12 ноября вторник
СЕЙЧАС -1°С

Пациенты и врачи заключат перемирие

Поделиться

Пермских врачей хотят научить разговаривать с пациентами. Это общение не должно перерастать в скандалы и приводить к конфликтам. Для этого в здравоохранении края должны работать медиаторы – люди, призванные помогать в решении спорных ситуаций за столом переговоров, не доводя дело до суда. Новую технологию решения конфликтов главврачи обсудили с представителями краевой власти.

Круглый стола «Медиация в сфере здравоохранения» был организован специально, чтобы врачи смогли встретиться с действующими медиаторами, которые не первый год работают в разных областях общественной жизни Прикамья. Специалисты в решении конфликтов рассказали медикам, как они работают и каких успехов смогли добиться на сегодняшний день.

«Способы решения споров можно разделить на две большие группы, это решение конфликта самостоятельно и привлечение для этого третьей стороны, – пояснила председатель Ассоциации медиаторов Пермского края Анна Хавкина. – Одной из таких сторон может стать медиатор. Вообще медиация – это альтернатива судебному разбирательству, но у нее есть одна важна особенность. Медиатор не решает «кто прав, кто виноват», он не подталкивает стороны конфликта к тому или иному решению. Главная его задача, организовать переговоры сторон, дать людям выслушать и понять друг-друга. Благодаря такому понимаю конфликт решается, и решение устраивает всех его участников. При этом медиатор действует беспристрастно, и не занимает чью-либо сторону. Он является посредником между конфликтующими людьми».

В Пермском крае такая форма разрешения конфликтов существует с 2002 года. Изначально медиации использовалась как пилотный проект по снижению преступности среди несовершеннолетних. В рамках этой программы юные правонарушители встречались с потерпевшими и старались загладить свою вину. Итоги работы показали, что восемь из десяти подростков, которые проходили процедуру медиации, больше не совершали противоправных действий.

«Создавалась процедура, когда подросток слышал: что чувствовал, что пережил и какой ущерб понес пострадавший человек, – говорит уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. – Подросток начинал душой и разумом понимать, какой вред он нанес своей жертве. А когда он понимает, я подчеркиваю – понимает, что он сделал не так, тогда у него появлялось желание как-то загладить свой вред, добиться прощения».

После того как медиация хорошо себя зарекомендовала, во всех районах края были созданы муниципальные службы примирения. По словам участников круглого стола, такая системная работа медиаторов, которая сейчас ведется в Пермском крае, больше не применяется нигде в России. В здравоохранении эта технология была впервые использована для примирения сотрудников и пациентов психоневрологических интернатов.

«Причиной для использования медиации в этих учреждениях стали жалобы пациентов во все инстанции на то, что к ним не так, по их мнению, относится персонал интернатов, – рассказала Татьяна Марголина. – Я думаю вы представляете, какого характера эти письма, люди которые и писать то не умеют, очень эмоционально описывали все свои обиды. Мы подумали, что если запустить обычный механизм работы с этими жалобами, то есть провести проверку, найти виновных, то обиды другой стороны: нянечек, медсестер, они будут только копиться. Мы уйдем, а отношения между пациентами и персоналом останутся напряженными. И вот тогда мы начали работать с персоналом интернатов. Сначала обучили директоров основам медиации, они в свою очередь провели занятия с коллективами. В итоге количество жалоб сократилось в разы».

Выслушав все доводы в поддержку медиации, руководители ведущих медицинских учреждений края высказали свою готовность к сотрудничеству. Более того, не было ни одного человека, который бы сказал, что это не нужно нашей медицине. Все без исключения медики высказались в поддержку внедрения медиации в здравоохранение. Тем не менее возникло множество вопросов относительно того, как все это будет выглядеть и каким должен быть объем работы медиаторов.

«Медиация в медицине несомненно нужна, но надо посмотреть на проблему шире, ведь конфликтов в медицине сейчас очень много, – сказал заместитель главного врача ГКП №4 Виктор Гневашев. – Я сейчас не берусь субъективно судить, что ситуация критическая. Но я бы сказал, что она уже патовая, и если сейчас ничего не делать, то она будет только усугубляться. Но я бы хотел сказать, что не стоит рассматривать ситуацию конфликта только как врач-пациент, ведь у нас очень много и других конфликтов. Между отделениями: кто-то работает в отремонтированном отделении кто-то нет. Конфликты между администрацией ЛПУ и сотрудниками, у кого-то зарплата больше у кого-то меньше. Спорные вопросы с ФОМС, когда по факту пролечили бомжа, а оплату не получили и прочее и прочее. Но надо отдавать себе отчет, что если на каждую такую ситуацию приглашать медиатора, то их надо будет столько же, сколько самих врачей».

Чтобы подобных вопросов не возникало, участники встречи решили, что необходим закон, который будет четко регулировать деятельность медиаторов. В том числе и финансово-экономическую сторону этого процесса. Инициировать разработку документа сейчас будет Ассоциация медиаторов Пермского края.

 

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
8 июн 2013 в 00:38

Медиация на самом деле бесперспективна. Большинство проблем пациентов разрешаются только при нахождении законного и рационального решения этих проблем. Чаще всего, это распределение имеющегося дефицитного ресурса в интересах конкретного пациента. Для этого нужны клиницист, владеющий предметом, и руководитель, который реально обладает возможностью решения этой проблемы. Проблемы не от неумения общаться, а от дефицита возможностей лечения. И медиация превратится в еще один уровень распределения благ (в виде доступа к дефицитным видам медицинской помощи, в перспективе - еще один уровень злоупотреблений и коррупции. Для чего содавать еще один механизм, который будет поглощать финансирование, но не снизит дефицит медицинских услуг? Сверху новый фантик, а внутри все то же.

4 июн 2013 в 20:32

Все общество больно, я как врач походила по инстанциям не по медицине так везде некомпетентность, ничего не знают,везде очереди так что же мы хотим -идельную работу в медицине ?но так не бывает люди те же,воспитанные такими же людьми , да менеджмента у нас в стране нет!!!!!!!!!

Гость
3 июн 2013 в 11:14

как же Вы надоели, с Вашими криками укомплектованность 50 %?!!! будет 0!!!
лечитесь сами, или ходите в аптеки, там з/плата фармацевта/провизора - % с продаж ))))))))))