—ейчас залы, где хран€тс€ препараты, называют не музеем, а экспозиционными комнатами
—ейчас залы, где хран€тс€ препараты, называют не музеем, а экспозиционными комнатами

¬ анатомическом музее ѕермского медуниверситета имени ≈.ј. ¬агнера — около тыс€чи анатомических препаратов (именно так называют экспонаты этого музе€), среди которых лЄгкие, желудки, сердца, почки и даже мозг самого профессора ¬иктора  арловича Ўмидта. ≈го в 1916 году командировали в ѕермь в местное отделение ѕетроградского университета, где он основал кафедру анатомии. ѕозже на врем€ возглавил и ѕермский университет. Ёкскурсию по легендарному музею анатомии специально дл€ 59.ru провел ѕавел √ар€ев — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии. ќн работает здесь уже 34 года и с дес€ток препаратов изготовил сам.

 ак 59.ru рассказали на кафедре, сейчас залы, где хран€тс€ препараты, называют не музеем, а экспозиционными комнатами.

«Ѕез анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть одни суевери€ и предрассудки», — по легенде, такими словами начал свою первую лекцию дл€ студентов-медиков в окт€бре 1916 года первый заведующий кафедрой анатомии — профессор ¬иктор  арлович Ўмидт. јнатомический музей был основан в том же году.

— ¬иктор  арлович Ўмидт — ректор всего большого университета у железнодорожного вокзала (сейчас ѕ√Ќ»”. — ѕрим. авт.), одновременно основатель нашей кафедры. я покажу вам его мозг со всеми извилинами, — интригует ѕавел √ар€ев перед экскурсией. — ќн был всегда в безукоризненном фраке — даже во врем€ гражданской войны и разрухи. ¬ 1926 году по просьбе студентов и преподавателей горсовет дал кафедре его им€.

«Prepare» c латинского €зыка — готовить, приготавливать. ѕрепарат — то, что получилось в результате. ј весь младший персонал в медицинских институтах, как рассказывает доцент кафедры, называли препараторами. ’от€ в последние дес€ть лет такой должности уже нет.

— јнатомий очень много, дес€тки: нормальна€, клиническа€, топографическа€, патологическа€, судебно-медицинска€ и другие. —лово анатоми€ как переводитс€ на русский €зык? «Anatemno» — от греческого — разрезаю, расчлен€ю. Ёта кафедра была самой большой в вузе, — говорит ѕавел √ар€ев.

«ал внутренних органов

ѕервый зал, в который мы идЄм, — внутренних органов. ѕопасть сюда на экскурсию могут пермские старшеклассники — те, кто хочет поступать в медицинский, или все желающие в рамках уроков ќЅ∆, чтобы посмотреть, как на органы вли€ют вредные привычки человека.

— Ёто грудна€ клетка годовалого ребЄнка. ѕосле консерванта-формалина ткани, конечно, не розовые, выцветшие. ѕоказываю его, чтобы продемонстрировать соседний препарат (он серого цвета. — ѕрим. авт.) ÷вет отличаетс€? “аким образом мы демонстрируем лЄгкое курильщика. —колько курил, не знаю, но у него всЄ ещЄ более-менее прилично. ≈сли вз€ть кафедру патологическую, то там представлены лЄгкие, черные как мои брюки — они принадлежали шахтЄру, который до пенсии в  изеле отработал. ” него антракоз лЄгкого (поражение, вызванное вдыханием частиц угольной пыли. — ѕрим. авт.). Ћюбые примеси, которые мы вдыхаем в воздухе, вызывают раздражение.

ЋЄгкие, о которых идЄт речь, — слева. ¬идно, что цвет очень отличаетс€. ј справа — препараты, о которых речь пойдЄт ниже
ЋЄгкие, о которых идЄт речь, — слева. ¬идно, что цвет очень отличаетс€. ј справа — препараты, о которых речь пойдЄт ниже

–ано или поздно, по словам преподавател€, клетки не выдерживают и начинают неконтролируемо размножатьс€ — это рак.

—  аждый четвЄртый из нас умирает от рака. » будет всЄ больше в св€зи со старением населени€. «десь у нас представлен срез лЄгкого — вверху с вкраплени€ми темнЄнькими, а снизу — как варЄное куриное м€со. ¬роде бы здоровое, а на самом деле нет — это огромный раковый узел.

“ак выгл€дит раковый узел
“ак выгл€дит раковый узел

ƒругой интересный препарат — хр€щи гортани. ≈сть адамово €блоко (устаревшее название выступа гортани — кадыка. — ѕрим. авт.), щитовидный хр€щ и перстневидный хр€щ — его так назвали, потому что похож он на перстень из-за отверстий с двух сторон.

— ¬идно, что хр€щики местами голубые, как и положено, — по€сн€ет ѕавел √ар€ев, — но местами уже жЄлтые, как кость подъ€зычна€. Ёто значит, что в этих местах они начали превращатьс€ почти что в кость, потер€ли эластичность. ѕоэтому совет: не надо слишком сильно дергать свою старую собаку за поводок, и бабушку не надо слишком сильно обнимать — хр€щи могут треснуть.

¬ фонде анатомического музе€ — натуральные анатомические препараты по всем разделам анатомии.
¬ фонде анатомического музе€ — натуральные анатомические препараты по всем разделам анатомии.

≈сть в зале внутренних органов препарат нормального желудка. Ќо есть и желудки с аномали€ми: врождЄнными или приобретЄнными. Ќапример, желудок «песочные часы», суженный посередине. »ли с €звенной болезнью — когда на стенке желудка образуютс€ дефекты. ¬озникает это, по словам ѕавла √ар€ева, из-за неправильного питани€.

— ƒопустим, желудок вывернули наизнанку — должно быть много складок, а бывает вообще полированна€ поверхность — это уже €звенный гастрит. ¬от, посмотрите, печень нормальна€ — гладенька€, а эта, как кожа у крокодила, пупырчата€. “ак заканчивают все хронические алкоголики, если смогут дожить.

’от€ печень, как отмечает медик, — орган, который хорошо восстанавливаетс€.  огда у доноров забирают часть печени — она вырастает. Ќо, если посто€нно по ней «бить» алкоголем — клетки восстанавливатьс€ не успевают.

— ќни жиреют, лопаютс€, погибают. ≈сли бы препарат не был в формалине, печень была желтовата€ — алкогольна€ жирова€ дистрофи€ переходит в цирроз, а цирроз уже не вылечить.

ѕосле таких фотографий желание пить совсем пропадает
ѕосле таких фотографий желание пить совсем пропадает

Ќа полках и стеллажах также кроютс€ и другие анатомические сокровища. ќни помогают студентам-медикам в учЄбе.

— »зучаем всЄ на двух €зыках: анатомию — на латыни, а бол€чки и методы исследовани€ — на греческом, — добавл€ет медик.

»сторический зал музе€

»сторический зал музе€ богат на препараты
»сторический зал музе€ богат на препараты

—амые ранние препараты ещЄ в 20-е годы изготовил профессор Ўмидт. ќни были в единственном экземпл€ре и дл€ сохранности их прикрепл€ли цеп€ми к учебным столам. „астично витрины с ними сохранились в историческом отделе музе€.

— Ќекоторые препараты погибают, некоторые по€вл€ютс€. ѕереезжали ведь не раз: и во врем€ войны, и в 72-м году на  оммунистическую. ќчень много керамических фигур разбилось, а что-то отдавали медучилищам.

Ќекоторые препараты ѕавел √ар€ев изготовил сам — например, скелет кошки.

√ипсовые рельефные фигуры развешены по стенам зала, а скелет кошки внизу — препарат профессора
√ипсовые рельефные фигуры развешены по стенам зала, а скелет кошки внизу — препарат профессора

ќдин из уникальных — муми€ женщины. ѕо легенде она завещала своЄ тело кафедре и студентам университета, однако доподлинно это неизвестно.

— “очно, что была лаборанткой у Ўмидта, точно, что в 1924 году умерла. ЌасчЄт того, завещала она себ€ или нет — это легенда. Ѕыло это на самом деле или нет, кто знает? –аньше ведь не спрашивали, это сейчас есть права детей, права собак, права покупателей, права трупов. ј тогда — забальзамировали и всЄ.

Ќе все препараты можно показывать из этических соображений. ћуми€ немного видна сбоку от стола
Ќе все препараты можно показывать из этических соображений. ћуми€ немного видна сбоку от стола

 роме этого, в исторической части музе€ хранитс€ препарат головного мозга профессора Ўмидта — тот самый, что нам обещали показать.

— — тех пор как в 1924 году умер Ћенин, его мозг изучили, все извилины измерили, сосчитали, взвесили и ничего необычного не нашли. ѕотом из √ермании пригласили нейрогистологов, которые стали изучать головные мозги у всех самых умных профессоров, министров, генералов —оветского союза. ¬ том числе министра, в честь которого назвали улицу, где находитс€ наш университет — Ћуначарского. ќн был министром образовани€, культуры и наук. 

  чему привели исследовани€ доцент кафедры анатомии не рассказал, но отметил, что в закрытом отделе редких и древних книг университетской библиотеки есть также описани€ головного мозга многих профессоров, которые там работали.

— ¬се они индивидуальные, — рассказывает ѕавел јркадьевич, — у каждого человека извилины левого и правого полушарий немного разные. ѕервое — художественное, другое — математическое. ” левшей всЄ наоборот.

»сследовать головные мозги самых умных профессоров наверн€ка очень занимательно
»сследовать головные мозги самых умных профессоров наверн€ка очень занимательно

Ќа стеллажах бережно хранитс€ коллекци€ старинных черепов, которые были найдены при раскопках на реке —ылва в селе “роица профессором Ќиколаем јнсеровым, когда он заведовал кафедрой в 1923–1926 годах.

— Ёто тоже 1924 год. „ерепа все с одного захоронени€, датируемые XVI веком.  ладбище там размыло, а поскольку занималс€ профессор антропологией, он собрал сто черепов, описал их, нашЄл у каждого какие-то особенности и по средним параметрам вычислил, что эти черепа не соответствуют черепам того коренного населени€ этих мест — знаете, чудь и другие племена. ј соответствует коренным жител€м мест в районе ярославл€ и ћосквы.

„ерепа обнаружили в селе “роица
„ерепа обнаружили в селе “роица

ѕрепараты, которые нельз€ показать, — младенцы с различными аномали€ми и патологи€ми. »стори€ их по€влени€ в музее такова: в здании напротив, там, где сейчас располагаетс€ один из корпусов ѕермской краевой клинической больницы, находилось родильное отделение, на базе которого и существовала кафедра акушерства медуниверситета.

— ѕримерно в то врем€, когда были декабристы, это было первое больничное здание, — уточн€ет преподаватель, — туда приехал царь јлександр I, в честь него и назвали јлександровской больницей.

¬ то врем€ там был создан свой музей — своеобразна€ кунсткамера. ћладенцев, которые по€вл€лись на свет с различными уродствами — одной головой на двоих, хвостом вместо ног, волчьей пастью, без головы и без мозга, с кишками наружу и так далее, спиртовали и помещали в сосуды. „асть коллекции впоследствии перешла в музей анатомии.

— Ёто нежизнеспособные младенцы с т€жЄлой патологией. ѕоследние лет двадцать — ультразвук на каждом углу. ѕоэтому уже в начале беременности эти т€жЄлые пороки развити€ можно вы€вить, и по медицинским показани€м назначить аборт. ≈сть пороки и более-менее легко оперируемые сейчас — например, порок сердца.   различным патологи€м могут приводить употребление алкогол€ или перенесЄнные заболевани€, например корева€ краснуха.

ќтдельный уголок исторического зала воссоздаЄт атмосферу рабочего кабинета основател€ кафедры. «десь поставили его мебель: дубовый стол, шкаф, чернильницу и знаменитый стул ручной работы. ¬сего таких в –оссии три экземпл€ра. √овор€т, на нЄм никогда не устаешь сидеть и вдохновл€ешьс€ на работу.

«наменитое кресло профессора и его дубовый стол
«наменитое кресло профессора и его дубовый стол

—  ресло 1870 года — времЄн  олчака, из дуба. ћожете ещЄ такое найти в Ёрмитаже, подаренное јлександром I, а также в музее —оликамска и Ѕерезников, — рассказывает ѕавел √ар€ев. — «десь также собраны документы и фотографии, рассказывающие об истории кафедры.

¬ музее бережно хран€т историю
¬ музее бережно хран€т историю
”чебную литературу
”чебную литературу
Ћегендарный стул, ставший реликвией
Ћегендарный стул, ставший реликвией

—вои препараты студенты сейчас практически не делают, а работают со старыми. —в€зано это с законодательством. «авещать своЄ тело науке в –оссии — очень сложно.

— ¬ јнглии — пожалуйста, на кафедру анатомии там по завещанию 600 трупов в год идЄт. ¬ –оссии — нет, — рассказывает преподаватель. — ¬ это врем€ в обучении студентов музей приобретает большое значение. –аньше учебные операции были обычным делом. ≈щЄ лет 15 назад на всех трЄх этажах в каждой комнате лежали тела, которые студенты препарировали.   корпусу подойдЄшь, и глаза слез€тс€ от формалина. —ейчас нельз€. ЅерЄм что-то от животных — сердце барана или печень свиньи. ” свиньи внутренние органы чуть не один в один с человеком.

ѕомогают в обучении и компьютеры.

— “ам можно покрутить, повертеть.  артинки и компьютер — хорошо, но и потрогать руками надо. Ёто как управл€ть автомобилем: или теб€ посадили за симул€тор, или ты сам поездил — разница больша€ дл€ науки.