Происшествия подробности «Когда мы работали, были нужны государству. Непонятно, почему сейчас к нам такое отвращение»

«Когда мы работали, были нужны государству. Непонятно, почему сейчас к нам такое отвращение»

В суде рассмотрели апелляцию пяти рабочих шахты в Соликамске, где год назад погибли люди

Осужденные шахтостроители присутствовали на заседании по видеосвязи

Сегодня, за три дня до годовщины трагедии 22 декабря 2018 года, апелляционная инстанция Пермского краевого суда оставила без изменения приговор о пожаре и гибели девяти горняков в шахте № 4 Третьего Соликамского рудоуправления (СКРУ-3) ПАО «Уралкалий». Виновными признаны пять их сослуживцев из ФГУП «Управление строительства № 30» («УС-30») во главе с начальником шахтостроительного комплекса Андреем Артюхиным. Он и трое других осужденных наказаны 4-летними сроками заключения в колонии-поселении. Горный мастер Игорь Чукаев, сотрудничавший со следствием, получил три года колонии-поселения. Исходом уголовного дела остались недовольны как осужденные, так и потерпевшие. Если первые просили об оправдании или смягчении наказания, вторые требовали увеличить отмеренные сроки.

Трагедия по неосторожности


Пожар случился в полдень 22 декабря 2018 года на глубине 364 метров при обустройстве нового калийного рудника за деревней Лобаново Соликамского района (мы реконструировали события того дня, об этом можно почитать здесь). При проведении электро- и газосварочных работ от раскаленной окалины воспламенилась полиуретановая смола, нанесенная на горную породу и затвердевшая слоем в 40 сантиметров. Это вещество с высокой дымообразующей способностью относится к сильногорючим. Огонь перекинулся на деревянную опалубку, которая монтировалась для бетонирования вентиляционного горизонта — поверх затвердевшей смолы. Восемь шахтостроителей сумели спастись, девять погибли от отравления окисью углерода и термических ожогов.

Соликамский городской суд 9 октября 2019 года признал верной версию о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности причинение ущерба ФГУП «УС-30» на сумму 64,5 миллиона рублей, смерть девяти горняков. Подсудимым грозило до 7 лет лишения свободы. Начальник шахтостроительного комплекса СКРУ-3 Андрей Артюхин, начальник подземного участка № 5 Максим Канищев, горный инженер по охране труда Святослав Седов, горный мастер Андрей Купряшкин приговорены к 4 годам лишения свободы, горный мастер Игорь Чукаев — к трем. В эти сроки зачтено нахождение в СИЗО из расчета 1 день за 2 дня в колонии-поселении.

Поскольку преступление относится к категории неосторожных, по отбытии 1/3 наказания осужденные вправе просить об условно-досрочном освобождении. Каждый уже отсидел в СИЗО около 1 года, что в пересчете на колонию-поселение приближается к 2 годам. Но для подачи заявления на УДО необходимо провести в колонии-поселении не менее 6 месяцев, пояснил 59.RU адвокат Болтунов, защищающий Игоря Чукаева.

Во время пожара из шахты валил густой дым

С приговором не согласны


— Все равно я буду добиваться отмены приговора, пойду в кассацию и в Верховный суд России, — сообщил адвокат Болтунов.

По словам защитника, его доверитель Чукаев не является субъектом данного преступления. Рабочая смена у Чукаева закончилась 22 декабря 2018 года в 8 часов утра — то есть задолго до возгорания в 11:45, и он не может отвечать за чьи-то нарушения.

Обвиняемые и защита заявили о том, что систематические нарушения требований безопасности допускались с ведома вышестоящего руководства — для ускорения работ. Прежде всего это относится к использованию запрещенного в шахте газопламенного оборудования для резки металла. Новая полиуретановая смола с быстрым затвердением не применялась в горном строительстве и имела повышенную токсичность. ГСУ СКР выяснило также, что накануне трагического пожара в шахте № 4 СКРУ-3 ПАО «Уралкалий» произошло четыре несчастных случая. Поэтому летом 2019 года из уголовного дела выделены в отдельное производство и направлены в СУ СКР по Пермскому краю материалы в отношении других лиц. Сред них — руководители ФГУП «УС-30», ПАО «Уралкалий», Западно-Уральского управления Ростехнадзора и ООО «ДСИ-Техно» (разработчика и изготовителя новой смолы).

— Следствие выяснило, что к аварии причастен 21 человек. А виноваты только мы пятеро! Что с этими выделенными материалами — до сих пор неизвестно, — сказал 19 декабря на заседании апелляционной инстанции Пермского краевого суда осужденный Максим Канищев.

— Когда мы работали, были нужны государству. Непонятно, почему сейчас к нам такое отвращение, — заявил по видеосвязи из Соликамского СИЗО-2 его сосед по клетке для осужденных Андрей Купряшкин.

Семьи погибших считают приговор мягким

Потерпевшая Лилия Томшина, потерявшая при пожаре своего мужа — горнопроходчика Сергея Томшина, участвовала в заседании Пермского краевого суда по видеосвязи из Уфы.

— Считаю приговор мягким, — только и смогла вымолвить эта женщина в черном.

Помимо ужесточения наказания, потерпевшая из Башкортостана просила взыскать солидарно с пятерых осужденных компенсацию морального вреда. Для себя и двух сыновей она определила общую сумму в 15 миллионов рублей. Еще одна проживающая в Уфе потерпевшая Алена Абрамова, вдова электрогазосварщика Антона Абрамова, требовала в возмещение причиненных страданий 5 миллионов рублей. Однако Соликамский городской суд в приговоре от 9 октября отказал в удовлетворении обоих исков.

В ночь после пожара, когда погибших доставали из шахты, к проходной пришли их семьи

Правильным назвала такое решение представитель другого потерпевшего — ФГУП «УС-30» — Нина Федосова. Выступая 19 декабря в Пермском краевом суде, она пояснила — согласно отраслевому соглашению и коллективному договору за вред, причиненный работнику, отвечает данное госпредприятие. Потерпевшей Томшиной добровольно, до подачи иска, выплачено свыше 3,1 миллиона рублей. ФГУП «УС-30» оплатило также расходы на похороны в 172 тысячи рублей. Гособвинитель Елена Суворова подсчитала — с выплатами от ПАО «Уралкалий», а также с помощью со стороны госорганов Башкортостана и Пермского края каждая семья потерпевших получила около 5 миллионов рублей.

Через полгода — амнистия


Обвинительный приговор, оставленный 19 декабря без изменения, может быть обжалован в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

— В мае 2020 года ожидается амнистия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предыдущие амнистии обычно касались осужденных за совершение преступлений по неосторожности. Вероятно, так будет и теперь. Значит, Артюхин и другие фигуранты смогут уже через полгода вернуться в свои семьи, — предположил собеседник 59.RU из прокуратуры Пермского края.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем