18 апреля четверг
СЕЙЧАС +2°С
  • 10 апреля 2019

    Быстрый доступ к комментариям в мобильной версии

    Теперь в мобильной версии пользоваться сервисом комментирования стало еще удобнее — кнопка доступа к комментариям «закреплена» внизу экрана. На ней вы можете видеть количество уже оставленных комментариев, а нажав на нее — перейти к ним и оставить свой.

    26 марта 2019

    Теперь фото с 59.RU можно запостить в соцсети

    И сделать это в два клика — открыв фотографию и нажав на кнопку с логотипом соответствующей соцсети в правом нижнем углу. Два клика — и фото у вас на странице. 

    Сейчас опция доступна в десктопной версии, в скором времени она будет работать и в мобильной.

    22 марта 2019

    59.RU стали самым цитируемым СМИ края за 2018 год

    Агентство «Медиалогия» опубликовало рейтинг цитируемости СМИ Пермского края за 2018 год. В нем 59.RU занял первую строчку. Это значит, что в 2018 году наши материалы СМИ цитировали чаще других. Мы благодарим наших коллег за доверие и обещаем и дальше добывать эксклюзивную и интересную информацию.

    Подробнее
    Еще

30 тысяч тонн соли и песка в год: рассказываем, как в Перми убирают город и борются с гололедом

Как обстоят дела в Перми и как другие города обходятся без песка и соли

Поделиться

3 555

А потом этот песок оказывается в наших квартирах

Фото: Тимофей Калмаков

В Перми за зиму на городские улицы высыпают по тридцать тысяч тонн песка и соли. В итоге одни пермяки возмущаются, что на тротуарах грязно, другие — что скользко. Редакция 59.RU разбиралась, как же обстоят дела на самом деле и какие есть альтернативные способы уборки города.

Как обстоят дела в Перми?

Во время последнего прямого эфира в Instagram губернатору Прикамья Максиму Решетникову пришло сразу несколько вопросов об уборке снега и льда на улицах краевого центра.

«Пришла зима, и на дорогах бесконечная грязь. -20 °С — на дороге грязь, -2 °С — на дороге грязь. Затем всё уходит на обочины, на тротуары и к людям домой. Машину зимой можно мыть через день. Почему дорожникам проще посыпать, чем почистить хорошо?» — возмущаются пермяки.

«У нас прекрасный город-каток, однако не все жители успели закупить коньки, поэтому поскальзываются и травмируются. Скажите, как скоро пешеход сможет передвигаться по городу безопасно? Когда начнут чистить тротуары ото льда?» — спрашивает губернатора пермячка.

Следить за качеством уборки должны в администрации. Чиновники нанимают, контролируют и при необходимости штрафуют подрядчиков. А главное — отвечают перед жителями за то, что творится в городе.

От качества уборки дорог зависят здоровье и жизни наших детей

Фото: Тимофей Калмаков

— Подрядчики должны не допускать гололеда на тротуарах, спусках, подъемах, сложных участках дорог, автомобильных магистралях и заездных карманах общественного транспорта, — рассказали 59.RU в мэрии. — При температуре воздуха до -15 °С применяется противогололедный материал «Галит». При температуре воздуха от -20 °С применяется пескосоляная смесь. В этом году также планируется использовать жидкие реагенты для борьбы с гололедом, в первую очередь на дорогах с ливневой канализацией.

Чиновники обещают, что со следующего года всё-таки начнут использовать более технологичные реагенты, чем соль и песок. Средства уже заложены в бюджет. В среднем на городские дороги сейчас высыпается около 30 тысяч тонн пескосоляной смеси ежегодно. Она вызывает коррозию на автомобилях и не лучшим образом воздействует на животных. Но не гарантирует отсутствие травм и переломов.

По контракту, который заключается раз в три года, подрядчик обязан убирать дороги и тротуары ежедневно так, чтобы ходить и ездить по ним было безопасно. А вот как он будет этого добиваться и какими материалами — не указано. В результате недобросовестные компании стараются экономить: где-то вообще не убирают, где-то присыпают лед песком для видимости, где-то сыпят соль и оставляют «кашу» под ногами.

В первый же гололед мы устроили тест-драйв городским тротуарам. Для пущей безопасности надели мотоциклетный шлем

Фото: Тимофей Калмаков

В горадминистрации признали, что не все подрядчики выполняют контракты хорошо. В середине ноября почти неделю городские тротуары были покрыты чистой коркой льда и слежавшегося снега. Так, совсем недавно на гололед массово жаловались жители Индустриального района.

— Сейчас в ряде районов зафиксировано, что подрядчики нарушают технологический цикл, что приводит к образованию грязи на улицах, подсыпка производится, а подметание — нет, — пояснили в управлении благоустройства.

Если такие факты выявляются, то подрядчика штрафуют. Жители могут сообщать о проблемах при уборке городских дорог и тротуаров в районные отделы благоустройства.

Кстати, по данным городской Госавтоинспекции, в Перми за год произошло 74 аварии с пострадавшими, где сопутствующими причинами стали «зимняя скользкость» и «неудовлетворительное содержание дорог». В этих авариях погибли пять человек и 89 пострадали. А если говорить о «железе», то по данным системы gibdd.stat, только за первый квартал этого года таких аварий было 240 в городе.

Соль на дороге разрушает автомобили — это реагент с самой высокой коррозийностью

Фото: Тимофей Калмаков

А как может быть?

Об опыте других городов рассказала руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. По ее мнению, в последние несколько лет всё больше городов отказываются от песка и технической соли «Галит» по ряду причин, в том числе по причине неэффективности.

— Хлористый натрий, который используют в Перми, — самый простой, доступный и старый реагент. Солью люди посыпали дороги со времен царской России, потому что соли на Урале много и она дешевая, — считает эксперт. — Однако вместе с этим техническая соль — один из самых агрессивных реагентов. Всего на свете не много веществ, способных при низких температурах растворять лед — кроме хлоридов есть ацетаты и нитраты, формиаты и карбамиды. Всё это соли разных кислот — у каждой свои свойства.

Сейчас одна из актуальных технологий — смешивать разные компоненты, чтобы получить лучший по техническим характеристикам и безопасности многокомпонентный реагент.

И как вовремя затормозить на такой дороге? 

Фото: Тимофей Калмаков

К противогололедным материалам предъявляют несколько требований. Главное — температура кристаллизации. Например, натрий ниже -12 °С использовать бесполезно — сколько его ни сыпь, он не будет растворяться, а останется лежать. А многокомпонентный реагент можно использовать и до -35… -40 °С.

Другой показатель — плавящая способность. Так, грамм соли может расплавить пять граммов льда. А современные материалы плавят в два раза больше. Это значительное преимущество в городе.

Еще один показатель — уровень коррозионной активности. Он должен быть не более 0,8 миллиграмма на квадратный сантиметр — это максимально допустимая активность. Такой обладает хлорид натрия, которым засыпают улицы Перми. Но есть современные реагенты, у которых агрессивность к металлам в два раза ниже. А есть и такие, которые сравнимы с водопроводной водой. Их коррозионная активность составляет порядка 0,1 миллиграмма на квадратный сантиметр. Производят подобные реагенты на основе формиатов и используют на объектах повышенной безопасности. Например, на аэродромах гражданской и военной авиации.

Также материалы бывают твердые или жидкие. Но жидкие нельзя использовать ниже -7 °С и при снегопаде. А твердые на сухой поверхности просто вылетают с дороги из-под колес автомобилей.

Если снег сразу не смести, то потом накат с автомобильной дороги можно убрать только реагентами

Фото: Тимофей Калмаков

— Следующий этап развития технологии (и, насколько я знаю, Пермь тоже к этому присматривается) — двухфазные реагенты, — рассказывает Анна Климентова. — Этот метод пришел из-за рубежа, где его используют уже более 30 лет. Когда смешивается жидкая и твердая фаза в определенной пропорции и на дорогу падает увлажненная гранула, которая быстрее работает. Мы проводили исследования — она лучше плавит лед, также у нее меньше воздействия на окружающую среду.

Что касается песка, то от него в России постепенно отказываются по ряду причин. Во-первых, именно песок из ПГМ становится причиной «песчаных бурь» с приходом тепла. А еще на его частичках хорошо оседают тяжелые металлы, бензопирены, канцерогены и другие продукты жизнедеятельности города. Что вредно для здоровья людей и животных, вынужденных дышать подобными составами.

Поэтому, например, Новосибирск, намучившись из-за некачественного песка, сделал выбор в пользу очень мелкого щебня, а центральные улицы теперь обрабатывают многокомпонентными материалами.

Екатеринбург, хоть и не победил полностью грязь, но по крайней мере, сократил ее количество более чем на 100 тысяч тонн, перейдя на растворимые реагенты. В этом году наши соседи пробуют двухфазные материалы. В Казани двухфазную новинку опробовали в прошлом году. Дорожным службам настолько понравилось, что город и в этом сезоне ее использует. Кстати, в обоих городах с пересмотром технологий зимней уборки сократилось и число аварий из-за гололеда.

А вот город, который вернулся от соли к песку три года назад, — Санкт-Петербург — демонстрирует обратную динамику. Число ДТП зимой из-за условий, не соответствующих требованиям безопасности дорожного движения, по данным ГИБДД, за это время выросло почти в два раза.

Партнерский проект