25 июня вторник
СЕЙЧАС +15°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще! 

    Это случилось — мы убрали тест с картинками, нажав на которые, вы доказывали, что не бот. Теперь всё просто: комментируете, отправляете, публикуется.

    6 мая 2019

    У нас появились страницы авторов

    На сайте появились странички постоянных авторов 59.RU. Для того, чтобы на них попасть, нужно нажать на выделенные синим цветом имя и фамилию автора под новостью или статьей. На странице есть информация о журналисте и тексты, а также контакты и страницы в соцсетях — для быстрой связи. 

    10 апреля 2019

    Быстрый доступ к комментариям в мобильной версии

    Теперь в мобильной версии пользоваться сервисом комментирования стало еще удобнее — кнопка доступа к комментариям «закреплена» внизу экрана. На ней вы можете видеть количество уже оставленных комментариев, а нажав на нее — перейти к ним и оставить свой.

    Еще

«Если государство проходит прямо по нам, то о какой защите может идти речь?»

По одному из проектов новая ж.-д. ветка пойдет по жилым деревням. Мы пообщались с их жителями

Поделиться

Жители деревень Тупицы, Заозерье и Глушата выражают беспокойство из-за вероятного прохождения ж.-д. путей через их участки и призывают соседей высказывать своё мнение

Фото: Тимофей Калмаков

Митинг и проект Северного железнодорожного обхода

5 ноября 2018 года в Перми прошел митинг за сохранение железнодорожного сообщения между Мотовилихой и станцией Пермь II — по плану, его должны закрыть в ближайшие годы. Одним из выступавших на акции был Дмитрий Мельников — собственник земельного участка в деревне Тупице, по территории которой может пройти ветка железной дороги — взамен закрытой для сообщения на левом берегу.

— Дома на наших землях — в Тупице, Заозерье, Глушатах — попадают под снос в случае реализации того плана, который предлагают сейчас, — сказал со сцены Дмитрий Мельников. — У нас там дома, коммуникации. И все — под снос. Потому что по нам пойдет железная дорога. Мы категорически против этого. Мы писали письмо губернатору, его перенаправляли, в итоге никто нам не ответил.

Суть истории Дмитрия в том, что из-за планов переноса железнодорожного сообщения с левого берега на правый властям необходимо построить Северный железнодорожный обход — несколько километров новой железной дороги и новый мост. У этой большой стройки есть два варианта. Первый предусматривает примыкание новой железнодорожной ветки между станциями Пальники и Дивья и строительство железнодорожного разъезда на станции Бобки. Жителям этот вариант оказался вполне по душе — пути в таком случае не затрагивают населённые пункты правого берега. Второй вариант предполагает строительство обхода с примыканием к станции Пальники, разработкой проекта (есть в распоряжении редакции) занимается «Уралжелдорпроект». По нему пути пройдут через Глушата, Тупицу и Заозерье.

По проекту «Уралжелдорпроекта» новая ветка пройдет через деревни Тупица, Заозерье и Глушата

Красная линия — проектируемая ж.-д. ветка. Бирюзовым цветом обозначена автодорога

Новую ветку проектируют от станции Блочная, которая находится рядом с комплексом ППИ

Узнав о таком варианте, жители этих населенных пунктов забеспокоились — у многих здесь капитальные дома, кто-то еще строится, продав квартиры в городе. Местные написали обращение к губернатору, попросив остановить разработку текущего проекта и перенести стройку севернее. Обращение зарегистрировали и перенаправили в Министерство транспорта Пермского края. К моменту проведения митинга ответа еще не было, он пришел 13 ноября 2018 года. В Минтрансе им сообщили: «В настоящее время информации о каких-либо утверждённых вариантах прохождения трассы Северного железнодорожного обхода города Перми не имеется».

Под обращением жителей к губернатору подписались 378 человек 

Ответ Минтранса жителям

«Кто-то рассчитывает на компенсацию, а нам она не нужна. Мы просто хотим здесь жить»

Корреспонденты 59.ru выехали в эти деревни, чтобы пообщаться с жителями и разобраться в ситуации.

В магазине Заозерья корреспондентов 59.ru встретили более десятка местных жителей

В магазине деревни Заозерье нас встретили жители всех трёх поселений. Тем, что железная дорога может пройти по их участкам или рядом, недовольны все. Жители начали беспокоиться ещё в марте, когда узнали о вариантах размещения новой дороги.

Александр Лобашев купил участок в Тупице в 2010 году

— Наши интересы тут не учитываются. В приоритет ставят интересы промышленников, которые в Соликамске добывают соль, — первым во время нашей встречи высказывается пенсионер Александр Лобашев, купивший участок в Тупице в 2010 году. — Все думали, что всё будет нормально. Специально уехали из города, чтобы заниматься своим приусадебным хозяйством, а тут такая неожиданность. Нас даже не спросили, а сразу принимают такое решение. Мы деньги вложили. Есть же вариант — проложить пути северней Тупицы. Он более затратный, но не затрагивает интересы людей.

Жительница Тупицы Ольга Морозова показывает местоположение своего участка

— Мы за два дня собрали почти 400 подписей для обращения к губернатору, — говорит жительница Тупицы Ольга Морозова. — А летом мы бы 1000 голосов собрали и даже больше. Многие жители даже не знают о проекте. Не было никакой информации.

Жители говорят, что от 30 до 50 процентов участков заселены постоянными жильцами.

Вера Сорокина купила свой участок в 1996 году 

— Деревня Заозерье находится тут бог знает сколько лет, — комментирует местная жительница Вера Сорокина. — Люди за свой счёт построили прекрасные дома, за свой счет провели электроснабжение, освещение, строили дороги, укрепили берег и провели газопровод. Деревня умирала, а мы её возродили. Мы сюда приехали жить навсегда и тут узнаем, что нам  построят железную дорогу. Кто-то рассчитывает на компенсацию, а нам она не нужна. Мы просто хотим здесь жить. Кто-то брал ипотеку, кредиты, использовал детский капитал, кто-то до сих пор строится. А сейчас получается, что рассмотрели нас как бизнес-проект. Нас не посчитали. Нас здесь нет.

Сама Вера Сорокина купила свой участок в 1996 году.

— А теперь мне как бы говорят: «Железка может пройти выше вашего дома. Вы не бойтесь. Неважно, что насыпь, что будет грохот стоять, что будут удобрения на вас сыпаться», — продолжает местная жительница. — Может, тогда нас сразу дустом посыпать? Давайте! Мы просто вымрем и всё. Это что за отношение к нам? Почему с нами не считаются? Я хочу донести до власти, что мы на этом не остановимся. Мы же не зря подписи собираем. Они, что, хотят народный бунт? Нам-то терять нечего. Всё, что нажито, мы сюда вложили. Нам не нужна здесь железная дорога. Это дорога пройдёт по нашим душам.

Магазин, в котором собрались жители, принадлежит Елене Фалиной и её супругу. Она также беспокоится о вероятном прохождении железной дороги неподалёку. По проекту железка должна пройти в 200 метрах от магазина.

По проекту новая ж.-д. ветка пройдёт в 200 метрах от магазина Елены Фалиной

— Когда собирали подписи, не все об этой ситуации знали, — говорит Елена Фалина. — Я поехала в деревню Глушата, которая находится в километре. Стучалась в дома и расспрашивала народ. Там никто даже не догадывался о ситуации. Мы должны быть защищены государством. Если государство проходит прямо по нам, то о какой защите может идти речь? Сейчас сотка в Заозерье стоит около 100 тысяч рублей. При строительстве железной дороги цены резко упадут.

Выход «в поле»

Мы осмотрели несколько мест, через которые может пройти железнодорожная ветка. В том месте, где должен начинаться мост, видны следы экскаватора. Случайно ли это — непонятно. Жители говорят, что видели здесь геодезистов, которые проводили изыскания. К ним также обращались геологи с просьбой пробурить скважины на территории поселения.

По проекту здесь должен быть мост

Сверяем с картой

Мы находимся на проектируемой линии железной дороги. До ближайшего участка — 30–40 метров

В этом месте пересекаются существующая дорога и проектируемая ж.-д. ветка

Через этот участок должна пройти железнодорожная ветка. С хозяевами пообщаться не удалось

На фото на заднем плане двухэтажный дом в Тупице, который практически достроен. Ветка должна пройти практически по нему

В этом месте проектируемая железная дорога «встречается» с поворотом автодороги

«Я хотел сделать это место родовым гнездом»

Ольга Тебенькова купила участок в Тупице в мае 2018 года и уже через месяц начала строить одноэтажный дом. Сейчас уже почти достроенный дом Ольги стоит примерно в 50 метрах от проектируемых путей.

«И как мы будем жить? Рядом с железной дорогой?»

— Мы в шоке. Зачем нас трогать? Мы выбирали этот район долго, — комментирует Тебенькова. — Пусть выше строят, если это так нужно. Я везу сюда троих детей, которых через неделю пропишу. И как мы будем жить? Рядом с железной дорогой? Это невыносимо. Это шум, это постоянная грязь, пыль. Постоянная вонь от рельсов. Мы продали квартиру и сейчас живём у родителей, чтобы построить дом и заехать сюда жить. А при таких условиях жить невозможно. Дети пойдут гулять. Куда? Через железную дорогу? Это опасно для жизни детей в первую очередь. А если на железной дороге случится авария? Если бы знали, то, конечно бы, я не стала покупать участок.

Татьяна Южакова

— Абсолютно не учитываются наши интересы. Нас как жителей, как людей никак не видят и не хотят слышать, — добавляет Татьяна Южакова, еще одна местная жительница. — Было несколько предложений перенести ветку севернее, где никто не живёт и никого бы не задели. Никто бы не был против. А здесь мы прописаны, и у нас другого жилья нет. Мы потратили кошмарные деньги — во всём себе отказывали. А теперь это всё в тартарары?

Приезжаем и на участок Дмитрия Мельникова — активиста, который выступал на митинге 5 ноября. На участке Дмитрия стоит баня и посажены деревья. Строить ли дом, Мельников не знает — ждёт решения по проекту.

На участке Дмитрия Мельникова построена только баня

— Был в своё время генплан развития Хохловского сельского поселения, в том числе и деревни Тупицы, — рассказывает Дмитрий. — По этому плану здесь должны быть дороги, сюда должен ходить рейсовый автобус, здесь должны быть больница, школа, детский сад, магазины, то есть вся инфраструктура. Всё это должно было расти в рамках развития деревни Тупицы. По тому варианту, который нам предлагает правительство Пермского края, мы понимаем, что никакого развития не будет, потому что здесь пройдет железная дорога. Никто из нормальных, вменяемых людей покупать такие земли и строиться на них не будет из-за железной дороги.

Дмитрий рассказывает: сам он долго планировал покупку этого участка.

— Недалеко у меня друг-одноклассник живёт. Я приезжал к нему в гости около пяти лет. Выбирал землю не с кондачка и не просто так. Мы любовались природой — она здесь идеальная, ловили рыбу, за грибами ходили. Здесь такое место — со всех сторон окружено лесом. Здесь нет ветра. Многие люди выбрали это место из-за того, что здесь микроклимат свой, тихо и недалеко от города. Я каждый год приезжал и думал: «Наверное, здесь стоит купить землю». Четыре года назад принял решение. Два года мой участок стоял пустым, и только в прошлом я начал строить баню. Предполагал, что после бани построю большой хороший дом. У меня четверо детей, были большие планы: хотел, чтобы здесь жили дети, внуки и так далее, чтобы было родовое гнездо, как у всех нормальных русских людей. Посмотрите, какой я лес посадил. Здесь около 40 деревьев: сосны, пихты, ель и даже три кедра из Нижневартовска. И это не считая садовых деревьев. То есть вложен не только труд, но и душа. Строительство дома теперь под вопросом, потому что, исходя из того, что нам сейчас предлагают власти с этой железной дорогой, я уже не знаю, что будет дальше с землёй. Мы не собираемся ничего продавать. Мы собираемся бороться за свои права, чтобы железная дорога здесь вообще не проходила. Выше по течению есть куча земель, пусть там и ведут пути.

Мельников посадил на участке около 40 хвойных деревьев

Минтранс: «Решение об изъятии земель будет приниматься на федеральном уровне»

Мы также обратились за комментариями в Министерство транспорта. Ответ публикуем полностью.

— Для реализации проекта ОАО «РЖД» сформирована инвестиционная программа «Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода», в рамках которой предусмотрено строительство путей общего пользования (линейного объекта) федерального значения: «Строительство Северного железнодорожного обхода г. Перми». При этом каких-либо утвержденных вариантов по маршруту железнодорожной ветки пока нет. Важно отметить, что подготовку и утверждение документации по планировке территории, включающей вариант прохождения ж.-д. трассы, осуществляет ОАО «РЖД». Далее ОАО «РЖД» направит указанную документацию в муниципальные образования, по территории которых пройдет трасса Северного обхода. Решение о резервировании и изъятии земель, необходимых для строительства, будет приниматься на федеральном уровне. Так как проект федеральный, вопрос о компенсации физическим и юридическим лицам, чьи интересы будут затронуты, будет решаться за счет (в первую очередь) РЖД, а уже потом федерального бюджета».

Власти планируют построить Северный железнодорожный обход к 2025 году. Планы по строительству мы публиковали в большом разборе переноса ж.-д. сообщения. За семь лет власти планируют закрыть движение и демонтировать железную дорогу между вокзалом Пермь II и станцией Мотовилиха, построить два крупных транспортно-пересадочных узла, запустить новый кольцевой трамвай по набережной Камы, перевести пассажирские и грузовые поезда через правый берег Камы.

15 ноя 2018 в 09:16

Бедные, бесправные люди! Государству на холопов наплевать. Вся забота о олигархах

Гость
15 ноя 2018 в 09:40

Получат компенсации и переедут в другое место- какие проблемы? Странный народ- нет развития- недовольны, есть развитие- тоже недовольны. Всем не угодить, строить дорогу нужно по оптимальному с точки зрения затрат маршруту и если для этого нужно изъять с компенсацией десяток участков- это неизбежно.

Гость
15 ноя 2018 в 09:04

А виной всему всего одно слово: "откат"