Об итогах прошедшей избирательной кампании в регионе, шансах прямых выборов мэра в Перми и судьбе украинских беженцев 59.ru рассказал политолог, член избирательной комиссии и общественной палаты Пермского края Алексей Копысов.
– Алексей Фролов (глава администрации губернатора. – Прим. ред.) на пресс-конференции, посвященной итогам избирательной кампании, не исключил возможных кадровых перестановок в администрации губернатора. Краевые власти пытаются контролировать местное самоуправление?
– Глава администрации губернатора несет серьезную ответственность перед губернатором за все политические процессы, которые происходят в крае. Закон о выборах обязывает исполнительную власть формировать избирательные участки, наполнить их деятельностью и, наконец, обеспечить безопасность. Соответственно главы муниципальных округов несут большую ответственность за то, чтобы выборы состоялись.
– То есть никаких политических консультаций между крайизбиркомом и администрацией губернатора не было?
– Консультации были. Итогом стало понимание, что избирком и администрация не хотят влиять на избирательные процессы. Если три года назад лидер одной из парламентских фракций мог в прессе сказать, что по итогам голосования выходило три депутатских мандата, а после переговоров с губернатором стало четыре, то сейчас такого представить невозможно. Об этом говорит и чистота выборов.

Поделиться
– Тем не менее, явка была невысокая – чуть более 30%. Это следствие потери доверия избирателей к выборам?
– Да, скандалы, которые сопровождали выборы в 2011 году, серьезно пошатнули доверие к избирательной системе. Сейчас это доверие нужно восстанавливать. Но, на мой взгляд, усилия избирательных комиссий не влияют на явку. По законодательству, избирком и органы исполнительной власти информируют о выборах. Что это значит? Это значит, что мы можем дать объявления в СМИ, наружную рекламу или послать приглашение в почтовый ящик. То есть все наши усилия направлены на то, чтобы избиратель узнал о выборах и частично, чтобы пришел проголосовать. Однако практика показывает, что явка была больше в тех территориях, где были активны штабы кандидатов. То есть людям было интересно там, где были конкурентные выборы, где кандидаты боролись за привлечение голосов избирателей. В этом году избирательные штабы отработали лучше, чем на предыдущих выборах. Доброжелательное отношение к кандидатам – достижение избирательных комиссий.
– Все-таки почему такая низкая явка? Люди ведь выбирали тех, от кого их жизни будет напрямую зависеть.
– У политологов есть понятие «выборы с низким содержанием». На компаниях, которые не являются статусными, явка граждан не очень высокая. Но вы правы, у нас большой процент граждан, которые от президента ждут гораздо больше для решения своей проблемы, чем от депутата Земского собрания.

Поделиться
– Совет глав муниципалитетов вообще предлагает отказаться от прямых выборов...
– Подождите, ничего он не предлагает! Предложенный ими законопроект предполагает, что на территории останется тот способ избрания главы территории, который зафиксирован в уставе. Сейчас только в семи городах и районах Пермского края главу района не избирают, а в остальных – выборы прямые.
– А в Перми?
– Если до принятия законопроекта ситуация не изменится, то в Перми останутся непрямые выборы мэра. На заседании общественной палаты Пермского края мы предложили депутатам законодательного собрания, если будет принят законопроект совета глав муниципалитетов, отодвинуть ограничения по неизменности устава достаточно далеко. А это значит, что территории, которые сейчас меняют свой устав, смогут нормально завершить этот процесс. Там, где люди не хотят выбирать главу района или мэра напрямую, они смогут это зафиксировать в уставе. В Перми напротив, идет процесс над разработкой нового устава, который предполагает прямые выборы мэра.

Поделиться
– В крупных городах должны быть прямые выборы?
– Я за прямые выборы. Но мировая практика показывает, что на прямых выборах избирается представительные органы власти. А сейчас нам пытаются «продать» идею, что мы должны выбирать главу – одного человека, который будет отвечать за все. Но во всем мире городской совет указывает мэру, что он должен делать. И, потом, в небольших населенных пунктах Пермского края сильный кадровый голод. Желающих управлять территорией не много, да и зарплаты там небольшие. Поэтому у нас есть предложение наделить главу поселения полномочиями представительного органа.
– Как у заместителя председателя общественной палаты Пермского края, у вас не вызывает опасений ситуация с украинскими беженцами?
– Да, судя по заявлениям в СМИ, беженцы – потенциальная болевая точка. Во многих публикациях появились претензии, что беженцы много хотят и много получают. А у многих появляются и сомнения, а все ли государство для них делает. Мы в общественной палате создали рабочую группу, в которую вошли представители общественных организаций. Выяснилось, что на территории Перми в пунктах временного размещения находится примерно 1300 граждан Украины, а в Пермском крае – около 4 тысяч. Большая часть из них прибыла самостоятельно и устраивает свою судьбу – тоже. Многие из них буквально выскочили из-под бомбежек, большое количество уехало из опасений, что будет плохо. Соответственно и устремления у них разные: часть людей не хочет возвращаться на Украину, они ищут место жительства и работы в России – не только на территории края. А часть уже сейчас готовы вернуться на родину, поверив в наступившее перемирие. Это, прежде всего, женщины с детьми, чьи мужья находятся на Украине.

Поделиться
– Насколько обоснованы эти претензии – беженцы, действительно, много хотят?
– В отношении приема беженцев органы государственной власти очень качественно сработали – особенно директора школ. Ведь украинские школьники хорошо говорят, но плохо пишут по-русски. И не понятно, сколько они пробудут здесь – месяц или три. Но школы очень хорошо со всем справились. Правда, до сих пор остается неразрешенной проблема. Наши органы власти не знают, что делать с беженцами. Мы хотим, чтобы они поскорее уехали или заинтересованы, чтобы люди у нас остались? А все остальные претензии к украинским беженцам, которые появляются в СМИ не подтвердились.
– Например?
– Например, о том, что беженцы получают места в детские сады в обход пермякам. Нет, они их получают в том случае, если нет очереди. В остальных – детские группы созданы прямо в пунктах временного пребывания. То есть чиновники ограничены большим количеством инструкций и действуют четко по правилам.