–оссийским власт€м надо больше довер€ть общественным организаци€м, считает советник министра экономического сотрудничества √ермании Ўтеффен јнгенендт. ¬ ѕермь он приехал на форум «ѕилорама». Ёто меропри€тие состо€лось, но не с тем размахом, который планировалс€: в последний момент на форум не нашлось денег в бюджете. «ашел г-н јнгенендт и в гости к порталу 59.ru.

Ѕольшинство российских некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за границы, новое законодательство называет иностранными агентами. ј это неправильно, убежден Ўтеффен јнгенендт. ќн напомнил, что в свое врем€ и в его стране было много структур, которые поддерживались из-за рубежа, – и √ермани€ от этого только выиграла.

Ўтеффен јнгенендт, советник министра экономического сотрудничества √ермании: «¬ласти сами не смогут без тех, кого назвали иностранными агентами»

≈сли и закрывать «ѕилораму», то по-другому

– ƒобрый день, г-н јнгенендт! ¬ы приехали в ѕермь на международный форум «ѕилорама». „ем он €вл€етс€ дл€ вас?

– ћне кажетс€, это была очень интересна€ площадка, на которой могли разговаривать представители гражданского общества и органов власти. ќчень жаль, что в этом году она не состо€лась; € надеюсь, что в дальнейшем ситуаци€ изменитс€.

’орошо, что в ѕерми все-таки прошли кое-какие из запланированных меропри€тий. ј именно две дискуссии – их организовали своими силами некоммерческие организации. я очень ценю тот факт, что туда были приглашены и представители власти.

– ј как вообще, на ваш взгл€д, могло получитьс€ так, что за всего несколько недель до старта форума власти резко сократили финансирование на него?

– ћогу лишь сказать, что если такие изменени€ происход€т, то вокруг этой ситуации должна быть максимальна€ прозрачность. „тобы всем было пон€тно, что происходит. » прежде всего – тем гост€м, которые приезжают на это меропри€тие из других стран.

– “ака€ прозрачность есть?

– ћне бы хотелось, чтобы ее было больше. ј сейчас получилось так, что было сделано много вещей, процесс был запущен, а потом вдруг оказалось, что это все не состоитс€.

¬ласти сами не смогут без тех, кого называли иностранными агентами

–  роме прочего, вы представл€ете √ерманский институт по международным делам и фонд «Ќаука и политика». Ќазовите событи€ последнего времени в –оссии, которые, на ваш взгл€д, €вл€ютс€ знаковыми.

– ≈сли задать этот вопрос представител€м государственных структур европейских стран, то они скажут о последних изменени€х в сфере некоммерческого сектора в –оссии. Ёти изменени€, конечно, вызывают очень большую тревогу: есть опасени€, что многие достижени€ (плюрализм мнений и так далее) будут потер€ны, и потом это будет очень сложно выстраивать заново.

≈сли спросить людей, которые св€заны с политикой в меньшей степени, то они расскажут, что ≈вропа и –осси€ могут все больше отдал€тьс€ друг от друга. ѕожалуй, эта возможность пугает. —о стороны ≈вропы есть опасени€ того, что –осси€ все больше и больше будет уходить в самоизол€цию. —о стороны –оссии, наверное, есть мнение, что ваша страна не чувствует, что ее воспринимают достаточно серьезным партнером. » те, и другие опасени€ одинаково нехороши дл€ будущей совместной работы. Ёто пока отдельные точки зрени€, но с ними уже надо работать.

– ќ законе об иностранных агентах. —мотрите, ваша страна поддерживает некоммерчсекий сектор у нас. Ќе кажетс€ ли вам, что так или иначе вы вли€ете на российскую политику и действительно многие Ќ ќ можно назвать иностранными агентами?

– Ётот закон кажетс€ мне очень проблематичным. ≈сли вз€ть ту же √ерманию, то в нашей стране механизмы поддержки некоммерческих организаций, в том числе финансово, существуют достаточно давно. јктивно это все начало развиватьс€ после ¬торой мировой войны, когда организации стали получать поддержку от стран-союзников. “огда очень много денег было и от —Ўј, и от других государств.

ћне кажетс€, что становление демократии в √ермании во многом основывалось на работе таких вот некоммерческих гражданских организаций. » € бы не сказал, что Ќ ќ как-то отрицательно могут повли€ть на развитие страны или быть дл€ нее опасными. ѕоэтому € бы порекомендовал российским власт€м относитьс€ к этому закону намного спокойнее: может быть, не примен€ть его, пересмотреть, отменить. Ѕыло бы хорошо, если бы к Ќ ќ было больше довери€.

– ¬ы действительно сравниваете свою страну после ¬торой мировой войны с нашей сейчас?

– Ќет, ситуацию √ермании после нацистского периода ни в коем случае нельз€ сравнить с –оссией. я лишь хочу сказать о той традиции, котора€ сложилась и достаточно много лет существует. √осударство дл€ себ€ осознало, что, к сожалению или к счастью, оно не может вз€ть на себ€ все функции, которые необходимы дл€ обеспечени€ нормальной жизнеде€тельности общества. Ќ ќ как раз берут на себ€ часть таких функций.  роме того, важно, чтобы граждане были активными участниками того, что происходит, а не наблюдател€ми. ƒл€ того как раз нужны Ќ ќ.

Ўтеффен јнгенендт, советник министра экономического сотрудничества √ермании: «¬ласти сами не смогут без тех, кого назвали иностранными агентами»

¬ общении с чиновниками надо быть терпеливым

– ¬ы €вл€етесь советником министра экономического сотрудничества √ермании. „то советуете министру, и всегда ли он слушает ваши советы?

– Ёто очень хороший вопрос, слушает мен€ министр или нет, € его тоже сам себе все врем€ задаю. ≈сли серьезно, министерство – это государственна€ структура и, как любой такой структуре, ему свойственно ориентироватьс€ на решение проблем, которые, что называетс€, на злобу дн€. ќни в большей степени действуют оперативно, чем думают на стратегическом уровне. » это очень полезно, когда министерство приглашает ученого и дает ему задачу работать на этом более стратегическом уровне. —амое главное здесь – найти компромисс между прагматизмом (который за чиновниками) и теорией (она за учеными).

 онечно, есть ситуации, когда что-то не было услышано или не могло быть применено, и € дл€ себ€ отмечал, что ситуаци€ могла выгл€деть по-другому, прислушайс€ ко мне власти. Ќо € работаю в этой должности три года и могу сказать, что в целом мое мнение учитывают. Ќо вот, что € пон€л там – что нельз€ быть нетерпеливым.

– “о есть?

– ≈сли сделал какое-то предложение, нельз€ ожидать, что завтра же все изменитс€ и будет по-другому. „ем отличаютс€ вот эти государственные структуры – тем, что прин€тие решений занимает много времени. ѕроцесс продвижени€ идей выгл€дит так, что уровень за уровнем идут встречи с сотрудниками министерства, и дл€ каждого уровн€, и дл€ каждой группы людей нужно придумать свой аргумент. » только в тот момент, когда все с тобой соглашаютс€, иде€ начинает работать. ѕоэтому и необходимо терпение.

– ќдна из ваших идей, за которую вы последовательно выступали и выступаете, – едина€ европейска€ политика по отношению к нелегальным мигрантам. ”далось ли ее достичь?

– ¬ сфере национальной политики государства по-прежнему действуют по-разному. ѕри этом все границы внутри ≈вропейского союза открыты – возможно свободное перемещение из страны в страну.

Ќапомню, в 90-ые годы √ермани€ прин€ла достаточно больше количество беженцев. ¬ 92-ом их было более 400 тыс€ч. “огда наша страна имела достаточно либеральное законодательство: любой, кто запросил в стране убежище, имел право его получить. » если люди приезжали в какие-то небольшие города, то те просто не справл€лись с потоком мигрантов. ƒоходило до того, что люди жили в спортзалах. ѕоскольку в какой-то момент страна оказалась переполнена беженцами и уже не могла адекватно реагировать на это и законодательно, и инфраструктурно, началась больша€ волна насили€ со стороны граждан страны. ќни тоже не справл€лись с новой ситуацией. (»менно в тот момент правоэкстремистские партии снова стали очень активными.)

√ермани€ осталась с этой проблемой один на один и решала ее самосто€тельно. ћы изменили свое законодательство, и в итоге количество приезжих сократилось в дес€тки раз. —ейчас проблемы с нелегальной миграцией дл€ нас не столь актуальны. „его не скажешь о южной ≈вропе – √реции, »спании, »талии. ¬ этой ситуации надо действовать сообща, но этого до сих пор добитьс€ очень сложно.