Город Кладбище историй спецпроект Дом могил-небоскрёбов. Чем интересен еврейский сектор на Егошихе и кто там похоронен?

Дом могил-небоскрёбов. Чем интересен еврейский сектор на Егошихе и кто там похоронен?

Мы прогулялись по самому старому кладбищу Перми с краеведом Владимиром Гладышевым

Надгробные плиты тут — высокие, и это сразу бросается в глаза

В этом материале мы расскажем о самом заметном участке на Егошихинском кладбище — еврейском, или, как его называют, Бейт кварот — дословно Дом могил. Именно здесь начиная с середины 19-го века хоронили евреев, живших в Перми.

Окунуться в историю старинного кладбища нам помог один из главных знатоков пермских некрополей, руководитель клуба «Пермский краевед» Владимир Гладышев. С ним мы и прошлись по аллеям и тропинкам Егошихинского кладбища в один из осенних дней.

— С еврейским кладбищем было много хлопот. Самые старые захоронения начинаются со склона реки Егошихи. Там нет ни одной надписи на русском языке, — рассказывает краевед. — Мы даже не могли долгое время перевести эпитафии, которые сделаны на идише. Потом все же это удалось сделать.

Краевед Владимир Гладышев рассказал нам об истории уникального кладбища

Вместо предисловия


К евреям как к народу в разное время относились по-разному. Если вспомнить о страшной трагедии холокоста — массовом геноциде евреев со стороны фашистской Германии, в котором, по разным оценкам, было загублено около 6 миллионов евреев — треть общей численности евреев как нации и 60% евреев, проживающих в Европе, то становится не по себе.

При этом евреи — частые участники анекдотов, в которых упоминаются стереотипы об их хитрости и умении выходить сухими из воды. Кто-то же, наоборот, уважает евреев за их интеллигентность, интеллект и заслуги перед обществом в области медицины и науки. Все это — про удивительный еврейский народ, у которого до середины 20-го века даже не было своей страны.

История народа — уникальна


Представьте себе, что у вас нет дома. Вы мотаетесь с одной съемной квартиры на другую и понимаете, что вряд ли сможете когда-нибудь обрести свой родной дом, в котором вам будет тепло и комфортно.

У евреев родиной становилось то место, где они родились или куда их закинула судьба. С этим осознанием они жили, рожали детей, работали и вносили свою лепту в то место, где волей или неволей остались.

Так бы и скитались по всей земле, но все же им удалось восстановить свое государство и обрести свою Родину. Государство Израиль официально появилось в 1948 году. Спустя сотни лет скитаний евреи обрели свой дом.

Но что же делать, если ты родился раньше или уже не можешь вернуться по тем или иным причинам? Скитаться и жить на той родине, которая досталась в процессе жизни. Так сотни и тысячи евреев нашли свое пристанище в том числе и в Перми.

Так откуда же представители этой нации появились в Прикамье да еще и успели оставить свой след в истории Перми на заметном участке самого старого пермского некрополя?

Егошихинское кладбище — самое старое в современной Перми

Откуда в Перми евреи?


Самыми первыми евреями на Урале были ссыльные. В царской России местом ссылки была Сибирь, а Пермь была крайним западным пунктом, куда отправляли осужденных.

В Пермь евреи попали в первой половине 19-го века. Помимо ссыльных, в большинстве своем это были солдаты, так называемые кантонисты. То есть те, кто отслужил в царской армии 25 лет и получал право поселиться там, где хотел.

В то время в городе могли жить только крещенные в православии евреи. Так, например, в 1840-х годах по улице Сибирской, 25 жил и работал инспектором врачебной управы крещеный еврей Александр Бланк, дед Владимира Ильича Ленина по материнской линии. Тот факт, что он еврей, а настоящее его имя было Израиль, в советское время тщательно скрывался. Об этом широкой общественности стало известно относительно недавно.

Через некоторое время Александр Бланк из Перми уехал. Но другие евреи, приехавшие в один период с ним, нашли свое последнее пристанище на берегу реки Егошихи. С них и начался еврейский сектор кладбища.

Затем были другие волны миграции, связанные с Первой и Второй мировыми войнами и голодомором между ними. Многие из приехавших оставались здесь на всю жизнь. Сейчас еврейский сектор на самом старом кладбище Перми занимает достаточно большую площадь.

Здесь чувствуется древняя история еврейского народа

Особенности еврейского кладбища


Сектор, где похоронены евреи, выделяется на фоне остальных очень сильно. На самом деле это только часть еврейского участка. В советский период евреи были по большей части атеистами и хоронили их, как и большинство в Советском Союзе, со стандартными памятниками из железных прутьев или небольшой надгробной плитой и фотографиями, чего не встретишь на могилах евреев досоветского времени.

Нас же интересует начало участка, где захоронены евреи с середины 19-го века до революции 1917 года. Надгробия здесь поражают своей высотой. Они намного выше человеческого роста и все сделаны из камня.

На еврейском кладбище нет венков и цветов, привычных для всех нас. Это объясняется тем, что иудеям воспрещается перенимать какие-либо традиции у других народов.

Интересны и сами надгробные памятники.

— Например, изображенные на камне руки символизируют молитву и благословение и могут указывать на то, что человек принадлежал к колену священнослужителей, — рассказывает Владимир Гладышев. — Интересно, что участок еврейского кладбища разделен по гендерному признаку: по левую сторону от дорожки покоятся мужчины, по правую — женщины. Это также характерная особенность еврейского кладбища, которую не встретишь на прочих.

Воздетые к небу руки символизируют молитву и благословение

Запреты и ограничения


Кладбище у евреев, исповедующих иудаизм, — святое место. По этой причине правила поведения здесь во многом схожи с поведением в синагоге.

На кладбище нельзя шутить и вести легкомысленные беседы, укрываться от плохой погоды и даже есть и пить! Одним словом, здесь нужно вести себя подобающим образом. Если, конечно, посетитель кладбища исповедует иудаизм или очень почитает тех, кто там похоронен.

Почитаемый раввин

— Одной из почитаемых могил среди местного еврейского сообщества является место захоронения раввина пермской синагоги Леона Рафаиловича Линденбратена, — продолжает наш собеседник. — Вот его скромная надгробная плита.

Надгробие раввина Линденбратена — скромная плита

Линденбратен был раввином с 1891 по 1910 годы не только в Перми, но и в других местах Пермской губернии, а также помогал общинам Вятки, Екатеринбурга в открытии синагог и молитвенных домов.

Вообще деятельность Леона Рафаиловича была довольно обширной: он был не только раввином пермской синагоги, но и преподавателем в еврейском двухклассном училище, Мариинской женской гимназии и в Алексеевском реальном училище, а ещё работал провизором губернской аптеки и был заведующим складом медикаментов. Всё это подтверждено в торгово-промышленных календарях под названием «Весь город Пермь», которые издавались тогда в Перми ежегодно.

Умер раввин в 1910 году. На его скромном памятнике из камня высечена эпитафия: «Пермский раввин Леон Линденбратен, отдавший лучшие годы и сердце Пермской еврейской общине».

Также здесь похоронены другие раввины и множество людей, которые внесли большой вклад в развитие города. Это и квалифицированные ремесленники — часовщики, кожевенники, работники маслобоен, мыловарен и типографий, и врачи — фельдшеры, провизоры и дантисты.

В Перми начинали свою деятельность организатор первой израильской оперы Мордехай Голинкин, выдающийся дирижер и композитор Арий Пазовский, жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейны, еврейский поэт Пейсах Яновский.

Мануил Зальцман (умер в 1908 году) участвовал в строительстве железной дороги Пермь — Екатеринбург. Другой инженер Юлиан Бак строил участок дороги Пермь — Котлас.

Здесь похоронены врачи Фишман, Шнейдер, Беккер, заслуженный врач РСФСР Лазарь Динабург и много-много других.

В сравнении с остальными памятниками еврейские похожи на небоскребы

Антисемитизм утих

— На рубеже 20 и 21-го веков еврейские надгробия часто исписывали различными надписями антисемитского толка, — рассказывает Владимир Гладышев. — Понемногу эти настроения улеглись, хотя некоторое время общественникам, которым небезразлично состояние кладбища, приходилось даже заключать договоры с казаками, чтобы они патрулировали территорию и охраняли могилы от вандалов. Сейчас никаких признаков антисемитизма не видно. За исключением того, что указатель о еврейском секторе исчез. Видимо, кто-то стащил, потому что мы его устанавливали.

Сейчас все могилы дореволюционного периода выглядят ухоженными и чистыми.

Даже если у многих из лежащих здесь уже нет родственников, за надгробиями присматривают члены Пермской еврейской общины. Так или иначе к ней относятся порядка 1000 человек. А всего евреев в Перми около 3500.

Надписи на дореволюционных надгробиях сделаны на идише

Евреи, ставшие пермяками


Еврейский сектор на Егошихинском кладбище — уникальное место. Здесь, среди этих высоких надгробий-небоскребов без венков и фотографий, можно ощутить историю этого удивительного народа. Народа, который вынужден был скитаться по земле не одну сотню лет и желал обрести свой настоящий дом, свою настоящую Родину. Большая часть живших евреев так этого и не дождалась, проживая свою жизнь там, куда привела линия судьбы.

Утешением же для многих евреев служила надпись «Душа его будет спать спокойно, ибо потомство унаследует Землю Израиля» — цитата из Псалмов Давида. Именно такую эпитафию для своего умершего в Перми отца выбрал Анатолий (Натан) Щаранский, ставший позже министром в израильском правительстве. Безусловно, эта мысль имела и имеет глубокое значение и смысл для многих евреев, отдавших Перми свою жизнь и так и оставшихся на пермской земле, ставших пермяками. Прикоснуться к этой истории можно, повернув налево от главной аллеи Егошихинского кладбища, в еврейский сектор. Его вы найдете даже без указателя. Эти надгробия видны издалека.

В первой статье серии об интересных участках на кладбищах города Перми мы рассказали о Блатном ряде на Северном кладбище.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем