Оскорбление инвалида может стать уголовным преступлением и грозить лишением свободы до пяти лет либо крупным штрафом. Соответствующий законопроект намерены внести в Госдуму депутаты Ленобласти. Авторы документа уверены, что только так можно защитить права людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако эксперты считают, что репрессии еще никому не прибавили культуры. Doctor.59.ru выяснял, как нововведения могут отразиться на инвалидах.
Интерес к теме возник после нашумевшего случая в Нижнем Новгороде, где сотрудники ЧОП силой выгнали из летнего кафе 27-летнюю Оксану Водянову, страдающую ДЦП и аутизмом, и ее няню. Администрация заведения объяснила это тем, что поведение девушки смущало посетителей и отпугивало клиентов: она сидела на полу посреди кафе. Инцидент мог остаться незамеченным, если бы в ситуацию не вмешалась сестра Оксаны топ-модель Наталья Водянова, которая обвинила директора шашлычной в дискриминации инвалидов и призвала всех обратить внимание на эту проблему.
«Я необычайно воодушевлена волной интереса к теме и страстным желанием нашего общества остановить дискриминацию, бороться с невежеством, – пишет на своей странице в Facebook топ-модель и общественный деятель Наталья Водянова. – Однако я хочу вас попросить – давайте не менять одну нетолерантность на другую. Все должно быть как в правовых рамках, так и просто в человеческих. Защищая людей с особенностями, мы не можем скатываться к нападению на их обидчиков и тем более к оскорблениям или призывам к сведению счетов».
Меж тем депутаты видят решение вопроса в ужесточении наказания за оскорбление людей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь – повысить административные штрафы за унижение чести и достоинства инвалидов: с трех до 30 тысяч рублей для физлиц, с 30 до 50 тысяч для должностных лиц и до 300 тысяч для юрлиц. Далее изменения могут коснуться и уголовной ответственности, предусмотренной статьей 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Максимальное наказание по этому обвинению – пять лет лишения свободы либо штраф в размере 500 тысяч рублей. Назначается оно при наличии отягчающих обстоятельств: преступление совершено организованной группой, с применением насилия или угрозой его применения, с использованием служебного положения. Народные избранники предлагают добавить в этот список «преступление в отношении инвалида». Парламентарии уверены, пока законодательство не выделит эти правонарушения в отдельную группу, оно не сможет эффективно защищать права людей с ограниченными возможностями.
«Вопрос об отношении общества к людям с инвалидностью – своеобразный экзамен на зрелость, – отметил в своем интервью газете «Известия» автор законопроекта, депутат Заксобрания Ленобласти Владимир Петров. – К стране, где к особенным гражданам относятся без уважения и понимая, невозможно относиться как к цивилизованной. Россия сейчас находится на пути к модернизации, и мы обязаны максимально гуманизировать сферу общественной жизни и в особенности поменять отношение граждан к людям с ограниченными возможностями».
В свою очередь эксперты считают, что для изменения общественного сознания необходимо вести просветительскую работу, так как недопонимание часто возникает на почве низкой информированности граждан о проблемах людей с ограниченными возможностями.
«Реакция общества на людей с видимой инвалидностью часто бывает негативной, – говорит председатель Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов Вера Шишкина. – Особенно это касается детей-инвалидов, родителям которых часто приходится слышать: «Уберите больного ребенка, он у вас заразный». То есть многие до сих не имеют даже базовых представлений об инвалидности, о том, что это не болезнь и она не опасна для окружающих, тем более не заразна. В этой ситуации можно понять парламентариев и их предложения. Но, опять же, у нас все любят доводить до крайности. Я считаю, что ужесточение наказания – это крайность, которая может вызвать негативную реакцию части общества в отношении инвалидов».
Кроме того, остается непонятным, как исполнить требования закона, который предлагает г-н Петров. В первую очередь непонятно, как доказать сам проступок, если словесное оскорбление произошло наедине. И потом ограничения здоровья не всегда заметны внешне. Например, человек с больным сердцем может ничем не отличаться от окружающих и нарваться на грубость в общественном транспорте, потому что попросит уступить ему место. Как быть в такой ситуации, остается неясным.