Город Под Пермью есть множество ходов (и по легенде живет Чернобог) — погружаемся в их историю с местными диггерами

Под Пермью есть множество ходов (и по легенде живет Чернобог) — погружаемся в их историю с местными диггерами

Еще в 90-х они создали движение RUFORS и сделали множество открытий

Каждый подземный ход Перми — портал в неизвестность

Это увлечение появилось у пермской молодежи в девяностые и начале 2000-х годов. Тогда компания молодых людей занялась изучением пермских подземелий и сделала немало исторических открытий. Ребята называли себя диггерами. Слово происходит от английского digger — «копатель», они — исследователи подземелий, туннелей, старинных ходов и подвалов. Для своего объединения они придумали название RUFORS. Именно благодаря им стало известно, что под Пермью находится целая система подземелий, по одной из версий, связанных между собой. А также появились интересные исторические версии и мифы.

Мы встретились и поговорили с двумя диггерами — Михаилом Помыткиным и Николаем Субботиным. Они оба активно занимались изучением пермских подземелий в начале 2000-х годов.

Видео: Сергей Федосеев

Чернобог или Волкодлак?


Миф о том, что недалеко от здания Пермской галереи было языческое капище, появился из-за необычного случая, произошедшего в девяностые годы. Три молодых человека занимались исследованием одного из подземных ходов под руинами старого дома рядом с галереей и столкнулись со странным явлением. Одни диггеры говорят, что это правда и даже знают ее участников, а другие сомневаются в ее реальности.

Этот случай, придав ему характер художественной литературы, описывает в своей книге «По ту сторону реальности» Николай Субботин. О нем он узнал по рассказам. Публикуем отрывок полностью.

Во время диггерской разведки

«Проталкивая перед собой снаряжение, диггеры поползли вперед, двигаясь друг за другом, — пишет автор. — Через несколько метров ход начал расширяться. Вскоре уже было можно подняться на ноги и, не торопясь, осмотреться. Они находились в сводчатом туннеле, облицованном красным кирпичом с характерной для конца XIX века «крестовой» кладкой. Ход шел вперед и упирался в стену, выложенную бутовым камнем. В ней был сделан небольшой пролом. Похоже, древние строители натолкнулись на еще более старый туннель.

Пролом вёл в длинную галерею, которая заметно отличалась от первого туннеля. Кладка тут была более грубой, камни покрыты сетью трещин и какого-то белесого налета: то ли плесень, то ли мох. И запах, странный — слегка кисловатый, незнакомый. Галерея постепенно закруглялась и спускалась вниз, переходя в просторный зал диаметром около десяти метров. В центре зала — каменное возвышение, напоминающее алтарь. На стенах — необычные знаки и рисунки: изображение старца с кривой палкой в руках, у его ног — муравьи и вороны, вокруг — множество черепов и костей.

Из зала веером расходились в разные стороны ещё несколько ходов. Диггеры медленно обходят зал, рассматривая древние рисунки и заглядывая в новые ходы. В одном из туннелей чувствуется движение воздуха, ощутимо тянет сквозняком, где-то рядом есть другой выход на поверхность. Внезапно в туннеле раздается шорох и странные звуки, похожие на глубокое дыхание и храп. Лучи фонариков бешено мечутся по стенам, выхватывая из тьмы большую темную фигуру, припавшую к полу, и два красных широко расставленных глаза.

— Волкодлак! — испуганно вскрикнул один из диггеров и, бросив снаряжение, побежал к выходу из подземелья.

Обдирая в кровь локти, колени, спины, они вдавливали друг друга в шкуродёр, пытаясь как можно скорее выбраться на поверхность. Ползший последним парень внезапно закричал и резко дернулся назад, скрывшись в темноте хода. Второй попытался вернуться назад, но что-то схватило его за ногу и стало тянуть. С трудом вырвавшись, превозмогая жгучую боль, он отчаянно заработал локтями и через несколько минут выскочил среди развалин особняка».

Один из пермских тоннелей

По другой версии, выбиравшемуся последним все-таки не повезло, сзади его схватила неведомая сила. После этого организовали поиски, и парня нашли засыпанным землей. Говорили, что другой участник этой истории уехал в Москву, а второй попал в психбольницу. Вход в этот лаз завалили песком и гравием.

Так родился миф о Чернобоге — темной силе, злом боге в мифологии балтийских славян, которого изображают в виде старца с длинной седой бородой и длинным посохом-веткой в руке. Диггеры предположили, что именно его воплощение видели в том подземном ходе. Также появилась версия, что где-то рядом могли быть языческое капище и древние языческие ходы-лабиринты — диггеры пытались найти подтверждение этому в пермских архивах. По словам Николая Субботина, нашли небольшую запись: «Во время закладки в 1723 году Перми на месте речного вокзала стоял монашеский скит и деревянная двухметровая фигура какого-то древнего божества, говорили о святости этого места». Видимо, речь идет о районе рядом с Петропавловским собором (около территории завода Шпагина). Но это не исключает того, что и в районе будущего кафедрального собора тоже могло быть святилище. Тем более христиане часто возводили храмы на месте бывших языческих святилищ, которые обычно располагались на горе над рекой.

Несколько лет назад бывшему диггеру Михаилу Помыткину в бюро технической инвентаризации удалось познакомиться с чертежами, на которых видны три подземных этажа под галереей.

— Всем известно, что под галереей есть один этаж, где располагаются фонды и хозяйственные помещения, — говорит Михаил. — Поэтому я очень удивился, увидев, что там есть еще какие-то уровни. Причем в одном из нижних помещений находится объект наподобие усыпальницы.

За галереей раньше было много старых домов с разветвленными подземными ходами. Сейчас их снесли, идет стройка новых зданий

Автор этого текста долгие годы работала в фондах галереи, но никаких спусков и люков на более нижний уровень в подвале не было. Мы спросили у ведущего научного сотрудника галереи Александры Пестовой, исследователя истории здания Пермского Спасо-Преображенского собора, знает ли она об этом.

— Я много работала со старыми чертежами собора, но более глубоких подземных уровней, чем известный подвал, на них не было, — ответила нам Александра. — Что касается места, то собор строился на месте леса, который специально срубили для строительства нового собора. Изначально здесь планировали создать мужской монастырь взамен закрывшегося Спасо-Преображенского монастыря в Пыскоре. Но уже в ходе стройки решили придать собору статус кафедрального, который был больше нужен городу.

Редакция 59.RU сделала запрос в БТИ по поводу документа, который изучал Михаил Помыткин. Но ответа мы пока не получили.

Подземный ход на Сибирской и его невидимый житель


Другая легенда, проверкой которой занялись диггеры, гласила о гужевых подземных ходах — один из них якобы шел вдоль улицы Сибирской чуть ли не до самой Камы, а по некоторым версиям, даже и под Камой. И диггеры действительно нашли под старым, заброшенным еще в 1990-е годы пивзаводом большой подвал с арочным сводчатым потолком, выложенным красным кирпичом. Он был длинным, с несколькими ходами и помещениями.

— Я никогда не сталкивался с чем-то странным или паранормальным в подземельях, только в этом, — вспоминает Михаил. — Однажды мы услышали, как кто-то стучит словно деревяшкой по трубе. Удивились. Стук повторялся и в последующие наши визиты. Казалось, что с помощью этого звука кто-то пытается с нами разговаривать. Как мы только ни искали его источник, пытались стучать по всем поверхностям, но это был не тот звук. Со временем мы привыкли к нему и даже попытались наладить связь. Приходили и говорили «привет». В ответ раздавались два вежливых стука.

Подвал под бывшим пивным заводом, где жил «барабашка»

Аналогичные подземелья ребята также нашли рядом с рестораном «Кама», под центральным Гастрономом и под бывшей гостиницей «Королёвские номера» на Сибирской, 3, где когда-то останавливался Владимир Маяковский и перед казнью жил Михаил Романов.

Чтобы проверить версию, являются ли они частями единой подземной системы, Николай Субботин изучал Госархив Пермской области.

— В некоторых документах действительно рассказывалось о системе подземных гужевых ходов, которые вели под некоторые крупные магазины и заводы Перми, — говорит Николай. — Они позволяли купцам без особых помех доставлять сырье и товары с пристаней на берегу Камы в свои склады. Ходы делались достаточно большими, чтобы по ним могла пройти лошадь, запряженная в телегу.

Диггеры в подвале пивного завода

Возможно, это были просто отдельные подвальные помещения, связанные между собой проходами. Все подвальные помещения, в которых оказывались диггеры, были построены по одному и тому же типу — сводчатые арочные кирпичные потолки.

Сейчас вход в подземелье под пивным заводом замурован. Здесь идет стройка

Во время подготовки этого материала мы встретились с сотрудниками бывшего центрального Гастронома. По их словам, сотрудники, работавшие здесь еще в 1950-е годы, рассказывали, что когда-то склады Гастронома были связаны со складами других магазинов и даже зданиями КГБ и нынешней администрации города. А также был тоннель с рельсами, по которым на вагонетках доставляли мясо, муку и другие продукты с камских причалов.

Во дворе бывшего Гастронома есть входы в старые торговые подвалы
Дореволюционная деревянная труба в подвале Гастронома

Мотовилиха, клады и белая крыса


По словам диггеров, Мотовилиха вся изрыта шахтами, общее число которых по разным оценкам колеблется в районе цифры 600. Исследовать их очень опасно, почва там — глинистые песчаники, обладающие большой подвижностью. Но диггеры все равно погружались под землю, чтобы найти клады.

— Из документов ГАПО следует, что в этом районе в конце XIX века грабила банда Лбова, поймать которую очень долго не могли, — рассказывает Николай Субботин. — Каждый раз они скрывались в старинных ходах. Предполагалось, что и награбленное добро они прячут именно там. Часть грабителей поймали еще в 1905 году, а вот их сокровища до сих пор не нашли. Другие диггеры рассказывали: когда в Мотовилихе они спускались в заброшенные шахты, несколько раз встречали огромную белую бесхвостую крысу.

Портал с телефонными трубками


Недалеко от завода «Телта» у Решетниковского спуска тоже есть подземный ход. Мы съездили с Михаилом на место и прошли его.

Тоннель оказался узким, в высоту чуть больше человеческого роста, в нем установлена труба. Снаружи вход облицован бетонными плитами, сделанными в XX веке, на входе видны остатки креплений для двери.

Внутри арочный свод покрыт старыми кирпичами XIX века. Тоннель идет вверх внутри горы и выходит на территорию завода. В конце подземелья находится вертикальная шахта высотой несколько метров. Вверх ведет сломанная железная лестница, а выход закрыт люком.

Телтинский портал

Подземный ход получил название «Телтинский портал».

— Когда мы сюда попали, половина тоннеля была забита телефонными трубками, — вспоминает Михаил.

На этой территории действовали несколько заводов. Изначально, с 1895 по 1920 годы здесь работал спиртоочистительный завод. Возможно, туннель служил для сброса сточных вод и производственных остатков после переработки алкогольных напитков. Позже в части корпусов разместили хлебозавод, а впоследствии на этой территории построили Пермский телефонный завод «Телта». Говорят, что в советские годы его работники пользовались этим ходом и когда начальство узнало об этом, распорядилось замуровать вход.

Он же изнутри

Еще один портал был недалеко от этого места в небольшом техническом доме, который недавно снесли.

— Как-то мы провели в нем разведку, — рассказал Михаил. — В полу дома оказался люк, а под ним скрывалась вертикальная шахта, заполненная водой. Мы пригласили водолаза, он спустился и прошел возможное расстояние. Глубина этой воды соответствовала уровню воды в Каме. На дне шахты был ход в сторону Камы, но путь туда был завален старыми деревьями. Рисковать и пробираться к Каме наш товарищ не стал.

Альфонс и тайная лодка


Однажды ребят позвали посмотреть подвалы, которые находились под особняком в районе улиц Горького и Пермской, где располагался печатный салон «Гармония». В позапрошлом веке домами в этом квартале владел Альфонс Поклевский-Козелл — уральский король виноделия и пивоваренных заводов, золотопромышленник и пароходчик. Как рассказали диггерам сотрудники фирмы, когда они стали расчищать помещение, обнаружили в полу люк, а под ним — просторный затопленный подвал (воду из него откачивали два месяца). Хотя на чертежах его не было.

Подвалы домов Поклевского-Козелла

Для диггеров это был шанс проверить версию с гужевым ходом, ведущим к Каме, также он мог вывести их на более древние тоннели. Ребята спустились вниз — подвалы были высотой в несколько метров, со сводчатым потолком, который поддерживали чугунные колонны с художественным литьем. От помещений отходил центральный коридор, заканчивающийся круглой и грубой кладкой. Подвалы вели в сторону здания через улицу Пермскую (сейчас старые дома там снесены, на их месте строят бизнес-центр). Диггеры пришли к соседям, попросились пройтись по помещению и обнаружили, что там в полу тоже есть люки. Хозяева помещений в этом доме признались, что тоже борются с водой, а под полом, в одном из находящихся там брошенных цехов, плавает настоящая лодка. И никто не знает, как она туда попала. Ну не через люк же!

Этот портал недалеко от набережной диггеры называют «солнышко» из-за круглой формы. Несколько лет назад он еще не был настолько завален мусором и в него можно было легко зайти

Спрыгнув в один из люков, диггер увидел открытый сводчатый ход, ведущей к Каме. Именно по нему и могли затащить в подвал лодку для ремонта. Поклевский-Козелл владел собственной пристанью и небольшим пароходством, поэтому версия о ремонте была вполне логичной. Возможно, все подвалы соседних домов были связаны между собой и представляли единый комплекс.

Из документов, найденных в ГАПО, Николаю Субботину удалось узнать, что в подвалах этих домов когда-то располагались пивоваренные, винодельческие и асбестовый цеха. Соседи жаловались на то, что из этих домов идет такой шум, что их дома трясутся, а на печках появляются трещины. Они даже обращались с жалобами в городскую думу.

Тайна за семью печатями


Все найденные подземелья ребята отмечали на карте. Однажды знакомый организовал Николаю Субботину встречу с бывшим сотрудником КГБ. Тот очень удивился тому, что ребята нашли часть ходов, и сказал, что они должны быть замурованы, а архивы — обработаны. Об этой встрече Николай тоже рассказал в своей книге.

«Он углубился в изучение карты, недовольно покачивая головой, и пробубнил себе под нос: «Кроты хреновы! Поразвелось вас тут, стрелять некому…» Эта беззлобная фраза отставного офицера госбезопасности заставила меня поёжиться. Я понимал, что мы поступили достаточно опрометчиво. Особист (сотрудник особого отдела НКВД. — Прим. ред.) по долгу службы занимался ликвидацией и изучением старинных коммуникаций Перми.

Команда RUFORS в 2003 году в подземельях пивного завода

«Ты же знаешь, что наш город имел и до сих пор имеет оборонное значение, — особист неожиданно оторвался от изучения карты. — Каждый завод в нашем городе исполняет определенную роль в системе ВПК. У каждого завода есть свои подземные цеха и сеть туннелей, соединяющих между собой заводы и некоторые другие объекты. Любой подземный объект входит в нашу сферу интересов, будь то старые туннели или современные объекты. Каждый объект может представлять потенциальную опасность со стороны террористов. По некоторым подземным коммуникациям можно пройти под всем городом, под основными торговыми центрами».

При этом он признался, что все документы по подземным ходам начиная с XVIII века обработаны, а старые ходы в большинстве завалены и заблокированы. А на вопрос, существуют ли старые туннели, созданные до основания Перми, особист хоть и ответил отрицанием, но с удивлением во взгляде, упомянув язычество.

«Королёвские номера» со двора

«Языческих ходов под Пермью нет!» — отрезал он и дал понять, что беседа окончена. Карту он забрал себе. В разговоре я ни разу не упоминал историю о трех диггерах, наших догадках о существовании подземного капища и о язычестве вообще. Вольно или невольно этот человек подтвердил факт — языческие ходы существуют и о них знает кто-то еще…»

Окно в подвал «Королёвских номеров», в который нас не пустили из-за аварийного состояния

Разрушенный портал на набережной


Спустя время ребята нашли еще один портал рядом с железнодорожными путями напротив Дома Мешкова. Причем на том же склоне они обнаружили еще несколько отлично сохранившихся порталов.

Портал на набережной напротив Дома Мешкова был засыпан толстым слоем земли. Ребятам пришлось провести раскопки

Вход в него был закрыт бетонным колпаком, пророс травой. Под ним ребята нашли круглый лаз в квадратный вертикальный колодец, укрепленный позеленевшими от времени толстыми досками. Под ними оказался слой земли, в котором диггеры откопали небольшое пушечное ядро.

Во время раскопок Николай провалился под землю. Включив фонарик, он обнаружил, что оказался в просторном арочном ходе.

«Такие нам уже приходилось видеть раньше, — вспоминает Николай в своей книге. — Только свод и стены были облицованы не кирпичом, а потрескавшимся от времени бутовым камнем. Ход шел в сторону Камы и в город, поворачивая к речному вокзалу. Идти стало легче. В свете фонарика на стене промелькнули какие-то необычные знаки и пиктограммы. Я остановился. В нескольких метрах впереди ход резко расширялся и упирался в «пробку» завала. Свод в этом месте просел, треснул, засыпав проход обломками кирпича и глиной. Я был уверен, что капище расположено за этим завалом, я практически дошел до него».

Тот же портал

К сожалению, диггерам не удалось найти продолжение этого хода. Но вся картина, которая выстроилась благодаря их исследованиям, подтверждала историческую версию о существовании гужевых ходов от Камы в город.

Вся набережная Камы была заполнена пристанями

Кроме того, ребята обнаружили ходы под Егошихинским кладбищем, провал в старинные аптечные склады во дворах на улице 25 Октября, во дворе больницы на Пермской, на Куйбышева, где был Черный рынок, а сейчас находится сквер Уральских добровольцев.

Купцы хранили товары на берегу, а потом доставляли груз через гужевые тоннели в город

Увлечение историей подземелий в Перми осталось в прошлом, современная молодежь не подхватила это движение, многие ходы и купеческие подвалы завалены и замурованы. И даже вход в ставшее известным подземелье под пивным заводом стал недоступен. Но благодаря диггерам у пермяков появились знания о подземной Перми.

Сейчас тоннель напротив Дома Мешкова затоплен
Некоторые порталы совсем незаметны и ушли под землю
Другие закрыты старыми дверьми

Ранее мы публиковали тест, по которому нужно угадать, что было раньше в разных местах Перми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем