Недвижимость Варвара Кальпиди: «Подход Алексея Залазаева всегда креативен и наполнен философским смыслом»

Варвара Кальпиди: «Подход Алексея Залазаева всегда креативен и наполнен философским смыслом»

О создании памятника Георгию Буркову в Перми

Публицист, продюсер, режиссер, автор исторических фильмов Варвара Кальпиди сегодня возглавляет АНО «Центр реализации культурных проектов «Пермский стиль». Многим она известна как автор фильмов о пермской старине — «Пермь масонская», «Грибушина наследники» и другим. И у нее собственный, особый взгляд на творчество Алексея Залазаева.

Совсем скоро пермякам будет представлена новая работа скульптора — памятник актеру Георгию Буркову. Так что самое время поговорить о том, что мы уже видели и что еще только предстоит увидеть.

— Варвара, вы давно знакомы с Алексеем Залазаевым?

— Я писала про его первую персональную выставку в Перми, вот тогда мы и познакомились. И с тех пор общаемся и дружим.

— К сожалению, не все пермяки бывают на выставках, имеют возможность увидеть работы Алексея Залазаева, которые делаются «для себя» и расходятся по частным коллекциям. Публика в основном знакома со скульптурами, которые стоят на улицах города. Насколько они отражают творческую манеру автора?

— Ну, процесс у него действительно делится на две части — то, что он воплощает как свои творческие фантазии, и работа на заказ. Работа на заказ всегда связана с воплощением идей заказчика. Но Алексей Львович, как мне кажется, подходит к этому через соотнесение со своей метафизической концепцией мира. И широко пользуется такой формой, как архетип.

Возьмем образ Граля — это архетипичный герой, прежде всего это доктор, причем доктор, которого так любил народ, что он, невзирая на происхождение и вероисповедание, был похоронен на кладбище для именитых людей.

Если говорить о Мешкове, то это образ интеллигента в первом поколении. У него не было высшего образования, но его отличало стремление к просвещению. Поэтому у него высокий лоб, интеллигентный облик.

Третья работа — «Трус, Балбес и Бывалый». Я помню, как он работал над ними. Их небольшой рост был выбран для того, чтобы подчеркнуть некую мультяшность образов. Они, кстати, действительно присутствовали в мультиках.

Каждый раз его подход креативен и наполнен философским смыслом. При этом похожесть — непохожесть мы даже не берем в расчет. Настоящий художник не может нарисовать кого-то совсем непохожим. Отступления от фотографического сходства всегда намеренны.

Помню разговоры после открытия памятника Мешкову — «не похож, голова большая…» Я тогда одному «критику» ответила: голова большая, потому что умный! На самом деле Алексей Залазаев, в отличие от очень многих людей, которым кажется, что они разбираются, — настоящий скульптор. Он единственный в Перми имеет образование скульптора-монументалиста. Он всегда будет вписывать свою работу в среду, просчитывать все пропорции, помнить, что на памятник смотрят снизу, и нужно учитывать перспективу. Все эти вещи монументалисту не просто знакомы — он этому учился.

— При создании образа Георгия Буркова даже члены его семьи не настаивали на фотографическом сходстве.

— Думаю, важнее было создать некий народный типаж, известный нам по работам Георгия Ивановича в кино, особенно в фильмах, связанных с именем Василия Шукшина.

Памятник Буркову — парковая скульптура, думаю, так она и будет восприниматься. По замыслу «КОРТРОСа», она должна украсить парк в жилом квартале. Они, по сути, создали прецедент — за это им можно только спасибо сказать. И хорошо, что напомнили, что герой — человек из Перми.

Мы же в советское время и не знали, что Бурков наш земляк. Гораздо лучше знали эту реплику его киногероя: «Я за машину родину продал!» Потом уже узнали, что он из Перми, удивлялись очень.

Хорошо уже то, что заказчики памятника выбрали такого героя, скажем так, неочевидно популярного сегодня, но отсылающего к каким-то приятным, добрым воспоминаниям. С одной стороны, это ностальгия, с другой — благодарность земляку, который воплотил народный образ, сущность человека того времени. Потому что Буркова ведь воспринимали как человека из народа — такого, как его герои: работяга, острый на язык, возможно, выпивающий, иногда слишком прямолинейный. Хотя в жизни он был глубоко интеллигентным человеком, книголюбом…

Тут у меня возникает аналогия с Георгием Вициным — в жизни он имел мало общего со своим персонажем. Вел здоровый образ жизни, занимался сыроедением, йогой, не пил совершенно!

— Значит, памятник Буркову будет нести черты архетипа его киногероев?

— Ну, я же его еще не видела! Давайте дождемся открытия.

Фото: Заказчик

Новости компаний

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем