Ѕорис  олоницкий, историк: «ќдна из тем, котора€ сплачивает людей в –оссии – это градозащита»

—обыти€ на ”краине еще раз показали, как власть манипулирует пон€тием «патриотизм» и «помощь братскому народу». ќ том, почему патриотизм – это не всегда гордость за историческое прошлое своей страны, 59.ru рассказал Ѕорис  олоницкий, профессор факультета истории ≈вропейского университета в —анкт-ѕетербурге.

 

Ѕорис  олоницкий – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник —анкт-ѕетербургского института истории –јЌ, приглашенный профессор »ллинойского, ѕринстонского, …ельского университетов (—Ўј), а также университетов “арту, ’ельсинки, “юбингена. — 2009 года – первый проректор, а также проректор по науке и профессор факультета истории ≈вропейского университета в —анкт-ѕетербурге. явл€етс€ всемирно признанным авторитетом по истории революции 1917 года.  

Ѕорис »ванович, сейчас остро обсуждаетс€ тема исторической пам€ти. — вашей точки зрени€, какие вопросы, св€занные с российской историей, можно выносить в публичное поле, а какие нельз€? ќ чем можно спрашивать, а о чем – нет?

– ¬ыносить на обсуждение можно любые вопросы. ÷ензура в —ћ» не допустима. Ќо € считаю, что журналисты, задава€ их, должны помнить об ответственности. Ќекоторые темы у нас, в нашем историческом сознании, не нейтральны. ќни имеют большую эмоциональную нагрузку. ƒл€ нас важна пам€ть о ¬еликой ќтечественной войне. ≈сли хотите – миф, потому что наша историческа€ пам€ть о войне мифологизирована. » задача историков и журналистов – демифологизировать эту пам€ть. ѕри этом нужно соблюдать должный такт и иметь некоторую компетенцию. ¬опрос, который был задан на телеканале «ƒождь» о блокаде – «—тоило ли сдавать Ћенинград, чтобы спасти людей от голода?» – сразу обнаруживает некомпетентность журналиста.

ѕочему?

– —уществовал приказ √итлера, запрещавший принимать капитул€цию на самых разных уровн€х. Ѕолее того, известны случаи, когда немецкие войска расстреливали пытавшихс€ сдатьс€ ленинградцев. —итуаци€ голода немцев вполне устраивала. ѕоэтому это вопрос, св€занный с образованием, – не только журналистов, но и людей в целом.

Ѕорис  олоницкий, историк: «ќдна из тем, котора€ сплачивает людей в –оссии – это градозащита»

– —ейчас нам предлагают изучать историю в патриотическом ключе. ¬ладимир ћединский (министр культуры –‘. – ѕрим. ред.) в одном из интервью за€вил, что «люба€ суверенна€ власть так или иначе проводит свою историческую политику, то есть «использует историю» в своих интересах».

– ƒа, патриотизма без знани€ своей истории не бывает. Ќо знание истории – это не всегда гордость за свое историческое прошлое. Ёто еще и ответственность за все дела, которые наша страна сделала. ј по отношению к своим гражданам и другим странам она делала не всегда только хорошее. Ћакировка прошлого не будет способствовать патриотизму. Ќо сегодн€ истори€ воспринимаетс€ не только властью, но и обыденным сознанием, исключительно как упражнение в патриотизме.

»нструмент пропаганды?

– ƒа. » люд€м кажетс€, что они знают и люб€т собственную историю. ¬ советское врем€ любой человек знал, что в 1917-м была революци€, в 1941-м – началась война и так далее.   датам нужно было прибавл€ть «велика€ революци€», «героический рабочий класс». “огда знание истории превращалось в кл€тву верности или демонстрацию ло€льности. Ѕоюсь, что сейчас у нас наблюдаетс€ похожий тренд.

ј как вы относитесь к идее создани€ единого учебника истории?

– «наете, € училс€ в советское врем€, когда был не просто единый, а единственный учебник истории с единственной точкой зрени€ на событи€. » могу сказать, что истори€ по этому единому учебнику преподавалась по-разному, ведь учитель важнее учебника. —ейчас самое важное – это професси€ учител€. ’ороший учитель с плохим учебником сделает чудеса. ј вот плохой учитель с хорошим учебником – нет.

Ѕорис  олоницкий, историк: «ќдна из тем, котора€ сплачивает людей в –оссии – это градозащита»

—егодн€ много принимаетс€ запрещающих законов. ≈сть ли в отечественной истории подобные примеры?

– ѕериод нарастани€ консерватизма в обществе наблюдалс€ во врем€ правлени€ јлександра III. ѕосле убийства народовольцами јлександра II в –оссии стали закручивать гайки. » это шло не только от правительства, но и от общества, потому что у людей был страх перед потр€сени€ми. ќдин из исторических персонажей сказал, что –осси€ перевыполнила план по революци€м. » чисто по-человечески мне бы тоже не хотелось жить в эпоху перемен. Ќо вместе с тем прин€ть в –оссии закон, запрещающий революцию, это все равно, что в японии прин€ть закон запрещающий цунами. »з истории мы знаем, что стремление предотвратить революцию ее как раз и спровоцировало.

¬ы сказали, что запрос на запреты исходили от общества. ј в сегодн€шней –оссии запреты исход€т от власти.

– ¬ласть неоднородна, там есть люди с разными повестками.  то-то ощущает сигнал сверху, кто-то хочет его ощущать еще до того, как он поступит, поэтому бежит впереди паровоза. ƒумаю, сегодн€ в стране есть консервативный тренд, который исходит не только от власти, но и от самого общества. » € считаю, что это опасно, потому что это подготовит взрыв в будущем. ≈сли мы избегаем небольших конфликтов сейчас, которые могут способствовать реформированию страны, то в будущем запреты могут подготовить социальный всплеск.

Ќо ведь сейчас власть пошла на уступки: введены пр€мые выборы мэров, прошли амнистии, в том числе и по политическим делам.

– Ќа власть оказываетс€ давление с разных сторон. » она реагирует на самое главное. ” нас очень распыленное общество, которому трудно объедин€тьс€ в группы. ќдна из тем, котора€ сегодн€ сплачивает людей, – это градозащита. ќбъединившись вокруг защиты исторического облика города, к примеру, питерцам удалось отклонить строительство огромного небоскреба «√азпрома» в историческом центре города. ≈сли бы учител€ и врачи оказывали бы такое давление на власть, у нас была бы друга€ ситуаци€ в образовании и медицине.

Ѕорис  олоницкий, историк: «ќдна из тем, котора€ сплачивает людей в –оссии – это градозащита»

Ёто зачатки местного самоуправлени€?

– «наете, в советское врем€ мы все были объектами политического воспитани€. ћногие демократические процедуры были у нас ритуальными.  аждый человек с пионерского возраста знал, как провести общее собрание. ј вот сейчас такого политического и гражданского воспитани€ у нас нет. Ћюди не знают, как достигать соглашени€ и как совместными усили€ми принимать решени€.

–осси€ – крайне централизованна€ страна, люди уезжают из регионов. „то с этим делать?

– ƒа, это огромна€ проблема дл€ –оссии. —ейчас дл€ многих людей решение житейских проблем – переезд в ћоскву. —толица работает как пылесос, котора€ отсасывает кадры из регионов. Ёту проблему нужно решать на разных уровн€х. Ќапример, мы в ≈вропейском университете в —анкт-ѕетербурге обучаем аспирантов из регионов при условии, что они вернутьс€ в свой город. ћы создали три университетских центра, один из которых работает при историко-политологическом факультете ѕермского университета.