Если вы вдруг решили купить себе велосипед, чтобы улучшить свое здоровье, сэкономить на транспорте или, допустим, проявить заботу об окружающей среде, не ждите, что все вокруг с пониманием отнесутся к вашей идее. Вас, скорей всего, будут ненавидеть. Часто. Практически все и везде. На дороге — автомобилисты, не считающие велосипеды за транспорт, на тротуарах — пешеходы с их почти осязаемыми лучами ненависти и, как ни странно, на велодорожках тоже — там вас будут не любить велосипедисты и… снова пешеходы. Окружающая среда тоже не будет дружелюбна к вам — в Перми ни дороги, ни тротуары, ни даже велодорожки не предназначены для двухколёсных. Ездить, конечно, можно. Но можно и задом наперед ходить.
Что не так с пермскими велодорожками?
Главная их фишка — внезапность. Велодорожки в Перми начинаются без предупреждения. А ещё они никак друг с другом не связаны.
Вот, к примеру, лучшая велодорожка в городе — по Героев Хасана. Она начинается на асфальтовой «пешеходке» с соответствующего знака и с разделяющих полос. Если ехать в сторону центра, то, как только дорожка заканчивается, велосипедист закономерно продолжает свой путь по тротуару. Так что, уважаемые пешеходы, не удивляйтесь.
Едем в сторону Велты. Лучшая велодорожка в районе завода ЖБК заканчивается. И без предупреждения начинается через дорогу.
С восточной стороны есть знак, есть полоса, но как велосипедист должен догадаться, что дорожка продолжается там? Непонятно.
В районе трамвайного кольца на Велте дорожка заканчивается бетонным блоком. И снова, без предупреждения, начинается у бывшего здания управления Велты через 200 метров.
Когда-то тут стояли ограждающие столбики. Теперь их нет, и ничего, кроме знаков, не говорит о том, что здесь велодорожка. А, как можно судить по фотографиям, пешеходам об этом нужно напоминать постоянно.
А если даже всё окружение кричит о том, что тут ездят велосипеды, а значит, тут опасно, это не мешает какой-нибудь мамаше тащить коляску с ребёнком. Велодорожка на Хасана всё-таки ещё более-менее приемлема для езды. Остальные — просто жуть.
Хваленая дорожка на Ленина местами хороша. Правда, почти на каждом перекрестке она прерывается — разметка есть не везде. В районе ЦУМа, например, велодорожка внезапно «перескакивает» с дороги на тротуар. Ни разметка, ни знаки об этом не предупреждают.
В целом велодорожка оставляет положительное впечатление, но только на участках от Клименко до Компроса и от Куйбышева до Крисанова. Остальное — «неездабельная» пародия на велодорожку. От Крисанова в сторону Перми-2 сначала невозможно ехать «в полосе» из-за торчащих носов автомобилей, заглядывающих на тротуар. Затем из-за водосточных канавок и из-за высоких бордюров приходится передвигаться раза в два медленнее обычного. Торчащая посередине дорожки реклама на этом участке велосипедистов давно не удивляет. Как не удивляют столбы, колодцы, газовые коверы (такие круглые металлические штуки, торчащие из земли/асфальта) и прочее на других участках.
Набережная и велосипеды
Только ленивый не высказался по поводу запрета велосипедного движения на набережной. Понять можно все стороны. Пешеходов и их детей давят, у велосипедистов отобрали отличное место для прогулок. Может быть, власти запроектировали велодорожки на набережной? Нет. Зато мэр поручил обсудить с велосипедистами перспективы развития велоинфраструктуры. А ещё председатель комитета по физической культуре Перми встретился с велоактивистами. Что изменилось? Активисты высказались, их послушали. Потом ещё раз встретились. Договорились о том, что, возможно, велосипедистам разрешат ездить по будням.
Всё. А что действительно поможет в этой ситуации? Отдельная велодорожка.
Велодорожки и Компрос
Отдельная эпопея. Где ехать велосипедисту по Комсомольскому проспекту? Аллея! Всё. Другие варианты нелогичны. Правда, на недавних градсоветах обсуждали варианты строительства велодорожек. В августе прошлого предложили построить дорожку между аллеей и проезжей частью. В октябре же от этой идеи отказались, а велосипедистам предложили ехать в полосе вместе с автобусами. Но велосипедисты продолжат ездить по аллее. Готов спорить.
Бутафорские дорожки
Совсем недавно перед журналистами за пробки в городе отчитывался заместитель мэра Анатолий Дашкевич.
— Будет ли велодорожка на Луначарского? — прозвучал один из вопросов.
— Параметры этой улицы не меняются, поэтому нет.
К чему это я? Это я плавно стараюсь подвести к двум пермским велодорожкам — на Чкалова и на Чернышевского, на которых параметры не менялись уже давно, а велодорожки построили. Ну как построили. Нарисовали. Если есть конкурс на самую плохую велодорожку, то эти две легко бы претендовали на первые два места.
Чкалова
Я проехал один километр — от Героев Хасана в сторону Юбилейного и обратно. Этого было достаточно.
Велодорожка кончилась у остановочного павильона, то есть метров через 100. Интересно, почему? Параметры не позволяют? Когда она начинается снова, идет, пожалуй, самый нормальный участок до ближайшего перекрестка.
Дальше асфальт вспучен, торчат колодцы, высокие бордюры. А на сладкое — мост через Егошиху. Белая полоса осторожно «доползает» до моста и заканчивается. Мост заканчивается, а «велодорожка» внезапно снова появляется. Чудеса! Параметры не позволяют? То есть велосипедист должен доехать до моста, спешиться и идти пешком, ведя рядом с собой велосипед и занимая таким образом в два раза больше места? Должен остановиться, перетащить велосипед через ограждение на дорогу и ехать до конца моста? Что? Тут у меня, извините, бомбануло.
Поднимаюсь по другой стороне в сторону Хасана. Пешеходы, торчащие автомобили, высокие бордюры, столб и даже ограждение. Все эти элементы как бы дополняют велодорожку, неудобно вписываясь в её границы.
Чернышевского
Тут у меня тоже бомбануло. Несколько раз. Давайте просто посмотрим фото.
Какие там ещё варианты для велосипедистов? Дороги и тротуары
— Чего по дороге не едется? — несколько раз слышал от пешеходов.
А не едется. Точнее, далеко не везде. Днём ты глотаешь пыль, на перекрестках тормозишь, уступая автомобилям со второстепенной дороги. Да-да. Ты едешь по главной и уступаешь. Потому что некоторые автомобилисты не считают велосипеды за транспорт. Я понимаю, что таких очень мало, но ведь достаточно одного, чтобы оказаться в реанимации, если не уступить. Ночью на дорогу на велосипеде лучше вообще не соваться. По крайней мере, на незнакомые и на малоосвещенные участки. Если у автомобиля есть возможность осветить себе дорогу, то у велосипедов освещение намного слабее, и осветить путь достаточно не получится. Один камень, открытый колодец или ливнёвка, и всё. Ну или в лучшем случае ссадины. Поэтому пермским велосипедистам и остаётся ездить по тротуарам и по недовелодорожкам. Пешеходы так и будут их ненавидеть и материть, а велосипедисты будут ненавидеть и материть пешеходов в ответ.
Как написал в своём посте в Facebook архитектор Игорь Луговой, генплан Перми образца 2010 года включал в себя «комплексную схему развития сети велосипедного движения». В этом генплане прекрасно всё — и на набережной, и на Компросе есть велодорожки, разработаны несколько маршрутов, есть пункты аренды велосипедов и велостоянки. А общая протяженность велодорожек 750 километров! Круто, да? А по факту? А по факту никто этой комплексной схемой и не занимался. Может, всё сдвинется тогда, когда несколько людей из власти пересядут на велосипеды или когда кто-нибудь займётся популяризацией велодвижения. Давайте ждать и верить.