18 июля четверг
СЕЙЧАС +21°С
  • 6 июля 2019

    Журналистка 59.RU выиграла конкурс

    Наша журналистка Вероника Свизева получила почётную грамоту (за первое место в своей номинации, между прочим!) в журналистском конкурсе, который проводит Общественная палата РФ. Отмеченный грамотой материал — о жительницах «кризисной квартиры», где живут женщины, недавно освободившиеся из тюрьмы. 

    Подробнее
    5 июля 2019

    У наших комментариев теперь больше возможностей

    Мы добавили к функции комментирования на нашем сайте две новые «фишки» — теперь вы можете скрывать комментарии, которые вам не нравятся, а также репостить к себе в соцсети то, что вам нравится. Для того, чтобы репостнуть комментарий, нужно нажать на три точки под ним и выбрать соцсеть.

    3 июля 2019

    У нас появился раздел «Мнения»

    Теперь найти мнения различных экспертов по той или иной теме на нашем сайте стало проще — последние три из них выводятся на любой странице сайта справа. А нажав на кликабельное слово «Мнения» вы попадете в сам раздел. Вы тоже хотите о чем-то высказаться? Тогда пишите нам на почту 59@rugion.ru

    Еще

Заштрихованная Пермь: как автор портрета Дягилева создаёт пейзажи столицы Прикамья тушью и чернилами

За 25 лет Борис Сатюков написал несколько сотен гравюр в графике

Поделиться

3 822

Профессию художника Борис освоил только к сорока годам. В этот период у многих начинается кризис среднего возраста, а для художника жизнь только началась

Фото: Виктор Михалев

Выставка «Дягилев. Начало» на Соборной площади стала одной из главных достопримечательностей Перми. Все работы принадлежат кисти пермского художника Бориса Сатюкова, которому поручили писать портрет Сергея Дягилева родственники импресарио из Франции. О первом гонораре в 2000 долларов, портрете с нефтяной скважиной и любви к родному городу автор рассказал в большом интервью.

Борис увлекается историей и воссоздаёт старинный город с документальной точностью

Борис увлекается историей и воссоздаёт старинный город с документальной точностью

«С детства ручку не выпускал из рук»

Борис Сатюков творит в мастерской на улице Народовольческой. Вход в неё не так-то просто найти: крыльцо скрывают деревья, словно нору хоббита. Внутри музыкальная гостиная, столярная мастерская и комната художника. Интерьер простой: на стенах — картины, на антикварном столе — кисти и краски. Фоном работает телевизор с огромным кинескопом, на электрической плитке варится кофе в турке.

— Я с детства знал, что рано или поздно стану художником, — делится Борис. — Даже не пытался открыть свой бизнес или заняться чем-то другим. Денег только много на картинах не заработаешь. Вот так и живём.

В мастерской много света и царит творческий беспорядок

В мастерской много света и царит творческий беспорядок

Рядом с картинами на стенах фотографии семьи и друзей

Рядом с картинами на стенах фотографии семьи и друзей

Борис Сатюков родился в обычной семье и начал увлекаться рисованием ещё в детстве. Но ни отец, ни мама не писали картины. А вот дядя-фронтовик рисовал. Его звали Борис Кропачев, именно он заметил творческий потенциал в племяннике и обучил азам рисования.

— Сколько себя помню, всегда держал в руке перо с чернилами, — вспоминает мастер. — Ещё в школе пытался рисовать и постоянно выводил штрихи и линии.

Где-то классе в шестом все тетрадки были вот в таких «почеркушках»

Где-то классе в шестом все тетрадки были вот в таких «почеркушках»

В детстве Борис, как большинство советских мальчишек, собирал марки. По словам художника, именно из-за этого увлечения он полюбил мелкие детали.

В 1970-е годы после школ и вузов многие пошли работать на заводы. Казалось, что и Борис тоже туда устроится. Тем более семья Сатюковых жила на проспекте имени Сталина недалеко от заводских проходных. Но жизнь художника сложилась совсем не так, как у сверстников.

Борис отслужил в армии и устроился рисовать агитплакаты на «Вторчермет». Затем трудился гравёром и оформителем. В 1980-х заочно окончил Московский народный университет искусств. Но та эпоха прошла, а судьба преподнесла приятный сюрприз.

Бараки на Кисловодской

В 1994 году художник решил, что больше всего ему нравится заниматься живописью. Тогда судьба занесла его в бараки на Кисловодской, где творили и обитали многие пермские авторы. Здесь он писал пейзажи с художником Виталием Ниточкиным, проводил вечера с друзьями в уютном дворе, одним словом, жил весело.

Борис часто вспоминает, как ездил с друзьями на Усьву и Косьву рисовать пейзажи

Борис часто вспоминает, как ездил с друзьями на Усьву и Косьву рисовать пейзажи

А это место нарисовано почти по памяти. Художник жил недалеко от Башни Смерти. Правда, деревянных домов на Комсомольской площади уже не было

А это место нарисовано почти по памяти. Художник жил недалеко от Башни Смерти. Правда, деревянных домов на Комсомольской площади уже не было

К художникам постоянно приходили покупатели. Один раз даже зашёл мэр Перми Юрий Трутнев. Гость заинтересовался работами в стиле фэнтези и заплатил 2000 долларов за две картины. По тем меркам немалые деньги.

— На Кисловодской у нас целая команда была, — говорит мастер. — В те годы я активно участвовал в выставках, так и открыл в себе художника.

Так продолжалось до 2007 года. Затем дома снесли, а Бориса с художниками Виталием Адониным и Вениамином Якимовым переселили на Народовольческую.

Ювелирная работа

После сноса бараков на Кисловодской многие художники не увидели в Перми перспектив и разъехались по другим городам. А Борис остался и продолжил писать картины на заказ. Но художник открыл для себя новый жанр — графику. Школьное увлечение марками переросло в профессиональную деятельность, в 2013 году мастер сменил кисть на рапидограф (инструмент для выполнения точных чертёжных работ), а краски — на тушь.

Сначала писал ручкой, но картины получались тусклые. То ли дело рапидограф с тушью

Сначала писал ручкой, но картины получались тусклые. То ли дело рапидограф с тушью

— Раньше писал маслом, а тушь — это совсем другой уровень, — признаётся мастер. — Здесь уже точность нужна. Сначала казалось, что это сложно, а на деле получилось наоборот. Всё возможно. Было бы желание.

Каждая картина Бориса состоит из миллиарда линий. В жанре классической графики есть правило: штрихи не должны касаться друг друга. Чтобы выполнить картину, нужно колоссальное терпение. Не каждый автор способен сделать такое произведение искусства, а если кто-то и берётся, то не прорисовывает картину настолько детально. Такая вот художественная микрохирургия.

Современные работы Бориса Сатюкова можно разделить на несколько серий: Егошихинские мотивы, старинная Пермь, пермский период Дягилева, пермский флот, пермский университет

Современные работы Бориса Сатюкова можно разделить на несколько серий: Егошихинские мотивы, старинная Пермь, пермский период Дягилева, пермский флот, пермский университет

Вот как раз работа, посвящённая университету. Его архитектура давно привлекала художника

Вот как раз работа, посвящённая университету. Его архитектура давно привлекала художника

А это, пожалуй, единственная работа, на которой изображён самолёт. У автора была задумка сделать серию картин, посвящённых деятельности пермского предприятия «Авиадвигатель»

А это, пожалуй, единственная работа, на которой изображён самолёт. У автора была задумка сделать серию картин, посвящённых деятельности пермского предприятия «Авиадвигатель»

Одна из немногих работ, которая выполнена в цвете

Одна из немногих работ, которая выполнена в цвете

— Чтобы заставить себя снова сесть за работу, нужно сосредоточиться, — говорит художник. — Важно не прерывать творческий поток, ну и настроение должно быть не весёлое и не грустное, а рабочее. Тогда всё получится.

Любимое время суток художника — ночь. Только когда весь мир засыпает и никто не мешает, можно уйти в творчество с головой.

Талант Бориса как графика раскрылся в пейзажах Перми 19–20-го веков. Перед зрителям оживает старинный город: едет трамвай по мосту через Егошиху, корабль причаливает к деревянной набережной, а мимо вокзала на Перми II проезжают повозки, запряжённые лошадьми. Причём все улицы и дома расположены достоверно, ведь в основе работ — старые фотографии. Однако автор даёт простор воображению и добавляет некоторые детали.

Первая работа, выполненная в жанре графики. Если присмотреться, то видно, как мастер набивал руку

Первая работа, выполненная в жанре графики. Если присмотреться, то видно, как мастер набивал руку

Картина из серии «Егошихинские мотивы»

Картина из серии «Егошихинские мотивы»

«А когда-то этот мостик соединял город и Мотовилиху», — вспоминает Борис

«А когда-то этот мостик соединял город и Мотовилиху», — вспоминает Борис

В Ялте художник не бывал, но «Ласточкино гнездо» получилось очень реалистично

В Ялте художник не бывал, но «Ласточкино гнездо» получилось очень реалистично

От пейзажей к портретам

Среди работ Бориса пейзажи, портреты, натюрморты. Но, как признался автор, ему больше нравится писать пейзажи. Портреты в графике — это уже высший пилотаж. Но с оглядкой на рынок и запросы потребителей художник освоил и этот жанр.

— Для души мне больше нравится рисовать пейзажи, — делится Борис Евгеньевич. — Здесь свободнее себя чувствуешь. Портреты очень сковывают действия, поэтому за них мало кто берётся. Одна лишняя линия, и приходится всё переделывать, ведь её не закрасишь на бумаге и не затрёшь. Вот, например, портрет Сергея Дягилева два раза делал.

Сергею Павловичу Дягилеву посвящён целый цикл работ

Сергею Павловичу Дягилеву посвящён целый цикл работ

Кстати, портрет Сергея Дягилева сделан по заказу родственников импресарио из Франции. А совместно с официальным представителем семьи Дягилевых на территории РФ Дмитрием Тиуновым Борис организовал выставку «Дягилев. Начало» на Соборной площади. В этой экспозиции подробно представлен пермский период жизни знаменитого антрепренёра, который больше века назад знакомил западную публику с российским искусством. Но особым украшением выставки стали антикварные зеркала ХIХ века в старинных рамах. Их реставрация — тоже дело рук Бориса Сатюкова.

— Я люблю Пермь, интересуюсь историей и жизнью выдающихся личностей, — отмечает автор. — Думаю, каждый пермяк должен о них знать.

Сейчас художник работает над портретом Павла Ивановича Преображенского, который 90 лет назад открыл Верхнечусовское месторождение нефти.

За работой Борис может провести несколько часов

За работой Борис может провести несколько часов

— Оказывается, Павел Иванович — довольно известный человек в Перми, — говорит Борис Сатюков. — Это же он положил начало добыче нефти на Западном Урале. Правда, когда первый раз о нём услышал, у меня ассоциация была с профессором Преображенским из романа Булгакова «Собачье сердце».

Борис с 50-х годов увлекается историей и знает всё о героях своих картин. Вот и на портрете геолог изображён вместе со скважиной «Бабушка» — первой скважиной в Волго-Уральской нефтяной провинции. Она находилась в Вехнечусовских городках, и именно с этого места в 1929 году началась история пермской нефти.

Перед тем как заняться поисками нефти в РСФСР, Преображенский занимал должность министра просвещения в правительстве А. В. Колчака. После поражения колачковской армии Павел Иванович остался на своём посту, за что был арестован и приговорён к расстрелу. Но многие учёные, а также Максим Горький  обратились к В. И. Ленину с просьбой смягчить наказание. Освободившись, Преображенский вернулся к работе геолога

Перед тем как заняться поисками нефти в РСФСР, Преображенский занимал должность министра просвещения в правительстве А. В. Колчака. После поражения колачковской армии Павел Иванович остался на своём посту, за что был арестован и приговорён к расстрелу. Но многие учёные, а также Максим Горький  обратились к В. И. Ленину с просьбой смягчить наказание. Освободившись, Преображенский вернулся к работе геолога

Портрет почти готов. Осталось всего несколько штрихов

Портрет почти готов. Осталось всего несколько штрихов

Мастер на все руки

Помимо увлечения историей, живописью и графикой, Борис Евгеньевич занимается реставрацией старинных вещей. Он уже подарил вторую жизнь антикварному столу 1843 года, вырезал из дерева изголовье кровати, а сейчас собирает часы с маятниковым механизмом в подарок дочери.

В мастерской практически каждая вещь сделана Борисом. Эти часы — одна из первых вещей, которую отреставрировал мастер

В мастерской практически каждая вещь сделана Борисом. Эти часы — одна из первых вещей, которую отреставрировал мастер

По поводу выставок мастер особых планов не строит. Ближе к осени откроется вернисаж в университете с серией городских пейзажей. А сейчас работает просто для себя. Это легче и не отвлекает на разные условности. Так комфортнее.

Партнерский проект

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter