Город Министр образования Прикамья Раиса Кассина: о борьбе с поборами, нехватке учителей английского и нововведениях ЕГЭ-2017

Министр образования Прикамья Раиса Кассина: о борьбе с поборами, нехватке учителей английского и нововведениях ЕГЭ-2017

Краевой минобр запускает несколько амбициозных проектов. Мы уже писали о том, что ведомство начнет борьбу с поборами в школах. В интервью 59.ru министр образования Раиса Кассина рассказала, почему в Прикамье не хватает мест в детсадах, как привлекают учителей на работу в сельскую местность и какие нововведения ждут школьников на ЕГЭ-2017.

– Раиса Алексеевна, вы говорили о том, что в этом году будете бороться с поборами в школах. В чем суть этого проекта?

– У нас есть три группы проектов и мероприятий – имиджевые, ключевые традиционные и прорывные. Мы составили план работы на 2017 год, «прорывных» достаточно много – около 30. Среди них – «Нет поборам». Хотим сделать эту программу одной из самых значимых в этом году. Будем бороться с поборами, потому что, если честно, все устали от скандалов. Приглашаю к сотрудничеству. План действий готов не полностью, но уже ясно, что для родителей появятся памятки, горячие линии, будут проведены краевые родительские собрания. Мы разъясним, что такое поборы и как с ними бороться. Проведем выезды в школы, проверим документы и обратимся в правоохранительные органы, если выявим нарушения. Честно говорю, никого жалеть не будем.

– Сбор денег на рабочие тетради можно назвать поборами?

– Мы даем деньги на образовательные программы. Если школа решила, что обучает по программе, которая подразумевает рабочие тетради, значит она должна покупать рабочие тетради сама, а не за счет родителей – образовательное учреждение должно нести ответственность за свой выбор.

– Какие еще значимые проекты запускает минобр?

– Мы запланировали несколько новых образовательных проектов – например, «Детский техномир». Министерство выберет 15 дошкольных учреждений, в которые закупит специальное оборудование. Обученные педагоги будут формировать у детей прединженерное мышление, развивать смекалку, навыки конструирования.

С программой министерства «Читаем вместе» постараемся возродить семейное чтение. Будем, например, февраль объявлять месяцем какой-то книги и читать отрывки по телевидению, на уроках в школах, обсуждать и учить родителей, как об этом произведении разговаривать с ребенком.

Проект «Школьная физика» позволит школьникам повысить качество знаний и умений и заработать высшие баллы на ЕГЭ по этому предмету. Мы предполагаем проведение практических занятий по физике на базе вузов, дополнительное повышение квалификации педагогов.

Кроме того, в 2017 году поможем тем школам, которые находятся в неблагоприятных социально-экономических условиях. На это Пермский край получил грант министерства образования России. В образовательных учреждениях с самыми низкими показателями обучим учителей, закупим новое оборудование, лучшие учителя будут работать со школьниками.

– На встрече с губернатором Пермского края вы рассказали, что минобр разрабатывает программы для решения проблемы оттока учительских кадров из сел и деревень. Что это за программы?

– Решить проблему дефицита кадров в том или ином селе каким-то одним проектом невозможно. Ведь даже если у учителя появится возможность построить дом в селе, то далеко не каждый решит туда переехать, так как для них важна среда общения. Очень многих в меньшей степени будет волновать зарплата или условия проживания. Важно, чтобы село было как город по доступности социальных объектов и комфортности. Поэтому одних программ министерства недостаточно. Нужно, чтобы развивалась инфраструктура, сельское хозяйство, культура.

С нашей стороны мы сделаем все, чтобы учителя захотели работать в деревнях. В новом году объединим небольшие программы в один глобальный проект – «Сельский учитель». Сюда входит программа «Мобильный учитель», которая дает возможности педагогу, оставаясь на ПМЖ в городе, ездить на работу в село, программа «Жилье для учителя» – те, кто хотят построить свой дом в деревне, в которой работают, получают 20% субсидий на жилье. Программа «Учительский дом» – педагогу в селе дают дом, в котором он и живет, и хозяйство содержит, и обучает небольшой класс. «Миллион для учителя» – право переехать в село и получить деньги на строительство или покупку жилья.

– А учителей какого профиля не хватает сегодня в школах края?

– За последние несколько лет у нас сильно снизилось количество вакансий, но пропорции по профилям практически не изменились. Сохраняется дефицит учителей английского языка, начальных школ и, конечно, математики, русского языка, физкультуры. Очень часто выпускники училищ и вузов находят высокооплачиваемую работу в других местах – в качестве репетитора, в частных образовательных и спортивных центрах.

– Будут ли повышены зарплаты учителей?

– Мы должны соответствовать тому уровню заработных плат, который заложен в экономике. Денег правительство Пермского края выделяет столько, сколько нужно для достижения этого показателя. Могу сказать, что, скорее всего, в 2017 заработная плата немного увеличится. Но точный прогноз сделаем в марте.

В прошлом году произошло несколько случаев отравления детей в школах Пермского края. Министерство будет усиливать контроль за комбинатами питания?

– Думаю, что безвозвратно ушли те времена, когда столовая полностью находилась в руках школы, контролировалась директором и медперсоналом. Сейчас в Перми практически все на аутсорсинге. Сторонняя организация выигрывает конкурс и обеспечивает образовательное учреждение питанием. Но это не значит, что компанию нельзя контролировать. Другое дело – директора привыкли к тому, что за чужие фирмы они ответственность не несут.

Наша задача в 2017 году заключается в том, чтобы подготовить такие проекты договоров, которые заставят руководство школ активно участвовать в проверке качества питания. Как только эти договоры появятся, мы будем следить за тем, соблюдаются ли правила.

– В октябре прошлого года директор элитной чайковской гимназии попросил онкобольную ученицу уйти из школы. Мне кажется, здесь вскрылась этическая проблема во взаимоотношениях учителей, директоров школ с учениками. Как министерство отреагировало на этот случай?

– Соглашусь, что-то было не доработано. Хотя бы потому, что эта ситуация вообще произошла. Мне не приходило в голову, что нужно специально работать в этом направлении. Ведь произошедшее настолько дико, ничем не объяснимо... Мы уже говорили о том, что Марина Русинова после этого случая не имеет морального права работать в сфере образования. В этой ситуации меня порадовало то, что все поняли – не должны такие люди работать в школе.

Сейчас я, конечно, подумаю о том, что сделать. Ввести курсы этики или что-то еще. Но вряд ли административными мерами мы чего-то добьемся. Нужно менять тип сознания учителей.

– Не могу не вспомнить страшную трагедию в Ханты-Мансийске, когда в аварии на трассе погибли дети. После этого в разных регионах России начались проверки школьных автобусов. Какие меры предпринимаются в Пермском крае?

– Мы меняем автобусы, которым больше 10 лет, на новые, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и тахографами. Делали это, слава богу, еще и до трагедии. В 2017-м заменим еще 64 автобуса 2008 и 2009 годов выпуска.

По распоряжению губернатора Виктора Басаргина в крае планируется создать единый центр контроля за движением школьных автобусов, оборудованный всеми необходимыми системами, позволяющими контролировать перевозку детей, оперативно реагировать в случае чрезвычайных ситуаций.

– Общественник Денис Галицкий сейчас судится с гордумой. Он считает, что в Перми занижены градостроительные нормативы обеспечения детскими садами и школами. У нас правда есть дефицит мест?

– Когда я узнала про это, дала указание своим службам, чтобы они занялись этим вопросом и выяснили, в чем проблема. Но мне сложно представить, что юридические службы пропустят другой вариант этих норм.

Дефицит у нас действительно есть. Практически решена проблема нехватки мест для детей старше трех лет. Но примерно в 20 территориях очень жесткая ситуация с местами для детей до трех лет. Поэтому мы планируем в ближайшие три года построить 24 новых детских сада.

Кроме того, в 2017 году мы заходим со строительством еще девяти школ.

– Одна из главных задач минобра любого региона – качественно провести единый государственный экзамен. Сейчас школьники усиленно готовятся. Каких «новинок» от ЕГЭ ждать в этом году в Пермском крае?

– В 2016-м мы практически без замечаний провели ЕГЭ. 100% аудиторий оборудовали видеокамерами. Но совершенствоваться нужно всегда. К 2017 году удалось провести несколько изменений. Например, если в прошлом году только в 13% пунктах проведения экзаменов контрольно-измерительные материалы печатались и сканировались для отправки в самом образовательным учреждении, то сейчас цифра вырастет до 80%. Это позволит сократить количество перевозок документов.

Кроме того, в Пермском крае в ЕГЭ может появиться китайский язык. И нововведение, единое для всех территорий, – не останется ни одного предмета с готовым выбором ответов.

– Вспомню конференцию Владимира Путина в декабре 2016 года. Журналист из Пермского края пожаловался, что в нашем регионе не поддерживают такой вид спорта, как шахматы. Как отреагировал минобр?

– Каждый муниципалитет волен сам выбирать приоритетные направления. Но раз появилась такая заинтересованность в шахматах, мы решили, что сделаем что-то для этого. Выберем школы и закупим оборудование. Посмотрим, что из этого выйдет.

ФОТО 7

Фото: Фото Ильяса Фархутдинова, Евгения Емельдинова, Владислава Самойлика
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем