20 сентября пятница
СЕЙЧАС +5°С

«Сырой проект». На градсовете подняли вопрос о подтоплении территории завода Шпагина

Мы сделали расшифровку выступлений спикеров градсовета

Поделиться

Участие в заседании градсовета принимают чиновники городской администрации, депутаты, архитекторы и эксперты

Сегодня градостроительный совет при главе города Перми должен был обсудить проект новой маршрутной сети, который планируется внедрить в 2020 году, но не успел из-за других вопросов. Часть времени на градсовете уделили проекту строительства нового учебного корпуса Пермского авиационного техникума имени Швецова. Также здесь состоялось обсуждение концепции развития территории долины реки Егошихи. Было много мнений против и за. Мы следили за Градсоветом в режиме онлайн. 

Участие в заседании градсовета принимают чиновники городской администрации, депутаты, архитекторы и эксперты. Главный вопрос на повестке заседания — новая маршрутная сеть. Ей будет отведена большая часть повестки градсовета.

Но начинают заседающие с вопроса о техникуме. 

— История техникума насчитывает 140 лет, он внес большой вклад в развитие авиапромышленности, — говорит мэр города Дмитрий Самойлов. — Выделяется большое финансирование на развитие техникума.

— Сейчас техникум — крупный технический центр, ведущий подготовку авиакосмических специалистов. Мы работаем с крупнейшими предприятиями, — говорит эксперт по теме. — В результате строительства создаются новые рабочие места. 

Главный архитектор проекта Анна Ильина говорит о самом здании — частично оно будет построено из кирпича, чтобы перекликаться с окружающим пейзажем. Здание хотят построить на перекрестке Екатерининской и Максима Горького. 

Развертка проекта здания с разных улиц

Развертка проекта здания с разных улиц

Вторая очередь строительства

Вторая очередь строительства

Площадка для отдыха у здания

Площадка для отдыха у здания

— А не предусмотрено место для стоянок? Для студентов, преподавателей, — вопрос из зала.

— Ну пусть пешком ходят, — отвечает докладчик Александр Фридлянд, заместитель генерального директора казенного учреждения Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края».

— Хороший ответ. 

На градсовет пришел депутат Госдумы Игорь Сапко. 

Разработчикам проекта предъявляют претензию — здание техникума не вписано в архитектурное пространство. Также докладчикам говорят, что неясна разная этажность здания. 

Выступает Александр Дическул, директор техникума: 

— Складывается такая ситуация, что нам сложно обучать студентов. Первоначально это был инвестиционный проект, но губернатор принял решение строить за счет бюджета. Стоит задача строить на небольшую высоту. А автомобили студентов размещать на территории нам запрещает безопасность. 

Всего сейчас выделено 480 миллионов рублей на строительство новых корпусов. Этого очень мало, говорит Дическул.

— Неидеальный фасадный вариант, но мы принимаем решение на основании баланса, — высказывается Дмитрий Самойлов. — Не всегда совпадают потребности и возможности. Давайте не будем идеализировать этот участок города.

Слово берет бывший главный архитектор города Михаил Плеханов:

— Я не понимаю, зачем там впихивать общежитие, его оттуда надо убирать. Вместо него делать автостоянку. Перед техникумом сквер, предлагаю сделать там памятник его знаменитым выпускникам. 

Другой участник высказывается о том, что не делать там автостоянку — «какое-то самонаказание».

Сергей Шамарин берет слово. 

— Не могу согласиться, что мы собрались здесь смотреть фасады. Проект очень сильно недоработан, а мы почему-то обсуждаем фасады. Посмотрите — торец общежития выступает на площадь. Напоминает стандартную хрущевскую застройку, а не градостроительное решение. Что такое концептуальное архитектурное решение? Это сочетание реального и возможного. А этот проект неудачный, не знаю, что тут хвалить. 

Мэр Перми призывает не вступать в дискуссию. 

— Мы пытались актуализировать историю некоторых объектов, занимаясь экспертизой объектов культурного наследия. И если мы назвали проект такой аббревиатурой, то необходимо красиво его показать. Надо начинать с исторического здания техникума. Тем не менее, несмотря на важность исторических объектов, этот квартал должен смотреться цельно в архитектурном смысле, — высказывается участник градсовета Лев Перескоков. 

Еще один участник поддерживает Сергея Шамарина: «Проект создан впопыхах. На разных картинках разные торцы зданий».

Вновь высказывается мэр Перми: «Прошу членов градсовета помочь скомпоновать квартал. Эти здания, построенные в разное время, не гармонируют между собой. Этот квартал надо связать по новой. Может, и площадь на Горького и Екатерининской не нужна».

Дмитрий Самойлов предлагает закругляться с темой и отложить ее до следующего градсовета, чтобы доработать её. Александр Фридлянд просит не откладывать и принять решение сегодня — потому что сроки поджимают, «мы уже выходим в проект».

Члены градсовета голосуют, проект принят по факту — реализовывать его можно, но нужно дорабатывать. 

Обсуждается градостроительная концепция преображения пространства в долине реки Егошихи.

Слово берет архитектор Виктор Воженников, он выступает с докладом. 

— Пермь заложил Татищев. Город начал развиваться с поселка и развивался в концепции европейских городов. В 1841 были обнаружены породы. И в честь города назван геологический период. Сейчас в долине реки находятся гаражи, дома. Главный объект — первое каменное сооружение Перми собор Петра и Павла, который сейчас требует реконструкции. Это накладывает особое отношение к этой территории. Здесь находятся остатки медеплавильных печей и другие артефакты. Большую роль сыграло приобретение Шпагина. Мы откроем историческое место и выход к набережной. Это позволит объединить несколько больших разных комплексов в единое историческое пространство. Оно ограничивается площадью 70 гектаров от Северной дамбы до набережной. Здесь несколько зон притяжения. Это площадь Европы, корпуса завода Шпагина и зона, формирующаяся в долине реки Егошихи. В долине реки сформируется тропа Мурчансона, это будет прекрасное место для отдыха горожан и туристов. В долине реки Егошихи появятся пруд, кафе. Планируется создание канатной дороги.

Территория завода Шпагина по новой концепции

Территория завода Шпагина по новой концепции

Мамонт в корпусе завода

Мамонт в корпусе завода

И тот самый скоростной трамвай

И тот самый скоростной трамвай

Воженников высказывается о высотности — напомним, для сквера Татищева она определена до 50 метров. 

— По этому поводу возникли вопросы. Я думаю, этого не нужно бояться, высотность определена с нижней набережной. И она довольно условная. Не стоит бояться, что тут что-то построят высотное. 

Виктор Воженников говорит, что то, что для территории увеличивают высотность, не значит, что построят что-то высотное

Виктор Воженников говорит, что то, что для территории увеличивают высотность, не значит, что построят что-то высотное

Звучит вопрос о транспорте — на проекте на месте кольца, где разворачивается троллейбус, разбит сквер. Замминистра строительства и архитектуры отвечает: здесь будет проложена линия трамвая, которая решит проблему транспорта. 

Звучит вопрос про подтопление территории. Ответ Воженникова: отметка подтопления галереи на новой территории на 800 миллиметров выше отметки подтопления по данным МЧС. То есть, по данным проектировщиков, подтопить не должно. 

Еще фотографии проекта. Так будет выглядеть долина реки Егошихи — зимой и летом.

Мэр Перми берет слово:

— Что будет вперед строиться? Расскажите поэтапно. Его надо разделить на отдельные концепции: культурная, транспортная доступность. Таких проектов в городе никогда не было. И я призываю нас поучаствовать в нем как соавторы, а не как сторонние критики. 

Проектировщики уточняют по срокам: проект галереи планируют отдать на экспертизу в апреле.

Заказчик проекта Александр Фридлянд проясняет вопрос о зоне подтопления:

— Основные фонды галереи, которые охраняются, будут находиться на третьем этаже. Если у нас произойдет это... мероприятие... так называемое (очевидно, имеется в виду подтопление. — Прим. ред.), то это будет ниже и мы терпим. 

Фрилянд говорит, что третий этаж галереи подтопление точно не заденет

Фрилянд говорит, что третий этаж галереи подтопление точно не заденет

— Я хочу отметить, что вопрос парковки в проекте не проработан. Его нужно прорабатывать дополнительно, — говорит спикер. — И деревня Егошиха все же была не на этом. То, что вы на проекте назвали деревней Егошихой, на самом деле Разгуляй. 

Слово берет архитектор Андрей Жуковский. Он отмечает, что проект как будто бы делался без топосъемки. 

— Там трамвайный мост невозможно нарисовать, а он тут нарисован. Люди на проекте сидят на склоне — а он северный, его надо учитывать. 

По мнению Андрея Жуковского, проект нарисован странно, как будто без топографической съемки

По мнению Андрея Жуковского, проект нарисован странно, как будто без топографической съемки

Вопрос от Надежды Агишевой про экологию и реку Егошиху — консультировались ли с экологами и где будет река, в трубе? Также депутат акцентирует: дома в проекте — жилые, частные, когда строилось здание «ЛУКОЙЛа» в историческом центре, люди не были предупреждены. «Как можно так лихо проектировать на территории, где столько частных строений?» — спрашивает Агишева.

Воженников отвечает: с экологами общались недостаточно, нужно будет пообщаться еще. Что же касается частных строений, с людьми, живущими в них, разговаривали. Но тоже будут разговаривать еще. 

Отвечая на очередной вопрос о галерее, Воженников отмечает: «Найденная площадка комфортна и доступна. Более подходящего места не найти».

Мэр города говорит, что нужно закругляться. У него спрашивают, последнее ли это обсуждение. Он отвечает, что всё только начинается, будут обсуждения развития этой территории и в дальнейшем — «раз в полгода». 

А пока на градсовете вновь говорят про тропу Мурчисона, мы не можем вам не показать, насколько талантлив архитектор Владислав Новинский.

Это Чехов или немного портретных зарисовок с градсовета?

Это Чехов или немного портретных зарисовок с градсовета?

Несмотря на то что время обсуждения вопроса развития территории долины реки Егошихи вышло, обсуждение продолжается. 

Архитектор Сергей Шамарин раскритиковал проект площади Европы. Он говорит, что у него не будет желания ходить по грядкам, а забор, который поставили от речного вокзала до «Речника», — вообще нонсенс. «Зачем закрывать реку?» — спрашивает Шамарин. 

Сергей Шамарин тоже недоволен проектом

Сергей Шамарин тоже недоволен проектом

Архитектор Андрей Головин тоже критикует проект, называет его недоработанным, сырым, «в начальной стадии». 

— Общее впечатление, что это классический модернистский подход, который сейчас критикуется. Там, где у нас есть возможность строить, у нас появляется какая-то пустота, а там, где должна остаться природа, мы ее активно застраиваем и превращаем в бетон. Меня смущает, что общественные здания, которые должны выступить катализаторами развития города, не становятся доминантами. Мы эти доминанты можем увидеть с улицы Ленина, а со стороны Егошихи мы их никогда их не увидим. И в конце улицы Ленина у нас будет пустота — это сквер, парковка и долина. Непонятный подход и отсутствие связности. Все переходы на предельном уровне — это 500, 400 метров. Это для сельской местности большие переходы, а для города эта территории остается транспортом не связана. Наличие общественного транспорта — хорошая альтернатива, но даже если вы остановитесь у Речного вокзала, то до галереи идти 500 метров, если вы остановитесь у галереи, то тогда теряется смысл скоростного трамвая. 

По мнению архитектора Андрея Головина, концепция — сырая

По мнению архитектора Андрея Головина, концепция — сырая

Отдельно Головина беспокоит судьба реки Егошихи.

— Исторически Егошиха — кусок природы в городе, но сейчас она превратилась в бетон. И количество бетона никак не связано с характером перемещения. Куда делась Егошиха? Мы с вами разговаривали, что город Пермь будет первым городом, который начнет открывать реки. Здесь она опять в бетоне. Поэтому концепция сейчас сырая, она идейная. Никаких проработок сейчас нет.

Геннадий Игошин высказывается о транспортной недоработке проекта. 

— Мы войдем в историю с тропою Мурчисона, по которой зимой пермяки будут добираться до набережной на лыжах, — говорит Игошин.

— В этом проекте у нас очень колониальный подход, — высказывается Надежда Агишева. — Мы предлагаем этим решением всем жителям приехать сюда, оставить машины, пойти пешком. Мне кажется, это неправильно. И печально, что сейчас нет какой-то культурной политики в регионе, которая позволяла бы такие решения контролировать. 

Надежда Агишева считает проект недоработанным

Надежда Агишева считает проект недоработанным

Неожиданно Дмитрий Самойлов предлагает отложить рассмотрение концепции новой маршрутной сети. Причина — не уложились в график. 

Мэр говорит, что сейчас нужно сформулировать вопросы к концепции развития территории долины реки: транспортная доступность, развитие набережной от «Речника» до Мотовилихинских заводов. 

— Для первого рассмотрения материал удовлетворительный. Я даже не буду ставить на голосование вопрос. Другой поставлю на голосование: кто за то, чтобы взять нас в соавторы проекта? — шутит Самойлов.

Заседание градсовета закончилось. О том, когда состоится следующее, обещают сообщить позднее. 

После градсовета организовали пресс-подход. 

— Темы развития этого пространства, развития набережной, переезда галереи, нового здания театра обсуждаются последние примерно тридцать лет — и в обществе, и в профессиональном сообществе, — высказался Дмитрий Самойлов. — На большинство этих вопросов не было ответов, появлялись проекты, которые потом не были реализованы, переносились. Сегодня авторы концепции представили своё видение и на большую часть вопросов смогли ответить. Члены градсовета сформулировали свои предложения. 

— Могу подписаться под всем, что сказали Андрей Головин и Надежда Агишева, — прокомментировал нам то, как прошел градсовет, градозащитник Денис Галицкий. — Транспортная доступность. Это пустой район. Музей, который закрывается в восемь часов вечера, — и дальше что? Бродячие собаки бегают? Ожидать, что все люди в городе занимаются тем, что гуляют и музеи посещают, странно. И я не верю, что железная дорога будет убрана. Вообще проекты губернатора все замечательные, но «если это, если это, если это». Такие проекты нельзя затевать. Проект должен быть реализуем. А у нас в итоге, скорее всего, действительно состоится только переезд галереи. И будет галерея в тьмутаракани и, скорее всего, за железной дорогой. Что касается катастрофического затопления, это же просто надо цитировать — «мы сохраним фонды, а с экспонатами что-то случится, ну и ладно». 

Также своим мнением о градсовете с 59.RU поделилась депутат Надежда Агишева.

— Такие проекты должны быть обоснованы какими-то социокультурными целями. То есть мы не просто осваиваем пространство, но еще и имеем какие-то цели в рамках какой-то культурной политики. Если мы вообще говорим о культурном кластере. Мне кажется, этого не хватает. Не хватает обоснований для таких предложений. Сами по себе их сложно оценивать — хорошо это или плохо. Хорошо, наверное, что завод Шпагина будет сохранен, потому что это объект культурного наследия. Хорошо, что доступ к долине реки Егошихи будет открытым. Но очень бы хотелось, чтобы решения были последовательными. Сначала — цели, описание существующей ситуации в сфере городской культуры, потом уже — предложения, причем с учетом их реалистичности и экономической обоснованности. Потому что, насколько я понимаю, никто пока не готов сказать, какое количество посетителей и коммерческих резидентов — кафе, ресторанов, которые могут приносить какой-то доход этой территории, должно быть. Мы тротуары в центре города содержать не можем, там гололед, как мы собираемся эту территорию содержать? Или как мы будем содержать зоопарк? Мне кажется, что решения должны быть пусть менее грандиозными, но более реалистичными.

На этом мы закрываем наш онлайн, но продолжаем следить за развитием событий. 

Подписывайся на наш канал в Telegram и читай главные новости Перми раньше всех. Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ddd
29 мар 2019 в 15:11

что бы там не предлагали архитекторы, в результате получится еще один торговый центр.

гость
30 мар 2019 в 10:21

если бы думали не об отдыхе людей, а о занятости, то мы бы сами нашли места для культурного досуга. Нужна другая концепция для города с полугодовой зимой

Гость
29 мар 2019 в 15:56

Щас договорятся до того, что завод не приспособлен для нужд города...