
Поделиться
Депутаты краевого ЗС готовы принимать любые законы, даже самые бессмысленные, «лишь бы привести наше законодательство в соответствие с федеральным», так считают политологи, опрошенные порталом 59.ru. Прикамские народные избранники, обсуждая грядущие губернаторские выборы, поддержали в первом чтении интересный законопроект. Согласно ему, претенденты в главы региона должны представить от себя трех кандидатов в Совет Федерации.
Хочешь стать губернатором – предложи трех человек в верхнюю палату российского парламента. Такое нововведение сначала приняли депутаты Госдумы, вслед за ними – ряд региональных парламентов. Сейчас с новацией согласились и прикамские народные избранники. Как сообщается, информация о людях, которых в случае победы глава субъекта делегирует в Совет, должна содержаться на неких информационных стендах.
Изменения никак не скажутся на Совете Федерации, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его мнению, членов Совета должны выбирать всеобщим голосованием – как партии в Государственную думу. Но этого наверху не хотят. «Зачем нужны нововведения? – рассуждает собеседник. – Они и не нужны. Это лишь компромиссная схема: что-то меняется, но только не по существу. Отмечу: судя по опыту других регионов, сейчас у избирателей нет никаких ожиданий насчет Совета Федерации. Он является источником скорее статуса, а не какого-то влияния».
С этим согласен и российский политолог Евгений Минченко. Он считает, что демократичности выборам в СФ новшество не добавит: «Эти три кандидата могут быть публичными фигурами, которые привлекают внимание избирателей. А могут – серыми лошадками с деньгами. Кто в итоге попадет в Совет Федерации, неизвестно».
Ход губернаторских выборов новация тоже не изменит, уверен г-н Минченко: «Конечно, у членов партии власти появляется дополнительное преимущество, так как им проще найти представительную тройку. С другой стороны, знаете, пусть кандидаты от малоизвестных партий тоже становятся известными и крутыми, чтобы их захотели поддержать уважаемые люди».
С другой инициативой, тоже вызвавшей недоумение у наших экспертов, выступила депутатская группа «Справедливой России». Законопроект, которая она внесла, – «О народной законодательной инициативе». Эсэры предложили: если какой-либо проект закона поддержат три тысячи человек, ЗС должен будет его рассмотреть. При этом предложение из народа не должно противоречить существующим законам. Кроме того, его могут «зарубить», если «внесение данного проекта должно осуществляться иными органами или должностными лицами». Другими словами, вы, конечно, можете что-то предложить, но только чтобы ничего не менялось. И чтобы ваш законопроект был из области, за которую пока никто не отвечает.
«Такие условия – это способ отсева неугодных проектов, – подчеркивает Михаил Виноградов. – Ведь инициатива может касаться и изменения существующих законов. У регионального парламента будет дополнительный повод, к чему прицепиться, если не хочется рассматривать поступившее предложение». Кстати, поводы эти и так без труда можно найти: народные избранники должны будут лишь рассмотреть вашу инициативу, а об обязанности выносить ее на голосование речи не идет.
Сама по себе народная инициатива так ей и останется, уточняет Евгений Минченко. «Продвинуть ее можно будет только в ситуации, когда существует серьезное общественное давление, – говорит он. – Не только подписи – но и медийная компания и, возможно, какие-то публичные акции».