Бесплатные пересадки, новые маршруты и выбор тарифа на проезд: что нам обещает транспортная реформа

Рассказываем, что собой представляет новая транспортная модель

Поделиться

Предполагается, что скоро в Перми начнутся серьёзные изменения в среде общественного транспорта

Фото: Тимофей Калмаков

В ближайшие три года в Перми планируют внедрить новую транспортную модель. Говорилось об этом давно, но на пороге — начало 2019 года, а значит, уже сейчас начнутся первые изменения. Об основных параметрах транспортной модели рассказал начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Роман Залесинский на совещании с губернатором Прикамья, членами краевого правительства и городскими депутатами. Рассказываем, что было с транспортом, что есть сейчас, что будет и — когда.

Любые реформы в идеале должны быть направлены на улучшение жизни в той или иной сфере. Для начала разберемся, какие именно проблемы существуют в системе пермского транспорта.

Безопасность

Общественный транспорт перевозит большое количество пермяков каждый день. И если в личном транспорте безопасность по большей части зависит от самого владельца, то в гортранспорте за это должен отвечать перевозчик. По данным департамента дорог и транспорта, число аварий с участием водителей автобусов растёт. И если в 2017 году в Перми произошло почти 250 таких аварий, то за первое полугодие 2018 года — уже 150.

Качество обслуживания

В СМИ постоянно появляются истории про то, как из транспорта высаживают детей, пусть даже и без билета. Хамят водители и кондукторы. Некоторые отказываются помогать пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. В год в департамент поступает свыше тысячи обращений от пассажиров, недовольных качеством обслуживания.

Устаревший подвижной состав

Иногда посмотришь на некоторые единицы транспорта и диву даёшься, как они ещё ездят?

Иногда посмотришь на некоторые единицы транспорта и диву даёшься, как они ещё ездят?

Сейчас средний возраст городских автобусов в Перми — 13 лет. Массовое обновление автобусного парка происходило в 2013 и 2015 годах. После этого закупки были единичными. Средний возраст пермских трамваев достиг совершеннолетия. Последние закупки электротранспорта были в 2010–2012 годах. Троллейбусам —13 лет. Последний раз их закупали в 2010–2012 годах.

Транспорт в большинстве не приспособлен для маломобильных групп населения. Там жарко летом и холодно зимой. Из-за поломок происходят срывы и задержки рейсов, а из-за выхлопных газов, поступающих в салон, ухудшается самочувствие пассажиров. На техническое состояние автобусов, трамваев и троллейбусов от пермяков в год поступает около 300 жалоб.

Маршрутная сеть

Жители микрорайонов, особенно отдалённых, вынуждены делать по несколько платных пересадок, чтобы добраться до нужного района. Вместе с этим перевозчики сокращают количество рейсов на маршрутах, где пассажиропоток мал, либо вообще отказываются от них. У департамента транспорта нет законных оснований отказать им в этом, и в итоге рейсы становятся реже, а жители стоят на остановках ещё дольше. При этом в центральной части города происходит скопление автобусов, что приводит к пробкам и заторам. Например, проблема актуальна для остановок «Центральный рынок», «Комсомольская площадь», «Стадион "Динамо"» (улица Пушкина), «Пермь II».

Где-то автобусы стоят в очереди на посадку и высадку пассажиров, а в это время люди в отдалённых районах подолгу ждут единственный автобус

Где-то автобусы стоят в очереди на посадку и высадку пассажиров, а в это время люди в отдалённых районах подолгу ждут единственный автобус

— Первоочередная задача, которую мы ставим, — это повышение качества услуги по перевозке пассажиров на территории города Перми, а в перспективе — и в крае, — рассказал Роман Залесинский. — В целях запуска новой транспортной модели мы уже разработали документы, на которых базируем свою дальнейшую работу: типовой контракт с перевозчиками, документация для проведения закупок и т. д.

Сроки внедрения новой транспортной модели

По плану властей, уже до конца этого года будет разработана программа обновления инфраструктуры общественного транспорта, а до декабря 2018 года — проект новой маршрутной сети, который вынесут на публичные слушания.

С апреля 2019 года новые контракты по первым 6–10 маршрутам будут заключаться уже с ужесточенными требованиями к качеству обслуживания, новому подвижному составу, техническому оснащению транспорта. На «первых ласточках» будут опробованы безналичная оплата проезда и система бесплатных пересадок.

В период с 2019 по 2021 год планируется обновление подвижного состава трамваев. В 2020 году будут разыграны все остальные новые контракты с перевозчиками. При их заключении будут также введены безналичная оплата проезда, пересадочная система и тарифное меню на всех видах общественного транспорта в Перми.

Новая маршрутная сеть будет внедряться поэтапно в 2019–2020 годах.

Обновление подвижного состава

Сейчас общая доля экологичного транспорта в Перми составляет 31% — это 420 единиц от общего числа — 1343. Доля экологических автобусов составляет 16% — 170 газовых от 1093. При проведении новых торгов одним из основных критериев станет экологичный подвижной состав.

Это электробус, работает на электричестве, а значит — от него нет никаких вредных выхлопов

Это электробус, работает на электричестве, а значит — от него нет никаких вредных выхлопов

— Мы планируем планомерное увеличение доли транспортных средств, работающих на сжатом или сжиженном газе, — рассказали в департаменте. — И доведение в 2023 году этих показателей до 70 процентов. Сейчас ведутся переговоры с производителями автобусов, работающих на сжиженном газе. Они проще в эксплуатации, и завод по сжижению газов — метана — находится на территории Пермского края, его загруженность сегодня составляет всего 30 процентов.

У всего транспорта должен быть установлен класс «Евро-4». Он подтверждает соответствие автомобиля или любого другого транспортного средства европейским экологическим стандартам. Основной его показатель — уровень выброса в атмосферу вредных веществ (углекислый газ, оксиды азота и углеводороды).

По возрасту транспорт на момент заключения контракта должен быть не старше пяти лет (контракт будут заключать на семь лет). По распоряжению Минтранса РФ общественный транспорт также должен быть оборудован системой отопления, кондиционирования, приспособлен для перевозки маломобильных категорий граждан и оборудован для безналичной оплаты проезда. Кроме того, там должна быть система видеонаблюдения, аудио- и видеоинформаторы, система учета входа и выхода пассажиров, вместительные площадки и широкие дверные проемы.

— С текущего года на улицах должны появиться 95 новых низкопольных автобусов, — говорит Роман Залесинский, — И от 28 до 35 низкопольных трамваев — в зависимости от объемов федеральных субсидий на одну единицу. Сейчас она составляет 8 000 000 рублей (примерная цена трамвая — около 35 миллионов рублей. — Прим.ред.). Кроме того, постепенно мы будем переходить на низкопольный вид транспорта. Сейчас уже ходят в Перми тестовый электробус, низкопольный трамвай. К такому надо стремиться.

Вот такие красивые и современные трамваи появятся в Перми в большом количестве. Правда, не факт, что этого же производителя

Вот такие красивые и современные трамваи появятся в Перми в большом количестве. Правда, не факт, что этого же производителя

Кроме того, в планах у властей сделать единое оформление автобусов — красный цвет с символикой пермского звериного стиля, за которое проголосовало большинство пермяков.

Выручка перевозчиков и тарифы

С 2018 по 2020 годы департамент дорог и транспорта будет заключать новые контракты с перевозчиками. К последним ужесточат требования в части качества обслуживания пассажиров.

Во-первых, по мнению властей, перевозчик не будет зависеть от выручки, поэтому прекратятся «гонки за пассажиром», сократятся ДТП и простои. Во-вторых, доход перевозчика не будет зависеть от объема транспортной работы — это позволит более оперативно менять расписание, которое будет удобно пассажиру, а не перевозчику.

— Новая транспортная модель предусматривает перечисление выручки от оплаты проезда в бюджет, — рассказал Роман Залесинский. — Мы планируем переводить транспортную отрасль на фиксированную оплату работы. Вне зависимости от дальности поездок. Это даст равные условия для перевозчиков и позволит обеспечить безопасность за счет того, что перевозчики не будут гнаться за сверхдоходом.

У пассажиров появятся варианты оплаты проезда — будет электронный проездной документ на разное количество поездок, также можно будет выбирать повременной тариф или неограниченное количество поездок в течение определенного периода.

Переход на новую модель подразумевает систему учета всех категорий пассажиров: это и льготные, и платные пассажиры. Эту систему планируют запустить в Перми 1 апреля 2019 года.

Кстати, в 2019 году штраф за безбилетный проезд планируют увеличить до 1000 рублей. Сейчас соответствующий законопроект передали на рассмотрение депутатам Заксобрания.

Маршрутная сеть

Уже сейчас разрабатывается новая маршрутная сеть, которая позволит сократить дублирование маршрутов и пробки в часы пик.

— Сегодня первые результаты работы над маршрутной сетью показали, что с запуском транспортно-пересадочных узлов, обновлением состава, обновлением путей пассажиропоток на городском транспорте в ближайшие годы вырастет в полтора раза, — рассказал Залесинский.

До официального утверждения маршрутная сеть должна быть вынесена на публичные обсуждения, жители будут обсуждать её в ТОСах, в общественных организациях и с депутатами городской думы.

Обновление транспортной инфраструктуры

На улице Уральской уже положили бесшовные рельсы. Такими они должны будут стать везде

На улице Уральской уже положили бесшовные рельсы. Такими они должны будут стать везде

В Перми автомобильные дороги ремонтируют довольно часто, с трамвайными рельсами — всё сложнее. Требуется капитальный ремонт 65 километров путей.

Его начнут в 2019 году.

— За три года должна быть полностью отремонтирована наша основная трамвайная магистраль — от Перми II до улицы 1905 года, — рассказал на совещании губернатор Пермского края Максим Решетников. — На обновленной ветке должен ходить самый современный подвижной состав.

Рельсы везде будут бесшовные. Такие уже лежат на Северной дамбе и на улице Уральской, ремонт которой закончили совсем недавно.

Также запланировано создание новых проектов остановочных комплексов и транспортно-пересадочных узлов. На них для пассажиров, пересаживающихся на другой транспорт, должна будет располагаться навигационная информация.

Ранее мы проводили тест-драйв нового транспорта, который поставляли в Пермь на временную эксплуатацию. Трамвай, модель которого называется «Львёнок», низкопольный, широкий, в нём есть климат-контроль, USB и «умная дверь», которая открывается после нажатия на кнопку. В первом электробусе, оформленном уже в едином стиле, тихо и тепло. Ещё мы пробовали расплатиться в пермских трамваях и троллейбусах банковской картой. Как это работает? А также рассказывали, как в Перми работает система бесплатной пересадки на электротранспорте, проверяли весь общественный транспорт на чистоту, насколько комфортна температура в салоне автобусов.

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 окт 2018 в 16:28

Сразу скажу, пассажирам из Орджо и Кировского района нужны автобусы с максимумом сидячих мест по типу пригородников. Нам ЛИАЗЫ с пластиковыми сиденьями-корытами на первой картинке не нужны.

Гость
30 окт 2018 в 19:33

В Перми очень мало чем можно гордиться перед тем же Ебургом, а городской автобусный транспорт у нас несравнимо лучше. У Ебурга бюджет существенно выше пермского, но и там муниципальные парки постоянно на грани банкротства, могут и зарплату задержать из-за чего водители и кондукторы иногда угрожают забастовками.
Состояние транспорта там (несмотря на дотации, которые выше пермских) намного хуже, чем у нас. 26ти рублей за проезд давно недостаточно и требуют дальнейшего повышения цены проезда. Транспорт там ходит реже и забивается сильнее. После 21го - 22х часов не ходит вообще (а у нас ходит на большинстве маршрутов до 12ти ночи).
В конечном итоге рынок перевоз отдан грязным маршруткам в виде пазиков и исуцзу. Очень удобно на самом деле. Можно делить миллиардные дотации муниципалам, повышать стоимость проезда до 30ти рублей и выше, сокращать количество рейсов, в которых будут давиться жители миллионного города.

Gav
30 окт 2018 в 18:27

Если перевозчика не будет нужды "гоняться за пассажиром", то он на него просто наплюёт, т.к. будет гоняться за соблюдением графика.