7 декабря суббота
СЕЙЧАС +0°С

Большой разбор. В Березниках вводят новую маршрутную сеть — но мало кто считает, что она лучше

Перевозчики против, общественные слушания превращаются в митинги, а власти говорят, что всё хорошо

Поделиться

Разбираемся, кто против реформы, а кто за

Разбираемся, кто против реформы, а кто за

Бунт в социальных сетях, митинг вместо общественных слушаний и заявления в суд и прокуратуру: изменения в сфере общественного транспорта в Березниках — тема номер один для жителей города уже несколько месяцев. С помощью привлеченного агентства власти города разработали новую маршрутную сеть, которая предполагает закрытие 11 маршрутов, девять из которых обслуживают частные перевозчики. По мнению частников, их просто пытаются «вытеснить» с рынка. Пассажиры не понимают, зачем что-то менять, если всех всё устраивает, а администрация уверяет: перемены необходимы.

Новая маршрутная сеть

Восстановим картину событий. В ноябре 2017 года власти Березников заключили муниципальный контракт с ООО «Агентство дорожной информации "Радар"». От них требовалось изучить действующую маршрутную сеть и предложить, как её улучшить. Цена вопроса составила четыре миллиона рублей. В сентябре 2018 года «Радар» закончил научно-исследовательские работы. Специалисты агентства разработали схему маршрутной сети городского пассажирского транспорта, документ планирования перевозок и сформировали план мероприятий по внедрению маршрутной сети.

В конце сентября 2018 года состоялось заседание Березниковской городской думы, на котором были рассмотрены результаты работы. «Радар» выявил чрезмерное дублирование маршрутов, предложил за основу взять троллейбусную сеть, закрыть 11 маршрутов (а это примерно четверть от существующих маршрутов), из которых только два — муниципальные, остальные — частные, а оставшиеся изменить. Вот скрин из отчёта агентства «Радар»:

Все маршруты, кроме 12-го, согласно документу, должны были перестать ездить 1 января 2019 года

Все маршруты, кроме 12-го, согласно документу, должны были перестать ездить 1 января 2019 года

Как видно, 10 из 11 маршрутов, согласно этому документу, должны быть отменены с 1 января 2019 года. Об этом написали местные журналисты, и жители Березников «вскипели».

«Зачем это всё?»

Жители Березников не поняли, что произошло и зачем это было нужно. В соцсетях началось активное обсуждение с резкой критикой проекта, агентства «Радар» и городских властей. Жители писали:

«Сначала нас надо было спросить, а потом уже делать это всё… Собрались втихушку и решили всё».

«Скоро начнется почти забытая погоня за троллейбусами, которые героически будут хлопать дверью перед носом пассажира. А эти ожидания на холоде транспорта — ммм, почти забылись, но спасибо городу! Все вернет! И пересадки — прекрасный способ заработать! Как в таком компактном городе администрация снова собирается нагородить пересадок?»

«Существующая сеть нас вполне устраивает. Мы не злопамятные, но мы помним, как давили нас в городском транспорте, мы повторения не хотим».

«Да разве эти буржуи думают о нас? Действительно, как должны добираться люди, если с пересадкой, да вдвоем, то сколько денег надо? Это у нас — не слуги народа, а враги!»

Сотни комментариев и звонков в администрацию. В итоге в ноябре 2018 года на сайте администрации Березников появилась информация:

«На сентябрьском заседании городской думы была рассмотрена информация о выполнении научно-исследовательской работы по теме "Разработка новой схемы маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров". Это первая редакция рабочего документа. Все замечания депутатов и администрации города уже направлены разработчику — ООО "Агентство дорожной информации "Радар". Документ, безусловно, будет доработан с учетом замечаний. Предложения "Радара" носят рекомендательный характер, что не означает их неукоснительного исполнения. Для учета мнения жителей по данному вопросу будут организованы публичные слушания. Окончательное решение будет принято администрацией города с учетом мнения всех заинтересованных сторон».

Однако, по словам березниковских журналистов, 28 декабря 2018 года перевозчикам поступило уведомление об отмене маршрута. По закону — закрытие маршрута должно произойти через 180 дней после уведомления перевозчика. Отсчёт пошёл.

Публичные слушания

Публичные слушания, которые прошли 14 января 2019 года, кажется, стали точкой кипения местных жителей в этой истории. Дело в том, что, по словам самих березниковцев, администрация хотела тихо, мирно, не привлекая особого шума, провести слушания и одобрить этот документ. Но не вышло. Большое количество горожан прочитало отчет.

— Журналисты и общественные активисты подключились, и за выходные мы напечатали флаеры-приглашения на общественные слушания, раздавали людям на улицах, — рассказал 59.RU руководитель Ассоциации частных перевозчиков Дмитрий Горяев — В итоге зал был битком, люди на лестничной клетке стояли — не могли в зал попасть, просто толпа. Люди кричали, бабушка даже одна заплакала.

Юрий Попов, исполнительный директор ООО «Агентство дорожной информации "Радар"» пояснил тогда, что цель была показать ту работу, которая была проведена: какие собраны данные, как их собирали, сколько. То есть, по его словам, это ещё не та сеть, которая будет. Но слушать никто не хотел. Это полное видео прошедших публичных обсуждений:

Видео: группа «Гражданский надзор» общественная организация / vk.com 

На видео слышно, как люди начинают громко хлопать, когда представители администрации начинают что-то говорить в знак протеста. Слышны крики негодования пассажиров, а также реплики частных перевозчиков:

«А почему вы частников убираете? Муниципальный транспорт за это получает денежку, а частники не получают — и возят людей! Когда у вас набережная оставалась без транспорта — вы пришли и сказали: "Запусти, пожалуйста, туда автобусы". Я запустил. Год убытки терпел. И что теперь?»

Речь о субсидиях из городского бюджета. По словам генерального директора МУП «Водоканал» Игоря Вылетка, их предприятие получает 80 миллионов в год на покрытие убыточных маршрутов.

Ещё один комментарий из зала: «По закону наша администрация не имеет права еще в течение четырёх лет закрывать восемь маршрутов».

А вот это уже интересно. Почему нельзя закрыть маршруты и что не так с отчётом «Радара», который вызвал волну негодования среди населения? Более подробно мы поговорили об этом с председателем Ассоциации частных перевозчиков в Березниках Дмитрием Горяевым.

«Это полная фикция»

— Дмитрий, какая ситуация сложилась? Почему все так протестуют?

— Понимаете, вообще сейчас происходит вытеснение частных перевозчиков с рынка муниципальным общественным транспортом. То есть руководство города, используя административный ресурс, пытается с нами покончить, как бы грубо это не звучало. Мы пока сопротивляемся. МУП «Водоканал» занимается перевозкой пассажиров, доля рынка у него примерно 30%, остальное — частники.

— Администрация вам так и говорит? Вытеснить хочет?

— Ну, конечно, нет. Официальная версия их такая: в городе назрела необходимость полной перестройки транспортной сети. В связи с чем вдруг? Внятный ответ никто не может дать. Мы, частные перевозчики, спрашиваем: какая необходимость? Какое-то количество жалоб, может быть, от граждан приходит? Или какие-то замечания? Какие-то районы транспортом не охвачены? Ни одной жалобы не было, ни одной! По исследованию аналитиков портала Domofond.ru, Березники заняли шестое место среди опрошенных 150 крупных городов России по показателю удовлетворённости жителями доступностью транспорта и т. д. (и это правда, вот исследование. — Прим. ред.). И в этом даже 1% заслуги нет муниципалов. Ни мэра, ни его замов, ни руководства вот этого МУП «Водоканал». Это всё сделали мы — частные перевозчики. Нас много, мы постоянно обновляем подвижной состав, у нас средний возраст автобуса — три года, низкопольные (мы поддерживаем программу «Доступная среда»), а муниципалы… В Москве, помните, была раздача? Мосгортранс раздавал ненужный транспорт, который 10–15 лет отслужил в Москве, вот в город всё это привезли. Это десятилетний утиль. Большая часть от него так и стоит под забором. То есть даже качество транспорта у нас на голову выше, чем у них. И что в итоге? Хотят закрыть девять частных маршрутов и лишь два муниципальных. А другие изменят так, что людям придётся с пересадкой ездить.

— А зачем это всё? Вы взаимодействовали как-то с администрацией?

— Мы приходили в администрацию с предложением создать рабочую группу, где присутствовали бы все заинтересованные стороны: чиновники, перевозчики, пассажиры, в том числе общество инвалидов, общественники и т. д. Нам покивали головой, сказали, что идея у нас хорошая, что свяжутся с нами и всё. А потом слушания объявили по этому отчёту «Радара».

— Что не так с этим отчётом?

— Эта новая концепция их — она бестолковая совершенно, а мэр выделил на эти вещи четыре миллиона рублей — гонорар пермской конторе. Это такая фикция! И в ней невозможно разобраться, там применялись какие-то немецкие формулы, какое-то дорогущее программное обеспечение, которое якобы используется для разработки вот такой концепции новых транспортных сетей. Представители «Радара» называли города, в которых они применяли эту работу… Это миллионники. Может, в таких городах и назрела такая необходимость, но в Березниках, если утрировать, — всего две улицы: Пятилетки и Юбилейная, всё! Какую тут концепцию за четыре миллиона следовало разрабатывать? А раз деньги уже уплачены, администрация теперь просто обязана внедрять что-то. Потому что, если не внедрять, будет нецелевое использование бюджетных средств вплоть до уголовного расследования. Ну они в тупике. А сейчас они и внедрить не могут, потому что абсолютно весь город будет против.

На разработку концепции, которой недовольны березниковцы, глава города потратил четыре миллиона рублей

На разработку концепции, которой недовольны березниковцы, глава города потратил четыре миллиона рублей

— А маршруты-то отменяют или нет?

— Вы знаете, они сами в этой формулировке путаются. Вообще на последних страницах отчёта перечислили 11 маршрутов, для которых написан день отмены — 01.01.2019. Но это незаконно. Они сами теперь не знают, что с этим делать. Какие-то не ездят уже, какие-то всё ещё на линии, непонятно.

— Что именно незаконно?

— «Радар» вообще не имел права заканчивать свою работу. То есть, когда все исследователи в городе работали — в июле 2018 года, в 220-й ФЗ (это основной закон, который регламентирует пассажирские перевозки) вступили поправки, которые запретили муниципалитетам изымать у перевозчиков свидетельства, кроме как по решению суда за неоднократные нарушения. То есть свидетельства выдаются, допустим, на пять лет и до конца срока могут работать. Суть в том, что у пяти из 11 маршрутов, которые по результатам работы сказано закрыть, на руках свидетельства до 2022 года. Так вот, «Радар» должен был прекратить работу, сесть за стол переговоров и решать, как им дальше быть. Тем не менее они её закончили, презентовали в городе, всё это красиво распиарили. Мы им указали на эти моменты, они вернули работу якобы на доработку, на переделку, а когда она вернулась — я никаких изменений не увидел. Ну они ничего и не могли бы сделать, её нужно было бы заново проводить, всю работу.

— И что теперь?

— Это сейчас предмет нашего иска в Арбитражный суд и краевую прокуратуру. Сейчас готовятся все документы.

Что говорят власти?

59.RU отправил официальный запрос в администрацию Березников, попросив разъяснить все моменты, касающиеся изменения маршрутной сети. Но чиновники не посчитали нужным ответить.

Зато на ситуацию отреагировало краевое Министерство транспорта. Замминистра транспорта Пермского края Александр Клебанов после публичных слушаний провел выездное совещание в Березниках. В совещании приняли участие начальник отдела автомобильного транспорта Минтранса Рустам Гильманов, глава администрации Березников Сергей Дьяков, специалисты и руководители районной администрации, ответственные за транспортное обслуживание в Березниковском городском округе, Игорь Вылеток и Максим Литвинов. В пост-релизе Минтранс отметил, что во время слушаний часть представителей транспортных компаний предприняли попытку сорвать конструктивный диалог населения с городской администрацией.

— Ничего мы не срывали, — прокомментировал Дмитрий Горяев, — нам, наоборот, было выгодно, чтобы слушания состоялись, ведь тогда власть услышит жителей города, что они против реформы.

В Минтрансе объясняют: изменения обусловлены двумя факторами: устаревшей прежней сетью и объединением с Усольем.

Маршруты, которые создавались специально для того, чтобы рабочим предприятий было удобно добираться, — тоже хотят заменить

Маршруты, которые создавались специально для того, чтобы рабочим предприятий было удобно добираться, — тоже хотят заменить

— Маршрутная сеть в Березниках давно не претерпевала изменений. В итоге на некоторых улицах создалась ситуация многочисленных дублирующих маршрутов, — сообщили в краевом Минтрансе. — Это, в свою очередь, приводит к росту тарифа для населения, создает неудобства для перевозчиков (невозможно припарковаться к остановочной площадке). На этих улицах затрудняется дорожное движение. Новая маршрутная сеть трансформирует маршруты. При этом ни одни из районов Березниковского городского округа не останется без качественного транспортного сообщения.

В ходе общественного обсуждения новой маршрутной сети в администрацию поступили замечания и предложения. Их замминистра Александр Клебанов порекомендовал местным чиновникам внимательно изучить и «в случае целесообразности учесть их при утверждении окончательного варианта».

Люди: «Маршруты убирать нельзя»

Эти предложения и замечания зафиксированы в итоговом протоколе публичных слушаний, который выложили на официальном портале правовой информации города Березников. Приведём некоторые из них.

Ярославцева Т. Е.:

«Вопрос по поводу сокращения пути следования маршрута № 3, в работе — ссылка на совпадение маршрутов № 3 и  13, но оно является формальным, у них разные интервалы движения. Маршрут обслуживает жителей не города, а поселка Чкалово. По пути следования маршрута № 3 многочисленное количество социально значимых объектов, дети посещают детские сады и школы, нам приходится ездить в абрамовскую поликлинику, сокращение маршрута ведет к пересадкам и, соответственно, увеличению расходов. В районе п. Чкалово большое количество садов, отменили маршрут № 31, в связи с этим в автобусах № 3 будет давка в летний период».

Бусыгина А. В.:

«Маршруты № 14 и 30 необходимы жителям округов № 8 и 9. Эти маршруты единственные в нашем округе. Высока удаленность от других остановочных комплексов, в то время как район развивается, открыли новый детский сад на 500 мест, в который детей возят от рынка, ученики ездят в 20-ю и 14-ю школы, строятся новые дома. Не учли интересы жителей Семино: на Пятилетки надо идти три остановки, на Мира тоже три остановки. На 30-м маршруте самый большой пассажиропоток, за ним следует 14-й. Маршрутом № 37 обеспечивается доступность д. Суханово, клуба "Гном", магазина оптовых цен "Светофор", центра досуга "Кенгу". Ни 14-й, ни 37-й маршруты убирать нельзя».

Семенов В. Е.:

«Я представляю интересы сотрудников предприятий города, в том числе жителей города Усолья, которые добираются на работу маршрутами № 105 и  527. При отмене одного из маршрутов увеличится пассажиропоток, будет давка и пострадают не защищенные слои населения. Предлагаемый путь следования маршрута № 105 должен быть дополнительным к данным маршрутам».

Волков С. Н.:

«Маршрут № 33 крайне необходим людям, проживающим в микрорайоне "У пруда", после его отмены приходится ездить с пересадками, что очень накладно для пенсионеров».

Иопа В. Е.

«Представляю интересы трёх тысяч сотрудников предприятия "Азот". В свое время администрацией было предложено самостоятельно предприятию разработать схему маршрута транспорта для доставки сотрудников, тогда и были разработаны схемы движения маршрутов № 41 и  44, просим сохранить их в действующем формате».

Только два критических замечания было сделано в сторону действующей маршрутной сети. Но и не в поддержку предложенной.

Букина В. К.:

«Представляю г. Усолье, обсуждаемая работа предполагает к отмене один из маршрутов, соединяющий г. Усолье с г. Березниками. На данных рейсах очень высокий пассажиропоток, автобусы ездят переполненные, притом что перевозчик регулярно не выполняет расписание. Необходим маршрут, связывающий Усолье с микрорайоном "Любимов"».

Салихова Н. К.:

«В поддержку предыдущего выступающего хочу добавить, что действительно не выполняется расписание перевозчиками по маршрутам № 105 и  527, необходимо провести работу с перевозчиком, жители г. Усолья постоянно опаздывают на работу потому, что автобус может не прийти в указанное время. Если убирать 527-й маршрут, тогда надо добавить количество рейсов на 105-й. Автобусы по 105-му маршруту ходят отвратительно, выполняются два рейса из трех. Предлагаю добавить количество рейсов на 105-м маршруте и оставить 527-й маршрут».

Кто виноват и что делать?

Березниковцы говорят: маршруты, автобусы которых заполнены, никак не могут быть убыточными

Березниковцы говорят: маршруты, автобусы которых заполнены, никак не могут быть убыточными

Березниковцы обсуждают между собой и выносят в публичное пространство предположения, для чего делается эта реформа и кому это выгодно.

Березниковский журналист Михаил Ермолович на публичных слушаниях высказал мнение, что, возможно, выгода от внедрения новой маршрутной сети — это оплата по валидаторам.

— Эти деньги идут напрямую перевозчикам, а не в администрацию. Кто-то хочет сделать наоборот, — указано в протоколе слушаний. — Вторая версия необходимости внедрения новой сети — «расчистка поляны» для внедрения крупного иногороднего перевозчика.

По третьей версии, которая обсуждалась в группе березниковской «Новой городской газеты», дело в субсидиях. Сейчас субсидии из городского бюджета на общественные перевозки составляют 80 миллионов рублей в год.

— Администрация хочет снизить эту сумму (насколько, не говорит) за счёт повышения доходов от муниципального транспорта, — рассказал источник 59.RU в Березниках. — Для этого надо увеличить его долю в пассажирских перевозках. Но в таком случае некоторые частники уйдут с рынка, им становится невыгодно.

Последний — самый больной вопрос для частников. Ведь именно муниципальные конкурсы «приучили» их обновлять подвижной состав, иначе конкурс выиграть было бы невозможно. И теперь они в долгах как в шелках остаются без маршрутов. Но пока они рук не опускают.

Представитель общественной организации «Гражданский контроль» на обсуждениях заявил: «Если позиция граждан не будет услышана, мы будем организовывать митинг».

Ранее мы рассказывали про то, как в Перми происходит транспортная реформа и что по этому поводу думают перевозчики.

Подписывайся на наш канал в Telegram и читай главные новости Перми раньше всех. Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Аналитег с Банной горы
5 фев 2019 в 09:08

Наш коллега - единственный в мире водитель, который смог проколоть колесо на трамвае - воскликнул:
"Ударим автопробегом по разгильдяйству и бездорожью! Нужно смелее внедрять в жизнь идеи пермских чиновников о "транспортных хабах": жители и гости Перми должны вместо одной-двух пересадок делать по пять-шесть!"

4 фев 2019 в 12:06

Поиграли в демократию и хватит...Идет "огусударствление "всего чего можно . Это для плебс. На самом деле под приятным лозунгом - возьмем от социализма все самое лучшее, идет перерасппределение финансовых потоков для приближенных олигархов. ЗА любой "государственой" структурой стоит конкретный человек...

4 фев 2019 в 12:42

будет как в Перми - все равно власть прогнет народ