Семья Гришиных (фамилия изменена. — Прим. автора), которая, как сообщает благотворительный фонд «Территория семьи», после выселения из ипотечной квартиры живет в домике из деревянных поддонов, неохотно идет на контакт со СМИ. Пара сменила номера телефонов и отказывается от встреч, правда, отец семейства отвечает во «ВКонтакте». В администрации города говорят, что готовы выделить супругам и их пяти детям жилье в маневренном фонде, но «Территория семьи» сообщает, что их подопечным не подходит такой вариант. Но историей Гришиных по-прежнему продолжают интересоваться. Чтобы узнать о том, что это за семья, как она живет и почему оказалась в трудной ситуации, мы связались с ее знакомыми. Результат — десять ранее неизвестных фактов о Гришиных.
1. У семьи Гришиных не пять детей
Совместных детей у Гришиных пять, но у каждого из супругов есть взрослые дети от предыдущих браков. У 44-летней Анны — двое, у пятидесятилетнего Олега (имена изменены. — Прим. автора) — как минимум один (точно узнать не удалось). Выросшие сыновья и дочери живут отдельно, имеют свои семьи. По словам знакомых, у них все складывается более благополучно, чем у родителей.
2. Дом Гришиных построен не из поддонов
Семья живет в срубе под баню, который на своем садовом участке на территории Перми поставили родители Олега. Их дом находится тут же, по соседству. Доски от поддонов Гришины использовали для того, чтобы пристроить к зданию веранду. По словам людей, бывавших в гостях у Гришиных, в их домике чисто и уютно.
3. Ипотеку семья платила меньше двух лет
Двухкомнатную квартиру Гришины приобрели в марте 2012 года за 2,5 миллиона рублей. Большую часть денег — 1,7 миллиона — семья взяла в кредит. Остальная сумма — это накопления семьи и федеральный материнский капитал (тогда он составлял 387 640).
Ежемесячно Гришины платили банку 15 тысяч рублей, но вскоре не смогли справляться с обязательствами. Дело в том, что гасить долг перед банком помогал отец Анны, но в начале 2018 года он умер, и материальное положение семьи ухудшилось. Вскоре Гришины обратились в банк с просьбой увеличить им срок кредита и уменьшить платеж, но получили отказ. По договоренности с банком Гришины продали жилье и отдали деньги кредитору.
4. Помимо ипотечной квартиры, у Гришиных еще было жилье
В 2015 году семья купила частный дом в 200 километрах от Перми. Уже в 2016-м его продали. Почему — неизвестно.
5. Администрация Перми готова дать Гришиным жилье, но они не хотят его брать
О готовности дать многодетной семье жилье из маневренного фонда администрация города говорила еще 13 ноября, но, как оказалось, Гришины не уверены, что хотят воспользоваться этим предложением.
— Скорее всего, Гришиным смогут предоставить только комнату в общежитии, но это не решит проблемы семьи, — сообщили 59.ru в «Территории семьи». — Наоборот, это будет неудобно. Гришины привыкли жить обособленно, им будет некомфортно в таких условиях. Родители считают, что соседи из общежития будут плохо влиять на детей. Семья хочет получить земельный участок по программе для многодетных, она стоит в очереди. Сейчас мы совместно с администрацией решаем, как можно ускорить этот процесс. Но тут встанет вопрос о том, на что строить дом. Окончательного решения пока нет.
Также в «Территории семьи» подозревают, что Гришины не имеют права на жилье из маневренного фонда из-за того, что раньше имели свое жилье, но продали его и сами ухудшили жилищные условия детей.
6. У Гришиных есть крупные долги
Некоторое время семья снимала жилье, но расплатиться за него не смогла.
— Эта семья снимала у меня дом. Стоимость аренды была 25 000 рублей плюс оплата коммунальных услуг, — рассказала пермячка Юлия. — Увидев, что семья большая, выглядит скромно, я спросила, точно ли они смогут вносить такие платежи. Семья сказала, что да. В первый месяц они заплатили. Уже во второй раз с оплатой возникли проблемы. В результате они так со мной и не рассчитались. Просили подождать, говорили, что выплатят все, но остались должны 25 000 за аренду и 15 000 за коммунальные услуги. Эта сумма очень значима для меня. Не получив ее, я была вынуждена взять на свои нужды ссуду.
Кроме того, Олег зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. ИП не действует, но мужчина его не закрыл, поэтому ему продолжают начислять налоги и пени. Также у главы семьи есть задолженность по транспортному налогу за три автомобиля, которые он продал, но не снял с регистрационного учета. На сайте службы судебных приставов список долгов Олега занимает две страницы. У Анны есть задолженность по кредитам на сумму 51 тысяча рублей.
В 2011 году главу семьи осудили за злостное уклонение от кредиторской задолженности. По данным сайта «Судебные и нормативные акты РФ», Олег по соглашению с транспортной компанией оказывал услуги по перевозке пассажиров, но не передавал вырученные деньги начальству, а тратил их на личные нужды. Долг перед фирмой составлял больше 3,5 миллиона рублей.
7. Ни один из родителей не работает официально
Олег неофициально трудится охранником и зарабатывает около 20 тысяч рублей в месяц. Анна раньше работала медсестрой, но чуть меньше двух лет назад уволилась по собственному желанию. Сейчас она в частном порядке проводит физиотерапевтические процедуры. Помимо обычных массажей и электрофореза, женщина предлагает воспользоваться методиками оздоровления детей, известными только ей.
8. Глава семьи постоянно ищет возможности для заработка
В интернете есть магазин фермерских продуктов, который принадлежит Гришиным. На странице магазина они пишут, что имеют свое хозяйство в одном из районов Прикамья и сами производят мясо, молочные продукты и яйца, но знакомые семьи говорят, что никакой фермы у супругов нет.
На сайте по привлечению инвестиций глава семьи несколько раз собирал деньги на открытие бизнеса. На одной из страничек он пишет, что хочет создать экологически чистое фермерское хозяйство, на другой утверждает, что ему нужны деньги на открытие интернет-магазина товаров из Китая. Сколько средств пожертвовали на эти цели, неизвестно, но деньги Олегу перечислили 711 человек.
Также мужчина любит участвовать в бизнес-тренингах (об этом свидетельствует его страница в соцсети) и продает иван-чай. Как и жена, он зарабатывает массажем. Один сеанс стоит 1500 рублей.
9. Дети Гришиных не ходят в детский сад и школу
Ни один из пяти общих детей Гришиных ежедневно не посещает образовательные учреждения. Их старшая — первоклассница. Девочка на домашнем обучении. При такой форме образования школьные учителя не приходят на дом, весь материал ребенку объясняют родители или приглашенные частные педагоги. Но девочка ходит в школу искусств. От мест в детских садах, которые младшим предложил департамент образования, семья отказалась.
10. За рождение одного из детей семья получила региональный материнский капитал
Размер выплаты, которую ранее давали семьям, в которых родился третий или последующий ребенок, — 100 тысяч рублей. Деньги Гришины потратили на автомобиль, который потом продали. Что происходило дальше — смотрите в пункте 6.
Перед публикацией этого текста 59.ru все-таки удалось связаться с Олегом Гришиным. Он сообщил, что не хотел, чтобы «Территория семьи» запускала сбор средств для помощи ему.
— Я хотел только, чтобы мне помогли с получением земельного участка, — заявил Олег. — Деньги фонд собирает не для меня, а для себя: на оплату труда сотрудников, аренду офиса и кризисной квартиры для женщин. Я ничего из тех денег не получал. Но через фонд меня нашла женщина, которая пожертвовала 15 тысяч рублей на стройматериалы. Большое спасибо ей за это.
В «Территории семьи» обвинения Олега назвали беспочвенными. Информацию о семье они разместили только после того, как получили на это письменное разрешение.
— Пользуясь ссылкой, которая размещена у нас в группе под постом о семье Гришиных, пермяки пожертвовали 4500 рублей, — рассказали в фонде. — Эти деньги пошли на покупку продуктов для этой и других семей и оплату труда специалистов, которые их консультировали. Мы тратили средства только на то, что может улучшить положение наших подопечных. Скорее всего, Олег стал негативно отзываться о фонде из-за того, что после нашей публикации всплыла информация о его долгах, о том, что дети живут не в самых лучших условиях. Мы понимаем, что это могло быть неприятно, и продолжаем работать с семьей, помогать ей. Если Гришины больше не нуждаются в наших услугах, они могут от них отказаться.
В «Территории семьи» говорят, что им не хотелось бы прекращать работу с Гришиными.
— Семья действительно нуждается в помощи. Дом, в котором они живут, по сути, является нежилым помещением, там холодно и тесно. Строение не предназначено для того, чтобы там почти круглосуточно находились дети, — объяснила руководитель организации Анна Зуева. — Если ничего не предпринимать, детей на законных основаниях могут изъять и поместить в детский дом. Мы хотели бы избежать этого, помочь Гришиным остаться вместе. Чтобы детям и родителям не пришлось разлучаться, мы провели беседу с Олегом, назначили ему индивидуального консультанта. Он в самые короткие сроки закроет ИП мужчины, чтобы долги не росли. Мы постараемся помочь семье получить участок, но сейчас главная задача — перезимовать. Чтобы это получилось, мы нашли утеплитель для домика.
Ситуацию в семье Гришиных прокомментировала уполномоченный по правам ребенка Прикамья Светлана Денисова.
— Я регулярно сталкиваюсь в своей практике с проблемами семей, которые оказываются на краю долговой пропасти. За полгода приходит порядка 10 таких обращений, — сообщила омбудсмен. — Часто семьи просят договориться с банком о рассрочке. Многие из авторов писем являются многодетными. Банки, с одной стороны, готовы идти на переговоры, но при этом они как коммерческие организации хотят быть уверенными в погашении кредита, в данном случае — ипотеки.
По словам Светланы Денисовой, часто семьи оказываются в трудной ситуации из-за того, что финансово неграмотны.
— Каждой семье государство предлагает помощь, выдает все положенные пособия и выплаты, но это не главное, — считает Светлана Денисова. — В первую очередь надо учить людей самостоятельно преодолевать финансовое неблагополучие, для этого есть такие программы, как социальный контракт, когда люди получают средства на открытие собственного дела, а потом живут на доход от него. Также нужно повышать финансовую грамотность, учить быть ответственными за принятые решения о займах денег. Эту работу ведет не только государство, но и общественные организации. Например, большую работу сделал центр независимых исследований «Грани». Он провел мастер-классы по семейному бюджету, издал подробные информационные материалы по этому вопросу. Думаю, в будущем это даст хорошие результаты.