Год назад в добрянской больнице сменилось руководство. Теперь должность главного врача здесь занимает молодой специалист Роман Конев. Когда он только приступал к работе, пермские активисты устраивали проверку. По её результатам в больнице всё было не очень хорошо: отсутствие ремонта, недовольные пациенты и так далее. Год спустя мы пообщались с Романом о результатах, планах и любви к пациентам. Получилось интересно.
Роман руководит Добрянской ЦРБ с ноября 2017 года. Медик значительно моложе своих коллег, других главных врачей, ему 34.
«Мы просто работаем»
— Мы успели за первые полгода закрыть кредиторскую задолженность, по-моему, это уже что-то. Сделали помощь более доступной. Теперь, чтобы попасть к терапевту, хирургу и педиатру, нужно ждать не более 48 часов, — рассказывает в ответ на вопрос о том, что сделано за время его работы, Роман. — Удалось повысить оперативную активность с 43% до 57%, а гинекологи у нас теперь стали делать гистероскопию, то есть диагностический осмотр полости матки. Как и хирурги, они стали оперировать больше. Теперь многие манипуляции пациентам выполняются в Добрянке, людям не надо для этого ездить в Пермь.
Что касается здания и оснащения, по словам Романа, уже начался ремонт в поликлинике и продолжается в стационаре. Появилось оборудование: флюорограф, колоноскоп, гастроскоп, три аппарата искусственной вентиляции легких, четыре монитора пациентов и анализатор наркотиков в моче. А ещё терминал для электронной очереди. Полностью система заработает в ноябре, к тому времени повесят экраны, благодаря которым наблюдать за ходом очереди будет проще.
На удивление журналиста Роман отвечает: «Мы просто работаем». Но отвечать на вопрос: «Почему никто не сделал этого раньше?» не берётся, говорит, что трудно дать оценку тому, что происходило в больнице ранее.
В Добрянском районе — а по площади он более пяти тысяч километров, в него входят территории от Добрянского городского поселения до Сенькинского — сегодня работают 19 ФАПов, фельдшерско-акушерских пунктов доврачебной помощи. В них обслуживаются 30% населения.
— Вообще, фельдшеры принимают на ФАПе. По четвергам ездят к нам, в Добрянку, на лекции. Плюсом к этому мы сделали график выездов мобильной группы врачей из добрянской больницы. ФАПы посещают терапевт, педиатр и гинеколог, — рассказывает Роман. — Ещё мы поделим район на кластеры, в каждом у нас будет еженедельный сбор анализов. Для чего это нужно: например, человек, живущий в сельской местности, находится в сложной ситуации и выехать в Добрянку не может. Он будет сдавать анализы рядом с домом. Мы будем приезжать и забирать их, увозить в головное подразделение. Всё оперативно, чтобы не портились. Мы уже выстраиваем логистику, после сможем реализовать задуманное.
Для проведения лабораторных исследований в добрянскую ЦРБ завезли специальное оборудование. Оно может передавать результаты в «Промед» в электронном виде. Вообще весь документооборот Добрянской ЦРБ сейчас заменяется на электронный.
— У нашей больницы тоже есть проблемы. Их, возможно, больше, чем тех, о которых я знаю. Если тогда их не решили, значит, я должен решить.
«Если у меня что-то заболит, я пойду к своим врачам»
По словам Романа, изначально многие были настроены в отношении него негативно. Ходили слухи, что «всех поувольнял». Собственно, этого главврач не подтвердил, говорит, что по статье никого не увольнял. А вот брать на работу никогда не стал бы хама или человека «со злыми глазами».
— Своим сотрудникам я постоянно повторяю, что надо любить пациента. Мы работаем для него, удобно нам это или нет, — делится Роман. — У нас трудится хорошая молодежь. У них горят глаза, они любят людей. Если у меня что-то заболит, я пойду к своим медикам.
Врач должен вызывать доверие — одно из убеждений, которое главврач пытается донести до своих сотрудников. Ещё одно — слова врача пациент должен принимать, как аксиому.
— У человека не должно быть желания обсудить это с «Яндексом», — рассуждает медик. — Если врач вас к себе не располагает, как вы ляжете к нему на операционный стол? Даже если он хороший специалист, но вызывает у вас негатив, вы доверите ему свою жизнь?
Опыт, по словам медика, тоже бывает разный. И 30 лет, которыми врач вроде бы может гордиться, — не всегда гарантия качественной операции.
— Опыт — это количество проведенных операций,— рассуждает Конев. — Но человек мог 30 лет делать одну и ту же операцию раз в месяц, либо мог за год делать по пять операций в день. Это разный опыт.
Поощрять своих сотрудников для главы Добрянской ЦРБ — норма. Каждый месяц заведующие пишут служебные записки о премировании сотрудников, а начмед пишет о премировании заведующих.
— Мы не гонимся за количеством, нам нужно качество. Если медик дает хорошие показатели за месяц, мы его премируем. Это всё прозрачно. Мы видим степень заполнения электронной карты, мы видим показатели диспансеризации, анализируем все данные по конкретному сотруднику. Каждый месяц просматриваем и делаем выводы. Если человек не постарался и получил мало, он видит, какая премия у других, и подтягивается в следующем месяце.
По словам наших читателей, в больнице теперь чаще проходят мероприятия для сотрудников. Сам Роман скромно заявляет, что они и раньше проводились, но не таким широким коллективом.
«Врач должен стать пациенту другом»
— С пациентом нужно вести себя честно, любить его и уважать. Больше ничего не надо. Если мы не говорим о квалификации врача, конечно, — так считает Роман
— Вы эти правила соблюдаете?
— Мне кажется, да.
— А ваши сотрудники?
— Зачастую, да.
Отдельную работу в Добрянской ЦРБ ведут с пожилыми людьми. Как правило, в саму больницу они не приезжают. Тогда медики отправляются в ФАП — у них есть список людей, которые привязаны к самому ближайшему. Как дела у пациентов, отслеживают в режиме реального времени вместе с фельдшером пункта, берут анализы. Дважды в год привозят в больницу. Медики обзванивают пожилых пациентов, в определенных случаях приглашают на операцию, если те отказываются, набирают их позже.
Вся работа контролируется главврачом.
— Иногда набираю регистратуру и представляюсь пациентом. Или беру список больных и прозваниваю. Узнаю, кто с ними связывался, — рассказал 59.ru Роман Конев.— У тех, кто недоволен, уточняю, в чем проблема. Надо понять, почему они недовольны. Просто по жизни или по объективной причине? С ними надо вопрос решать. В основном это делаю я. Либо мы переписываемся, либо приходят общаться напрямую. В основном жалобы пишут из-за отсутствия информации, я им её даю. У меня есть база сложных пациентов, кого спасли — звоню, спрашиваю, как дела. Врач пациенту должен стать другом.
Ещё один способ всегда быть на связи с пациентами — это социальные сети. У добрянской больницы есть группа «ВКонтакте», её ведёт сам главврач. Туда, по его словам, нередко пишут пациенты. Роман отвечает.
Случаются в отношениях с пациентами и негативные моменты. Некоторые из них стали воспринимать медицину как услугу. Роман удивляется: разве спасти жизнь — это услуга?
— Спрашиваю пациентов, кто их оперировал, а они не знают. Даже если у них была одна операция. Понятно, при 50 можно было запутаться, — говорит Роман. — На вопрос, кто спас жизнь, отвечают, что не помнят. Значит, жизнь такая, что человек вовсе её не ценит, мне кажется.
По словам врача, перед операцией люди старшего поколения про врача узнают всё: где живёт, кто родители, чем занимается по жизни. В небольшой Добрянке это несложно. Только выяснив всё, принимают решение: соглашаться или нет. А людям до сорока лет всё равно. Они полагают, что при врачебной ошибке можно будет просто пойти в суд.
«Я кайфую от хирургии»
— Я больше никем не хотел быть. Не знаю почему. Хотел стать врачом, хирургом, я кайфую от хирургии, — рассказывает Роман. — Есть много благородных профессий, а я выбрал эту.
Главврач — практикующий хирург уже более девяти лет. Но прежде, чем возглавить больницу в Добрянке, пришлось пройти несколько этапов. После окончания лечебного факультета в пермском меде началась учеба по профилю проктологии в Москве, дальше работа хирургом: в поликлинике № 1, стационаре в Краснокамске, первой медсанчасти, а перед Добрянской ЦРБ он отработал в седьмой МСЧ.
— Я не боюсь проблем, они есть везде. Если нужно будет заняться проблемной больницей, я возьмусь.
А вот за операции сейчас главврач добрянской больницы берётся редко — нет времени. Если всё-таки приходится делать это спустя долгое время, просто помогает своим сотрудникам, главную роль в операции не выполняет.