„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

¬ ѕермской галерее открылась нова€ выставка «—оборное единение» – о том, как музей уже 85 лет существует в —пасо-ѕреображенском кафедральном соборе. Ќова€ экспозици€ – своеобразное прощание галереи с «храмом Ѕожьим». Ѕольшое внимание в ней уделено грандиозному дерев€нному иконостасу, который после переезда галереи в здание на ќкулова, 6 останетс€ у епархии.

”никальный резной иконостас, увенчанный крестом с расп€тием, – первое, что видит зритель, поднима€сь по ступен€м третьего этажа в св€та€ св€тых – экспозицию дерев€нных богов. »коностас вот уже больше 200 лет €вл€етс€ одним из главных украшений —пасо-ѕреображенского кафедрального собора.

Ѕлагодар€ искусствоведу ѕермской галереи јлександре ѕестовой, котора€ занимаетс€ изучением иконостаса, 59.ru раскрывает тайны этого великолепного пам€тника архитектуры и иконописи, показывает его во всей красе и рассказывает, что с ним будет, когда галере€ покинет здание собора.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

¬ 1558-1560 годах јникием ‘едоровичем —трогановым и его сыновь€ми был основан —пасо-ѕреображенский монастырь в ѕыскоре. ¬ 1781 году первый наместник ѕерми решил перевести его в краевую столицу. ћонастырь разобрали и сплавили по  аме, вместе с дерев€нным иконостасом. »коностас разобрали и собрали уже в соборе, летн€€ часть которого построена специально с учетом его параметров.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

»коностас в стиле барокко был создан в мастерской ѕыскорского монастыр€ в 1750-1760 гг. ƒо сих пор точно не определен его автор. јлександра ѕестова в результате многолетней исследовательской работы предположила, что им был иконописец и живописец, столичный художник ¬асилий ¬асилевский.

«¬асилевский – московский живописец и иконописец "польской нации". ќн принимал участие в исполнении больших церковных иконостасов в ћоскве, ѕетербурге, других городах –оссии. ¬ 1740-1760-е годы он числилс€ иконописцем синодального ведомства. “огда же, видимо, и создал иконостас дл€ ѕыскорского монастыр€», – рассказывает искусствовед. ќна добавл€ет, что на иконостасе есть иконы, которые, возможно, были написаны и другими художниками.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

¬ —пасо-ѕреображенском кафедральном соборе был еще один иконостас, мраморный, изготовленный в ≈катеринбурге. ќн был уничтожен после того, как туда заехала галере€. “а же участь ждала дерев€нный иконостас, но первый собиратель и исследователь древнерусских коллекций, Ќиколай —еребренников, смог отсто€ть уникальный образец, практически в одиночку доказав комиссии ценность этого пам€тника архитектуры и иконописи.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

ƒерев€нный резной иконостас ѕермской галереи в высоту 22 метра, состоит из п€ти €русов. »значально в нем была 21 алтарна€ икона, сегодн€ сохранилось 19 (утрачены »кона Ѕогоматери и «≈вангелисты ћатфей и ћарк»), и на восьми из них можно прочесть авторскую подпись латинскими буквами и даты, подтверждающие их исполнение в 1760-1762 годах.

ѕодробнее о том, какие иконы расположены на иконостасе, можно узнать в нашей инфографике, созданной по материалам јлександры ѕестовой. »нфографика интерактивна€. „тобы узнать название какой-либо части иконостаса, наведите на нее курсор мыши.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

јлександра ѕестова говорит, что в ее св€зи со —пасо-ѕреображенским собором есть что-то мистическое. ѕереехав в конце 70-х из —вердловска в ѕермь на работу в галерею, она три года жила пр€мо в соборе, в небольшой келье с одним окном. ¬ это же врем€ зан€лась изучением иконостаса. «а годы работы она подготовила огромное количество материала и собрала его воедино в книге, которую выпустит в ближайшее врем€.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

»коностас сделан из пород уральских деревьев: кедра, сосны, липы. ≈го поверхность покрыта толстым слоем грунта и позолочена. ќн украшен цветочными и растительными узорами, изображени€ми зверей и птиц, главами ангелов и херувимов, которые заполнили все свободное пространство пам€тника.

«“аких иконостасов этого периода остались единицы. ќн сделан на высочайшем художественном уровне. Ёто уникальный образец. я предполагаю, что иконостас в соборе поместилс€ не полностью. ”читыва€ размеры ѕыскорского монастыр€, он мог быть больше, – рассказывает јлександра ѕестова. – ” пам€тника недостает многих значимых фрагментов: резьбы, отдельных икон, риз с драгоценными камн€ми. Ќо можно сказать, что он хорошо сохранилс€».

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

ѕосле того, как иконостас переехал в собор, он ни разу не разбиралс€. ƒважды в 60-е и один раз в 2000-е его чистили, мыли, укрепл€ли, убирали фрагменты, которые невозможно было восстановить. ћасштабна€ реставраци€ будет произведена, возможно, когда иконостас перейдет в собственность епархии.

«я поддерживаю передачу иконостаса церкви. √алере€ не может посто€нно размещатьс€ в здании собора. Ќа раннем этапе, после революционного слома, может и хорошо, что так произошло. ¬озможно, это уберегло собор от разрушени€. √алере€, как и церковь, тоже вела работу за духовность, за нравственность человека. Ќо пора и честь знать, времена другие. Ќужно реконструировать здание собора и иконостас, вернуть Ѕогу Ѕогово, убрать этажи, открыть росписи», – говорит јлександра ѕестова.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

–еставраци€ иконостаса начнетс€ после передачи его ѕермской епархии. ƒл€ реставраторов јлександра ѕестова подготовила большую справку, в которой подробно охарактеризовала пам€тник. «ƒл€ реставрации нужен специалист высшей категории, который перед тем, как вз€тьс€ за работу, изучит все материалы. ” него должна быть практика работы с такими пам€тниками. “акие квалифицированные кадры есть только в реставрационном центре им. √рабар€ в столице», – по€сн€ет искусствовед.

ѕосле того, как собор отреставрируют, в нем начнутс€ службы. » дерев€нный иконостас будет использоватьс€ по назначению. ѕри этом сотрудники музе€ надеютс€, что к нему откроют доступ дл€ туристов.

«ћировой опыт показывает, что в церкв€х и храмах старинные алтари и иконостасы сохран€ют, используют по назначению и, когда нет служб, вод€т экскурсии. «десь уже вопрос к –ѕ÷», – говорит јлександра ѕестова.

„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

¬ ѕермской епархии отмечают, что договоренностей по поводу реставрации иконостаса еще нет.

«ѕосле переезда ѕермской галереи нам предстоит работа по реставрации —пасо-ѕреображенского кафедрального собора. Ќеобходимо приложить силы и найти материальные средства дл€ того, чтобы храм обрЄл надлежащий вид и в нЄм могли бы совершатьс€ богослужени€, – сообщают в пресс-службе епархии. – ј в столь важном деле, конечно, требуетс€ трезвый и взвешенный подход. —ейчас рано говорить о возможных договорЄнност€х по реставрации иконостаса, который, несомненно, со временем будет с соблюдением всех норм и правил отреставрирован и с помощью Ѕожией обретЄт своЄ былые место, предназначение, благолепие и красоту!»

ѕосмотрите наше видео, в котором мы постарались показать всю красоту дерев€нного иконостаса, уникального пам€тника архитектуры и иконописи.

 
„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе
„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе
„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе
„удо ѕермской галереи: раскрываем тайны дерев€нного иконостаса и показываем его во всей красе

.

ѕросмотров: 12569
Ќадежда  ась€нова
‘ото ƒмитри€ Ћи, из архива ѕестовой ј.»., ¬алери€ «аровн€нных, видео ƒмитри€ Ћи
„итайте также
ƒругие материалы рубрики
√ород