Сейчас в Перми почти не найти подъездов без домофона. Подавляющее большинство домов оснащены этим полезным устройством, которое должно остановить незваных гостей. Но у жильцов периодически возникают проблемы при использовании домофона. О спорных ситуациях и возможностях их решения рассказали специалисты пермской управляющей компании «КОД».
Как поставить домофон?
В новостройках домофоны уже установлены по умолчанию, как и, например, счетчики коммунальных ресурсов. Этим обычно занимается застройщик еще до момента сдачи дома. В таком случае домофон считается общедомовым имуществом и плата за него может быть автоматически включена в содержание жилья.
Если же подъезды изначально не были оборудованы домофонами, то установка может производиться только после решения собрания собственников жилья. Установкой и обслуживанием может заниматься, как управляющая компания, так и специализированная домофонная компания — на усмотрение собственников жилья.
В каком случае плата за домофон может быть незаконной?
Требование платы за домофон незаконны, если управляющая компания самостоятельно без ведома жильцов поставила домофон и назначила плату. Также, по правилам управляющая компания должна внести изменения в договор управления общедомовым имуществом и включить домофон в список общедомового имущества. А это возможно только с ведома и одобрения жильцов.
Либо же у УК или домофонной компании должны быть заключены индивидуальные договоры с жильцами.
Незаконны и так называемые «двойные квитанции», которые могут приходить и от нескольких разных домофонных компаний или же от УК и домофонной компании.
Кто должен платить за ремонт домофона?
Вопросы о ремонте домофонов должны прописываться в договоре между домофонной компанией или УК (в зависимости от того, кто ставил домофон) и жильцами. Таким образом, если у жильцов прямой договор с домофонной компанией, то и ремонтом должна заниматься она, а не УК.
При этом недопустимо дополнительное взимать плату за ремонт домофона, в случае если жильцы уже исправно платят за эту услугу. Средства на ремонт компания должна брать из текущих платежей.
Как отказаться от оплаты за домофон?
Многие жильцы не пользуются домофоном и не хотят платить даже несколько десятков рублей в месяц за его обслуживание. Поэтому часто возникают ситуации, когда собственники квартир хотят отказаться от платы за домофон.
Судебная практика показывает, что намного проще расторгнуть индивидуальный договор со специализированной домофонной компанией, чем с УК. Хотя и это получается далеко не всегда. Успех дела во многом зависит от того, был ли домофон законным образом включен в состав общедомового имущества. Если был, то отказаться от его платы крайне проблематично.
Кому жаловаться на проблемы с домофоном?
Если жильцы платят за домофон управляющей компании, то жалобу возможно подавать в Инспекцию госжилнадзора. Но вот если договоры заключены со специализированной компанией, то ИГЖН уже здесь не поможет. Дело в том, что домофон, как, например, и интернет, не является жилищно-коммунальной услугой. Так что проблемные вопросы регулируются Гражданским кодексом. В таком случае жаловаться можно в Роспотребнадзор на оказание некачественной услуги.
Что делать, если один подъезд не согласен с другим?
К сожалению, и такие ситуация не редкость. Бывает, что домофон хочет поставить только один из нескольких подъездов или же жильцы подъездов хотят установить домофоны различных компаний. С технической точки зрения это возможно. Для этого как обычно нужно собрание собственников жилья. Но вот последствия у такого домофонного сепаратизма могут быть серьезными.
Такие споры могут доходить даже до Арбитражного суда. Например, в Челябинске домофонную компанию привлекли к административной ответственности за отказ расторгнуть индивидуальный договор с жителем.
Роспотребнадзор провел проверку, в ходе которой выяснилось, что основанием для заключения договоров послужило собрание собственников помещений всего одного подъезда. Из-за этого суд счел, что здесь нормы жилищного законодательства неприменимы.
Задать вопросы управляющей компании и узнать подробнее обо всех способах погашения задолженности можно по телефону +7 (342) 248–02–68.
«УК КОД»:
Пермь, ул. Целинная, 23;
info@uk-kod.ru;