рабочие.
По их словам, пожар случился в 16:30. Внутри столовой уже не было никого, кроме отца Зосимы. Он как раз вернулся из поездки. Привез рабочих из леса и художницу.
Жил отец Зосима в небольшом двухкомнатном вагончике. Дальше была построена баня, туалет, дровяник, потом — столовая, строили летний зал. Все было под одной крышей. Строили два года.
Вагончик священника был старый, на окнах — глухие решетки.
— Вернувшись, отец Зосима припарковал машину, пошел к себе в дом. Спустя 20–30 минут раздался громкий взрыв, — вспоминает рабочий Александр.
По его словам, огонь занялся очень быстро, в надворных постройках было много пластика, тут же лежали дрова, постройки были в основном деревянные.
— Сам вагончик — пластик да металл. Но огонь пошел не с вагончика, насколько я понял, — рассказывает другой рабочий. — Из-за решеток на окнах отец Зосима не мог выбраться. А пламя из столовой и дровяника подошло вплотную к вагончику. Он испугался бежать через огонь. Путь был отрезан. Сначала мы звонили в пожарку Верхнечусовских городков, они — за рекой, их паром ждал, но нам сказали — «не наша территория», надо вызвать другую. Хотя ехать было три километра всего. Пожарные из Никифорово приехали. Они сделали все, что могли, но вода быстро кончилась. Потом на больших машинах приехали пожарные из Чусового.
Однако в ГУ МЧС по Пермскому краю сообщили иные сведения.
— Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Первой к месту пожара в 17:15 прибыла пожарная автоцистерна муниципальной пожарной охраны из села Никифорово — это четыре километра от места вызова, — сообщили 59.ru в краевом ГУ МЧС. — Объем автоцистерны составляет 2800 литров. При работе одного ствола с расходом 7,4 литра в секунду без установки на водоисточник время работы составит около шести минут. В 17:41 к месту пожара прибыли дополнительные подразделения пожарной охраны 27-го отряда ФПС Пермского края — 30 километров от места дислокации. Пожарная часть поселка Верхнечусовских городков прибыла к месту пожара в 18:21. Следование к месту вызова осложнялось наличием паромной переправы через реку Чусовую.
Как сообщили в ведомстве, проблема многих объектов заключается в том, что владельцы многих организаций не имеют добровольной пожарной команды и не обеспечивают пути эвакуации и подъезда к своим объектам.
По словам очевидца, шел густой черный дым. К горящим постройкам было не подойти. От жара деформировалась металлическая обшивка построек.
— Я здесь трудник (рабочий при храме), — продолжает Александр. — Отец Зосима нас довез. Я ушел переодеваться после леса. Он пошел под гору к себе домой в вагончик, а я на горе остался у храма. Потом услышал взрыв, это мог взорваться газовый баллон. Хлопок был очень сильный. Повалил черный дым. Я сначала подумал, что взорвалась трансформаторная подстанция. Побежал туда. Но там все в порядке было. Потом мне крикнули, что надо отключить электричество. Огонь махом все охватил. Я думаю, отец Зосима надеялся, что к нему успеют и спасут. Ждал помощи. Было слышно крики. А решетка намертво приварена на окне вагончика. И под руками ничего не было, хотя бы ломик!
По словам Александра, из зарешеченного окна отец Зосима выбросил на улицу своего кота. Спас его.
— Уже потом мы обнаружили, что дверь вагончика была закрыта, возможно, отец Зосима так хотел укрыться от пламени, которое шло от бани и дровяника. Пытались монахини тушить водой из ведер, — рассказывает трудник. — Но тут такое было пламя, это мартышкин труд…
Проводка была хорошая, уверен Александр. По образованию он электрик.
— Проводка совсем новая. Только весной ее провели. Она с защитой, надежная, — говорит Александр. — Газовый баллон был. Электричество отключали частенько, поэтому для приготовления пищи батюшка использовал газ. Может, электроприбор стал причиной пожара. Что-то оставалось включённым. Сейчас лучше не строить догадок. Тут еще слух прошел, мол, он пьяным баню топил. Это неправда! Он никогда не курил и не пил. Тем более за полчаса до пожара он нас троих привез сам в храм. Только добрыми словами вспоминаю этого человека.
«Человек с открытым сердцем»
У храма стоят несколько прихожан. Женщины рассказывают: хорошо знали отца Зосиму.
— Он был с открытым сердцем. Человек, который никого не оставит в беде. В последнее время у него болели ноги, но он всегда вел службу в храме до конца, никогда не жаловался, — рассказала 59.ru прихожанка Алла. — Видно, после службы идет уставший, ноги болят, но подойдешь к нему с просьбой, он остановится, поддержит тебя, выслушает. Он любил людей.
Навстречу идет еще один рабочий.
— Сюда я приехал с Камчатки. Строитель. Уже три храма ездил строить. Отца Зосиму знал. Исповедовался ему. Он очень внимательный был ко всем, — рассказывает нам трудник.
По профессии отец Зосима был поваром, здесь варил сыры. В последний день своей жизни выполнил очень много послушаний, рассказывают монахини.
Заходим в храм. Пахнет свежей краской. На большой стремянке под потолком рисует женщина. Это художница из Нижнего Тагила Наталья Бортнова. Именно ее отец Зосима привез в храм в день пожара.
— Он был очень спокойным, добрым. Я приехала писать фрески в храм. Матушка наказала ему привезти меня в храм. Он выполнил послушание, — рассказывает художница. — Очень порядочный человек. Когда приехали, благословил меня. Я увидела дым после пяти часов, побежала вниз. Огонь очень быстро охватил постройки. Люди плакали.
Художница рассказала, что рисует в храме сюжет Страшного суда, который обычно по канонам и пишут в притворах.
— Я светский художник, не иконописец. Впервые приехала рисовать в храме, — говорит художница.
Самая старая постройка на территории монастыря — Всехсвятская церковь, построенная в 1862 году. Ее и расписывает наша собеседница. Как оказалось, в советское время в этом храме размещалась спичечная фабрика.
«Из простой семьи»
Иеромонах Зосима (Евгений Оболдин) родился 2 ноября 1966 года в Первоуральске Свердловской области в семье простых рабочих. Служил в армии в Забайкальском военном округе, в пехоте. В 1992 году впервые приехал в храм Всех Святых деревни Красной Горки Чусовского района и стал духовно окормляться у иеромонаха Савватия (Рудакова). Стоял у истоков создания Верхнечусовской Казанской Трифоровой пустыни, помогал настоятелю храма в хозяйственных делах, сообщают в Соликамской епархии.
Долгое время ухаживал за больной мамой. В 2014 году после ее смерти переехал в Верхне-Чусовскую Казанскую Трифонову пустынь. Выполнял хозяйственные работы, смиренно трудился в храме.
В 2017 году по благословению архиепископа Соликамского и Чусовского Зосимы вновь вернулся к служению. 5 апреля 2018 года священник Евгений Оболдин принял монашеский постриг с наречением имени Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого.
Сейчас проверка причин пожара у монастыря в Чусовском районе, в котором погиб священнослужитель Зосима, продолжается.