разбор
Мусор в законе:
миссия невыполнима?
Владимир Соколов
30 апреля 2018 года
На видео: полигон ТКО в Краснокамском районе
Если проводить аналогии в отношении ко всему живому, люди на Земле мало чем отличаются от болезнетворных бактерий. Бактерии отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности так же, как мы отравляем ими же биологическую оболочку планеты. Каждый из нас образует отходы, которые лишь отчасти являются продуктом метаболизма. Нас стало слишком много, чтобы не задумываться об этом.

Мы всё чаще вспоминаем слово «экология», которое происходит от древне-греческого слов οἶκος, что значит «дом». Говорим о раздельном сборе мусора, о его утилизации, об экологически чистой упаковке и прочем. Некоторые пытаются складывать использованные батарейки в отдельные ёмкости и пристраивать куда следует использованные люминесцентные лампы. Вокруг «мусорной» темы всё чаще возникают негативные информационные поводы. Последнее — отравление детей газом со свалки в Волоколамске.
Сегодня в Пермском крае
более 650

свалок, где размещаются
и захораниваются отходы
только 15

из них легальны,
зарегистрированы официально
Ни один из официальных полигонов не соответствует нормативным требованиям в полной мере
До 1 мая 2018 года в Пермском крае должны были выбрать регионального оператора по обращению с отходами — это предписывает федеральный закон. По задумке авторов нововведения, именно ему предстоит навести порядок в отрасли. Однако конкурсные процедуры, на которые требуется по меньшей мере два месяца, запущены не были. Выборы не состоялись. И Пермский край сегодня — в числе восьми регионов-аутсайдеров, где процесс ещё даже не начинался. Ранее глава Минприроды Сергей Донской потребовал от глав отстающих регионов ускорить выбор региональных операторов, а Минстрой направил в Генпрокуратуру Р Ф письмо с просьбой «рассмотреть ситуацию» в проблемных территориях.

Мы же решили понять, как должна быть устроена система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), что из этого реально получается и что может измениться в ближайшей перспективе. Оговоримся, что на этом этапе разбора будем говорить только об отходах, которые образуют, в основном, жильцы многоквартирных и частных домов, почти не затрагивая тему отходообразования малым, средним и крупным бизнесом.
Утилизация
Многие путают утилизацию с уничтожением. На самом деле, это повторное использование или возвращение в оборот отходов производства, мусора и т.п.
часть первая
Утопия
Главный документ, определяющий правовые основы обращения с отходами в стране — Федеральный закон №89, принятый и одобренный Советом Федерации почти 20 лет назад. Большинство из наших собеседников считают, что он был принят уже устаревшим. Возможно, поэтому за два десятилетия документ оброс бесчисленными поправками, изменениями и дополнениями. Как бы то ни было, о том, как положено обращаться с ТКО, мы будем судить из положений именно этого закона, со всеми поправками и изменениями.
Каким должен быть полигон
Полигон входит в ГРОРО, имеет лицензию, соответствует инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, гигиеническим требованиям СанПиН, экологическим нормативам и прочим правилам и положениям с учётом всех изменений и дополнений.
На полигоне оборудован гидроизоляционный экран и дренажная система. Это необходимо для того, чтобы фильтрат не попадал в грунтовые воды, а скапливался в специальных бассейнах для последующей очистки. На въезде ведётся радиометрический контроль. Водоснабжение для технических нужд организовано из артезианских скважин.
На полигон категорически запрещено вывозить токсичные, радиоактивные и биологически опасные отходы, а также отходы, пригодные для переработки и вторичного использования (этот запрет будет вводиться поэтапно, с 2018 по 2021 годы). За соблюдением правил следят контролёры. Они на месте проверяют состав выгруженных ТКО.
На выезде с полигона оборудована контрольно-дезинфицирующая зона с ваннами, заполненными специальным раствором для обработки колёс мусоровозов.
Все сотрудники полигона прошли специальное профессиональное обучение и имеют соответствующие документы.
Фильтрат
Сложная и неоднородная по химическому составу жидкость, возникающая в результате инфильтрации атмосферных осадков глубь полигона ТБО и концентрирующаяся в его основании. Имеет ярко выраженный неприятный запах
ГРОРО
Государственный реестр объектов размещения отходов
Как должен быть организован сбор мусора
В домах организован раздельный сбор мусора — без этого обеспечить исполнение 89-ФЗ физически невозможно. На контейнерных площадках установлено несколько ёмкостей для разных видов отходов, в том числе специальные — для опасных.
Раздельный сбор позволяет не вывозить предназначенные для утилизации или обезвреживания фракции ежедневно, как это полагается при практикуемом сегодня способе накопления ТКО, а дожидаться формирования транспортной партии, что выгодно перевозчику. Для потребителя это не опасно, если, как и положено, мусор будет собираться в различные, предназначенные для разных типов отходов, контейнеры.
Также непосредственно при полигоне действует мусоросортировочная станция. Она сортирует несортированное и устраняет недочёты, допущенные при сортировке жильцами. Полигону выгодно иметь такую станцию, так как именно он получает доходы от повторного использования отходов.
Как всё это должно транспортироваться
Сбор и транспортировку мусора организует перевозчик. Он служит промежуточным звеном между мусорообразователями (собственниками жилья в лице УК или ТСЖ) и полигоном.
У перевозчика контракты с жильцами, полигоном и с теми, кто обезвреживает или утилизирует отходы. Жильцы платят перевозчику, затем перевозчик доставляет груз по назначению и платит полигонам и переработчикам.
При этом у перевозчика есть специально оборудованные машины, как этого требует закон, или универсальные мусоровозы с несколькими отсеками для разных видов отходов, включая опасные.
Как должен действовать отходообразователь
Жильцы квартир и домов раскладывают свой мусор по разным мешочкам, контейнерам и ёмкостям, а управляющие организации заключают договоры на вывоз опасных отходов.
Делать это отходообразователя может заставить сознательность, пример большинства или финансовая выгода. Последнее может сыграть ключевую роль, если в переработку пойдёт значительная часть мусора. Процентов 90, как в Германии.
В этом случае жители заинтересованы в том, чтобы как можно больше отходов отправлялось в переработку: прибыль от их повторного использования вернётся в виде снижения коммунального тарифа. То есть: мы могли бы продавать свой мусор вместо того, чтобы платить за его захоронение.
Примерно так дела обстоят в теории. На практике всё намного сложнее и гораздо менее «законопослушно». Отчасти потому что представители полигонов, перевозчики, управляющие компании, ТСЖ и собственники жилья не понимают, каким именно образом строго следовать букве 89-ФЗ.
часть вторая
Реалии
По данным специалистов Региональной службы по тарифам, на территории Пермского края действует около 650 объектов размещения отходов. В подсчёте учитывались свалки площадью от 0,1 Га (1000 м2), куда привычно сваливают мусор со всей округи — потому что так «исторически сложилось». Цифра постоянно колеблется — где-то незаконную свалку могут устранить, но вместо неё появляется парочка новых, в других местах.

Из этих 650 в Госреестр включены лишь 15 неравномерно расположенных по Пермскому краю полигонов. По закону, вывозить мусор можно только на них.
По приблизительным подсчётам, четыре из 15 официальных полигонов могут закрыться на рекультивацию в ближайшее год-полтора. Большинство объектов размещения эксплуатируется более 30 лет и заполнено более чем на 80%. Это одна из главных, но не единственная проблема в системе обращения с ТКО. Вот ещё пять основных.
1
Полигоны не соответствуют современным требованиям
По словам профессора кафедры охраны окружающей среды ПНИПУ Владимира Коротаева, ни один из 15 официальных полигонов не соответствует в полной мере современным требованиям, и большинство внесли в государственный реестр, «прищурившись». Близки к идеалу лишь два.

Березниковский полигон. Вместимость — около 553,6 тысяч тонн. Закроется, предположительно, в 2020 году. Кафедра охраны окружающей среды спроектировала его в 2000 году, когда Пермский край был одним из самых прогрессивных регионов России в плане обращения с ТБО.
По проекту, полигон в Березниках должны были обеспечить всеми системами защиты окружающей среды — искусственным фильтрационным экраном, системами сбора фильтрата, дегазации, компостирования пищевых отходов, обезвреживания медицинских отходов... Однако там так и не построили систему очистки фильтрата и мусоросортировочную станции. Нет там и утилизации.

Экотехнопарк «Буматика». Находится в Краснокамском районе. Вместимость 1900 тысяч тонн. Наиболее близок к условному идеалу. Закроется, предположительно, в 2026 году. На момент создания проекта (1997 год), полигон соответствовал всем требованиям. Сегодня они устарели, и специалисты ПНИПУ готовят проект модернизации. По словам руководителя ООО «Буматика» Сергея Чудинова, после внесения изменений полигон будет соответствовать всем современным требованиям.
На полигоне есть своя мусоросортировочная станция. «Экотехнопарком» он называется потому, что рядом находится также мусороперерабатывающая станция и создано 28 участков, на которых сортируют и утилизируют отходы, от автомобильных шин до старых компьютеров. «Буматика» производит тротуарную плитку, эковату, брусчатку и прочую продукцию, а также сырьё и виде полимерных гранул, ПЭТ-хлопьев, «дроблёнки» для дальнейшего использования на производствах.
Дегазация
Один из видов обеззараживания, представляющий собой уничтожение (нейтрализацию) отравляющих веществ или удаление их с заражённой поверхности, местности, сооружений, одежды и т.д. в целях снижения заражённости до допустимой нормы.
Именно она разработала Территориальную схему обращения с отходами в Пермском крае
На остальных официальных полигонах дела обстоят несколько иначе. Для примера – полигон, расположенный неподалёку от деревни Софроны, который обслуживает МУП «Полигон». На него попадает основная масса отходов, образованных в Перми. Вместимость — 9 326,8 тысяч тонн, площадь — более 60 га. Полигон был построен в 1975 году, когда к подобным объектам были совсем другие требования, а государственной экологической экспертизы не было вообще. Его проблемы типичны для большинства легальных полигонов края.

Во-первых, границы полигона частично выходят за границы кадастрового участка, отнесённого к соответствующей категории земель и граничащего с землями лесного фонда. Во-вторых, на объекте нет системы сбора биогазов. В-третьих, уплотнение мусора ведётся недостаточно эффективно, в результате плотность мусора нередко не соответствует нормативам. Наконец, в-четвёртых, нет системы сбора фильтрата. По словам Коротаева, он попросту уходит в грунтовые воды. Оттуда попадает в малые реки Бродовая и Соломинка, затем — в Сылву, которая, минуя популярные у дачников деревни Мостовая и Троица, впадает в Камское водохранилище, на берегах которого так любят отдыхать жители города.
Примерная схема движения фильтрата с полигона под Софронами:

Владимир Коротаев
профессор ПНИПУ
«Полигон в Софронах находится в легитимной зоне, занесён в Госреестр, есть заключение о том, что он как будто не воздействует на окружающую среду. Но всем понятно, что его надо или модернизировать, или закрыть.
Сейчас там новая команда. Полигон передали обратно в МУП. Они пытаются вывести ситуацию на какой-то управляемый уровень»
2
Инфраструктура для раздельного сбора мусора
до сих пор не создана
Сбор отходов, которые образуют многоквартирные дома и частные домовладения, ведётся по разному, но в большинстве случаев и опасный, и потенциально полезный мусор оказываются в одном пакете, а затем в одном контейнере, откуда скопом вывозится на неофициальную свалку или официальный полигон.
Мусоропровод в многоквартирном доме
Здесь раздельный сбор физически невозможен, поэтому ртутные лампы, батарейки, медицинские и пищевые отходы, остатки бытовой химии, бумага и прочее отправляется в контейнер в одном пакете. Далее смесь отходов всех классов опасности попадает либо в мусоровоз, либо на ближайшую контейнерную площадку с помощью специально нанятого человека. Зависит от архитектуры дома и возможности подъезда.
Классическая контейнерная площадка
Самый распространённый способ сбора ТКО. Им пользуются жители малоэтажных домов, а также те, кто отказался от использования мусоропровода из санитарных соображений или живёт в современном многоэтажном доме, где мусоропровод не предусмотрен проектом. Мусор в контейнер выбрасывается также — «в одном пакете», без отделения опасного и потенциально полезного. В лучшем случае рядом установлена ёмкость для сбора пластика, которой пользуются далеко не все жильцы. При этом на контейнерные площадки мусор выкидывают не только жители окрестных домов, но находящиеся рядом небольшие компании и торговые точки.
Ближайший овраг
Распространённый способ в частном секторе, дачных посёлках и т.д.: мусор вываливают в ближайший овраг, в самостоятельно вырытые ямы или в неизвестно кому принадлежащие мусорные баки. По закону, должно быть иначе: орган местного самоуправления заключает договор с перевозчиком, а тот, исходя из стоимости услуги и количества домохозяйств, определяет размер ежемесячного платежа с каждого дома. Со слов наших собеседников, этот вариант не работает в 90% случаев. Собственник дома может попросту заявить, что мусор у него не образуется и отказаться платить. Доказать очевидное обратное практически невозможно.
Контейнерная площадка для раздельного сбора
В Перми существуют единичные случаи, когда УК или ТСЖ пытаются или хотят попытаться организовать раздельный сбор мусора. Собирать бумагу, пластик, металл, опасные и прочие отходы — раздельно. Например, по словам руководителя УК «Виктория-Сервис» Веры Седининой, раздельный сбор ТКО и опасных отходов планируют организовать для жителей 25-этажного дома на ул. Революции, 24.
Отдельные сознательные собственники жилья пытаются внедрять прогрессивные практики самостоятельно. Они сортирует мусор, сами отвозят опасные и потенциально полезные отходы в пункты приёма, которые находят на сайтах и картах, составляемых экоактивистами (например, на карте Гринпис или ресурсе Кудаградусник.ру). Данные этих сайтов бывают неактуальны, что негативно сказывается на сознательности граждан. Конечно, также они могут воспользоваться услугами пермского экотакси (сервис, созданный экоактивистами и помогающий довезти раздельно собранные отходы до пунктов приема вторсырья), но и тут всё непросто — надо подстраиваться под график его работы, выезды организуются редко, всё это время раздельно собранный мусор должен где-то складироваться.

Серьёзным стимулом для перехода на раздельный сбор могла бы стать финансовая мотивация собственников жилья — например, если бы вывоз отсортированного мусора был дешевле, чем несортированного. Но, как уже говорилось выше, такого у нас пока нет. Как нет и сортировки при полигонах. В Пермском крае действует только две мусоросортировочные станции: одна в Краснокамском районе (принадлежит «Буматике», мощность 35 тыс. тонн в год), другая в Перми (принадлежит ООО «Пламя», мощность, предположительно, около 20 тыс. тонн в год).

3
Тарифообразование не соотносится с реальными объёмами образующихся отходов
Как рассказывает Владимир Коротаев, ещё в середине 90-х годов прошлого века в коммунальных платежах в Прикамье была выделена отдельная строка «Вывоз ТБО». Тогда удалось добиться того, чтобы величина тарифа соответствовала реальным затратам, и эта отрасль в Перми стала бездотационной. Во многих крупных городах (даже в Москве) к этому не пришли до сих пор.

Сегодня коммунальный тариф на вывоз ТКО «запрятан» в строку «содержание жилья» и составляет 2,82 рубля за квадратный метр жилплощади. Этого достаточно, чтобы отрасль оставалась бездотационной, однако сегодня число плательщиков зачастую меньше, чем число тех, кто пользуется контейнерной площадкой, поскольку на неё нередко выбрасывают свой мусор также близлежащие офисы, небольшие торговые точки и магазинчики. Кроме того, тариф не учитывает, сколько реально людей проживает на учтённых квадратных метрах.
4
К организации вывоза опасных отходов управляющие организации подходят формально
Также в строку «содержание жилья» «зашита» и плата за сбор опасных отходов и их передачу в специализированные организации. Она составляет 5 копеек за квадратный метр при проживании в отдельной квартире. Ещё в апреле 2016 года администрация города обязала управляющие организации города принимать от жителей ртутьсодержащие лампы, батарейки, градусники и аккумуляторы.

В начале 2018 прокуратура провела тотальную проверку того, как установленные муниципалитетом правила исполняются в части сбора и вывоза ртутных ламп. Вскрылись массовые нарушения. Только после этого управляющие организации начали заключать договоры, но то, как они исполняются и исполняются ли вообще — ещё вопрос.

Сергей Чудинов
директор ООО «Буматика»
«После прокурорской проверки управляющие компании, ТСЖ и так далее быстренько сделали договоры. Но договор — это обещание жениться. Исполнение вовсе не обязательно. Многие „укашки“, например, предоставили соглашения с организациями в других регионах. Реальных договоров почти ни у кого нет».
Общим собранием жильцов можно рассчитать и утвердить свой тариф и ежемесячно платить за сбор и вывоз ТКО, включая опасные отходы, большую или меньшую сумму, в зависимости от реальной потребности и затрат. Но, как утверждает генеральный директор транспортной компании ООО «ЭКОЛ» Сергей Каштанов, 99% домов пользуются тарифом, предложенным муниципалитетом.
5
Перевозчику выгодней отвезти мусор
на неофициальную свалку
Перевозчик может лишь приблизительно планировать количество ТКО, которые предстоит вывезти. При прогнозируемых доходах, конкретика по затратам появляется только на весах КПП полигона. При этом вывозить ТКО на несанкционированные свалки определённо выгоднее.

По данным, содержащимся в Территориальной схеме обращения с отходами, расчётное количество образуемых в Пермском крае ТКО (в т.ч. от предприятий) составляет 660 тысяч тонн в год. По официальным отчётам — 303 тысячи тонн.
660 тысяч тонн

ТКО образуется в крае ежегодно, по подсчётам учёных ПНИПУ
303 тысячи тонн

ТКО поступают на официальные полигоны
Где ещё
357 тысяч тонн?

Резюмируя
Лишь чуть более 2% от общего количества объектов размещения ТКО в Пермском крае легальны
Большинство официальных объектов размещения эксплуатируется более 30 лет и заполнено более чем на 80%
Ни один легальный полигон в полной мере не соответствует современным требованиям
Исполнить запрет на захоронение опасных и потенциально полезных отходов физически невозможно — инфраструктура для раздельного сбора до сих пор не создана
Механизм тарифообразования несовершенен
Обязанность вывозить опасные отходы управляющими организациями исполняется только на бумаге
Перевозчику выгодней вывозить ТКО на несанкционированные свалки
Больше половины всех ТКО, образующихся в регионе, не фигурирует в официальных отчётах
часть третья
Перспективы
Проблемы в сфере обращения ТКО существуют давно. Как федеральные, так и региональные власти предпринимают всё новые и новые попытки навести порядок в отрасли, используя для этого несколько способов.
1
Денежные вливания
Со второй половины 2018 года ожидается повышение стоимости услуги по сбору, транспортировке и захоронению ТКО — примерно на 80 копеек за квадратный метр общей площади жилого помещения. В этом случае тариф составит 3,62 рубля за квадратный метр.

Повышение связано с внедрением правительством РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В 2018 году ставка за НВОС для полигонов составит 782,58 рублей за тонну. Это значит, что перевозчику придётся платить полигонам в разы больше, чем сейчас. Например, в полигоне под «Софронами» плата за НВОС увеличивает тариф сразу в три раза — с 367,22 до 1150 рублей за тонну.

Как рассказал в беседе с нами генеральный директор компании «ЭКОЛ» Сергей Каштанов, по задумке, это позволит сформировать бюджет для устранения экологического ущерба. 5% собранных за НВОС средств пойдут в федеральный бюджет, 40% в региональный и 55% в муниципальный бюджет Перми. Однако при этом в 89-ФЗ есть поправки, в которых прописано, что ответственность за ликвидацию негативного воздействия несёт собственник земельного участка. Дойдут ли деньги, заплаченные за НВОС, до сёл, деревень и посёлков — большой вопрос, считает Каштанов.

Сергей Каштанов
генеральный директор «ЭКОЛ»
«Я считаю, что если эти деньги и попадут в муниципалитеты, их хватит только на ликвидацию того, что появилось в текущем году, но не на устранение несанкционированных свалок, образовывавшихся ранее годами. То есть муниципалитеты должны будут находить дополнительные средства на ликвидацию последствий негативного воздействия.
Я думаю, что эти деньги всё равно будут использоваться по мы знаем какому назначению, а задача будет выполняться через палку. Какой-нибудь прокурор выдаст главе муниципалитета предписание устранить. Конечно же, это ничего не изменит. С кого спрашивать? Кого наказывать? Это вечная история»
2
Территориальная схема
После долгих обсуждений и внесения поправок, 9 декабря 2016 года была принята Территориальная схема обращения с отходами Пермского края. Этот документ с одной стороны, описывает реальное положение дел, а с другой — задаёт вектор дальнейшего движения. Именно на основании данных схемы разрабатываются и утверждаются тарифы.

Согласно документу, потребность в мощностях для сортировки мусора составляет 860 тысяч тонн в год (сегодня в крае она не более 55 тысяч тонн в год). Полный охват услугой сбора и удаления ТКО на всей территории Прикамья возможен не ранее 2023 года. К этому времени объём запускаемых в переработку отходов должен лишь приблизиться к 18% от общей массы. К 2030 году планируется рекультивировать все объекты размещения ТКО, подлежащие ликвидации.

Территориальная схема ориентирована на централизацию управления объектами размещения ТКО. Проанализировав объёмы образующегося мусора и организацию транспортного сообщения в территориях региона, авторы документа пришли к выводу: оптимальное количество объектов размещения ТКО, включая мусоросортировочные станции, мусороперерабатывающие комплексы и сами полигоны, равно шести. Они будут располагаться в Пермском, Лысьвенском, Чайковском, Березниковском, Кунгурском и Нытвенском муниципальных районах. При этом возникает необходимость строительства сети мусороперегрузочных станций для организации двухэтапного вывоза ТКО.
Схема разработана учёными ПНИПУ. «Чем крупнее полигон, тем больше на него можно сложить отходов по высоте. Себестоимость захоронения будет меньше, — объяснил профессор кафедры охраны окружающей среды университета Владимир Коротаев. — Если у нас 700 полигонов, нам надо 700 КПП, 1400 скважин для наблюдения, лаборатории, операторы, бульдозеры. Чем крупнее полигон, тем меньше совокупных затрат на захоронение одной тонны».

При таком укрупнении и централизации увеличивается так называемое «плечо возки», но Коротаев убеждает: предложенная модель оптимальная, в её основе математические и экономические расчёты.

Несмотря на доводы авторов Территориальной схемы, в РСТ считают, что значительное увеличение плеча перевозки приведёт к серьёзному удорожанию услуг перевозчиков, и это скажется на тарифах для населения. Недовольны схемой и в Ассоциации операторов Пермского края в области обращения с отходами. Там считают, что логистика в документе проработана недостаточно, не учтены предложения Ассоциации. Руководитель РСТ Антон Удальёв ещё в июле 2017 года говорил о том, что схема нуждается в корректировке и обещал заняться этим вопросом в ближайшее время, чтобы до конца года утвердить новую, скорректированную схему.

Однако до сего моменты действует Территориальная схема, утверждённая в декабре 2016 года.
3
Региональный оператор
В соответствии с 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с ТКО — это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО. Зона ответственности регионального оператора совпадает с границами региона.

Региональный оператор возьмёт на себя все функции по организации и регулированию процесса обращения с отходами. По задумке, именно он должен сделать так, чтобы реалии приблизились к идеалу.

Так, он должен будет заключать договоры с отходообразователями, которые перестанут платить перевозчикам и начнут платить региональному оператору. При этом в его полномочиях мотивировать жителей региона на раздельный сбор, в том числе — через финансовые механизмы, о которых мы говорили выше.

Также оператор заключает договоры с полигонами, которым платит за количество принятых отходов, и с перевозчиками, которые перестают собирать деньги с жильцов и платить деньги полигонам, а начинают получать финансовое вознаграждение за оказанные услуги от регионального оператора. Который, в свою очередь, заплатит только за то, что было сдано на полигон. Таким образом перевозчик оказывается замотивирован в том, чтобы привозить мусор, куда следует, а не сбрасывать в ближайший овраг.

Оператор же должен будет разработать единый тариф для населения, который будет рассчитываться не для квадратного метра жилплощади, а исходя из расчётных нормативов накопления ТКО на одного человека, предусмотренных Территориальной схемой. Тариф должен быть утверждён до 1 июля 2018 года.
Мнения о пользе такой централизации расходятся
Вера Сединина
директор УК «Виктория-Сервис»,
бывший директор управления экологии администрации Перми
Полагает, что необходимо вводить налог на отходы, из которого будет формироваться бюджет, средства которого должны распределяться между органами МСУ. Перед ними необходимо ставить конкретные задачи и жёстко контролировать их выполнение. По её мнению, решать где и как организовывать полигон должен конкретный муниципалитет, а не региональный оператор.
Сергей Чудинов
генеральный директор ООО «Буматика»
Считает, что существующая модель взаимоотношений между собственниками жилья, перевозчиками и полигонами неэффективна, что приводит к недобросовестной конкуренции и многочисленным нарушениям законодательства. По его мнению, появление регионального оператора позволит навести в отрасли порядок.
Владимир Коротаев
профессор, заведующий кафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ
Убеждён, что любая централизация и жёсткое государственное регулирование — это плохо для рыночных отношений с экономической точки зрения. Однако за последние 15 лет в Пермском крае так и не сформировалась эффективная схема взаимодействия в отрасли обращения с отходами. Поэтому централизация здесь — вынужденная и оправданная мера.
По данным на 26 апреля, региональный оператор выбран только в 50 регионах России. Дедлайн, установленный федеральным законом для этого — 1 мая 2018 года. По информации Минстроя, процедура запущена, но ещё не завершена в 35 регионах России, а в восьми регионах конкурсные процедуры даже не начинались. Пермский край — в их числе. Как считают наши собеседники, это может быть связано с претензиями к Территориальной схеме и внутренней борьбой за передел рынка.

Проблема с затягиванием выбора оператора рассматривалась на одном из совещаний Общероссийского народного фронта (ОНФ). Председатель совета директоров УК «Чистый город» (Оса), член ОНФ Александр Никитенко рассказал, что в качестве одного из вариантов была предложена схема, включающая трёх региональных операторов: на юге и западе Пермского края, плюс оператор, которых будет обслуживать Пермь, Пермский, Березниковский и Соликамский районы. Письмо с предложением принять такую схему направлено губернатору.

По мнению Никитенко, операторы будут создаваться в формате частно-государственного партнёрства. Конкурсная документация появится не раньше конца сентября, и только после этого состоятся выборы, считает наш собеседник. Есть, впрочем, и другие версии. Так, один из спикеров полагает, что с большой долей вероятности в конкурсе будет участвовать и победит специально созданное краевое государственное бюджетное учреждение. Однако ни один из экспертов или участников рынка, с которыми мы говорили, не может сказать уверенно, когда именно и каким образом пройдут выборы регоператора. Так или иначе, с января 2019 года он должен начать работу в соответствии с Терсхемой и региональной Программой в области обращения с отходами.
Резюмируя
Регионального оператора должны были выбрать до 1 мая 2018 года, однако не выбрали
Когда именно начнутся конкурсные процедуры, пока не ясно. Так или иначе, до январе 2019 года регоператор должен появиться.
Тариф для населения повысится, вероятно, в начале 2019 года, с началом работы регионального оператора
Опасные отходы и отходы, подлежащие утилизации, в соответствии с 89-ФЗ, перестают относиться к ТКО. То есть жители должны будут заключать отдельные договоры на вывоз таких отходов
Изменится ли что-то, кроме финансовых потоков и тарифов?
На этот вопрос затруднились ответить все эксперты, с которыми нам удалось пообщаться.

Когда-то в Пермском крае:
— была построена первая в России нестоличная мусороперегрузочная станция,
— был спроектирован один из первых в России полигонов, обеспеченных всеми системами защиты окружающей среды,
— был введён первый в России СанПИН по обращению с медицинскими отходами,
— была разработана первая региональная программа обращения с отходами (сейчас её называют Территориальной схемой),
— была открыта первая в стране магистратура по отходам на кафедре Охраны окружающей среды ПНИПУ.

При этом в целом в сфере обращения с отходами в Пермском крае за последние 15 лет не изменилось почти ничего.