Ѕасаргин вернулс€ к идее скоростного трамва€

 раевые власти намерены развивать электротранспорт ѕерми за счет частных инвестиций. Ёксперты считают, что первым перспективным проектом может быть строительство «скоростного трамва€». «ѕермгорэлетротранс» готов поддержать проект, но пока у власти нет конкретных предложений. ѕодробности – в материале 59.ru.

√убернатор ѕермского кра€ ¬иктор Ѕасаргин и мэр ћосквы —ергей —об€нин подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве. ¬ рамках соглашени€ ѕрикамье намерено перен€ть опыт столицы по привлечению инвестиций в развитие трамваев и троллейбусов. «ѕерспективными направлени€ми сотрудничества считаютс€ обмен опытом по применению механизмов государственно-частного партнерства (√„ѕ), – сообщают в пресс-службе администрации губернатора. – ѕрикамью интересен опыт ћосквы по реализации проектов √„ѕ в сфере работы электротранспорта». ¬прочем, детали хоть каких-то проектов пока не раскрываютс€. ¬озможно, никакой конкретики пока просто нет.

ѕривлекать инвестиций можно по нескольким направлени€м. Ёто и строительство новой инфраструктуры, и содержание существующей.   примеру, в прошлом году московские власти хотели построить с помощью √„ѕ рельсы дл€ «скоростных трамваев».  ак сообщала газета «»звести€», всего на скоростной рельсовый транспорт необходимо было 73 млрд рублей инвестиций в инфраструктуру, еще 21 млрд – в подвижной состав. ѕо словам экспертов, на тарифах дл€ пассажиров частные деньги в этом проекте не отразились бы.

«»нвестиции в трамваи – это вложени€ в инфраструктуру. “о есть мы говорим рельсах, а не вагонах, – отмечает директор института транспорта ѕЌ»ѕ” ћихаил якимов. – я не вижу того, что может ѕермь вз€ть из опыта ћосквы. ƒумаю, что очень многие муниципалитеты и субъекты федерации приезжают к нам посмотреть на наши выделенные линии, посадочные платформы и прочее. ѕермь – это один из передовых городов в плане организации и планировани€ движени€. ј с точки зрени€ объема бюджета и концентрации потенциальных партнеров нас с ћосквой, конечно, не сравнить».

ѕо словам специалистов, инвестиции в электротранспортную инфраструктуру ѕерми сейчас необходимы по нескольким направлени€м.   примеру, необходима прокладка новых трамвайных линий по ул.  уйбышева – от ул. Ћенина до ул. –еволюции. √лобальные планы – охват трамвайными пут€ми микрорайонов —адовый и  рохалева. Ёти проекты требуют инвестиций, которые будут направлены на привлечение большого числа пассажиров, регул€рности сообщений. ѕо словам ћихаила якимова, сейчас в св€зи с планировкой микрорайона Ѕахаревка планы по развитию электротранспортной сети увеличатс€, возникнет необходимость в новых трамвайных маршрутах до бывшего аэропорта Ѕахаревка.

«“ема очень интересна€ и правильна€, нужно было это делать еще восемь лет назад, – говорит экс-руководитель городского департамента дорог и транспорта ќлег Ѕоровик. – ѕри внедрении √„ѕ в электротранспорт необходимо оставить право формировани€ маршрутной сети и заключени€ контрактов за властью, а все остальное нужно давно отдавать на аутсорсинг. ¬о всем мире это очень доходный бизнес. ≈сли все будет пон€тно прописано, то в ближайшие лет п€ть люди найдутс€. ” нас «ѕермгорэлетротранс» содержит путевое хоз€йство, т€говые подстанции, контактную сеть. «ачем? Ёто не очень пон€тно».

 стати, вопрос о возможном по€влении в ѕерми «скоростного трамва€» поднимаетс€ уже несколько лет. ѕроект стали обсуждать в 2007 году. “огда эксперты назвали подобный вид транспорта «легким метро». Ёта иде€ вновь прозвучала в публичном пространстве в прошлом году, когда губернатор ¬иктор Ѕасаргин написал в своем блоге, что «скоростной трамвай» может стать альтернативой метро. «ћнени€ по этому виду транспорта неоднозначные, но внедрить его все же проще, – написал губернатор. – »зучение возможностей создани€ линий, соедин€ющих районы ѕерми, идет и сейчас. ƒумаю, если проекты окажутс€ эффективными, то по€вление такого транспорта в городе вполне реалистично». ѕланировалось, что быстрый трамвай пойдет до аэропорта Ѕольшое —авино. Ќо к этой идее скептично отнесс€ глава ѕерми »горь —апко. ћэр отметил, что не видит в ближайшие годы перспектив дл€ этой отрасли, поскольку непон€тны источники финансировани€.

«—коростной трамвай» обсуждалс€ и при рассмотрении стратегии развити€ городского электрического транспорта на 2013-2022 годы. √ендиректор ћ”ѕ «ѕермгорэлектротранс» јлексей Ќикулин предположил, что система легкорельсового транспорта (или «скоростной трамвай») могла бы св€зать ќрджоникидзевский район, ѕермь-I, ѕермь-II, «акамск,  урью и  ам√Ё—, так как развитие классической трамвайной сети за  амой не предусмотрено. ќн отметил, что этот вариант возможен только в случае финансовой поддержки из краевой казны.  роме того, он отметил, что на реализацию инвестиционных проектов потребуетс€ около двух млрд рублей. ѕравда, на тот момент технико-экономическое обоснование таких затрат было приблизительным. ј прин€тие стратегии было перенесено на год. «Ќам сложно комментировать идею губернатора. ≈сли был бы готов какой-то конкретный проект «скоростного трамва€», было бы проще. Ќо его пока нет», – сказала пресс-секретарь «ѕермгорэлетротранса», отметив, что муниципальное предпри€тие поддержало бы и √„ѕ и «скоростной трамвай».

√отовы ли пермские бизнесмены поддержать подобные проекты? «ѕермь – третий по прот€женности город, скоростной трамвай тут очень удобен, – заметил ќлег Ѕоровик. – Ёто может быть альтернативой второму такси, маршруткам. „еловек может заплатить 30 рублей за поездку, за то, чтобы его без пробок довезли за минимальное врем€ в другой конец города. ƒумаю, это будет интересно бизнесменам».

«—коростной трамвай не принесет изменени€ в пассажиропотоке или времени сокращени€ движени€ пассажиров, – уверен ћихаил якимов. – ќн развивает скорость более 24 км/ч. ј сейчас у нас трамвай разгон€етс€ на участке ул.  уйбышева по направлению к Ѕахаревке до 70 км/ч».

«Ћегкое метро» – это состав из нескольких вагонов, гибрид между привычным всем метрополитеном и трамваем, так как маршрут проходит и на подземных участках, и на поверхности. Ќаземную трассу сопровождают ограждени€. Ќизкий уровень шума обеспечиваетс€ за счет того, что рельсы укладывают через резину в бетонное основание, а также благодар€ использованию современных вагонов. Ѕлагодар€ изол€ции линии скоростного трамва€ от дорожного полотна, ее функционирование не зависит от автомобильных пробок.