Город Авиакатастрофа «Боинга» в Перми Девять лет одной трагедии: вспоминаем крушение боинга в Перми

Девять лет одной трагедии: вспоминаем крушение боинга в Перми

14 сентября 2008 года в авиакатастрофе в Перми погибли 88 человек.

Трагедия случилась в пять утра

14 сентября 2008 года. В Перми эту дату знают все. В тот день ранним утром «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд» разбился при повторном заходе на посадку, 88 человек погибли. Но за скупым отчетом о 88 жертвах – человеческая жизнь и человеческое горе.

В местных новостях теперь ограничиваются коротким сухим напоминанинием «о траурных мероприятиях» 14 сентября.

Это – уже сегодня. 14 сентября вновь собирает их вместе. Семьи погибших придут к часовне на месте трагедии. Ровно в пять утра зажгутся 88 лампад.

Спустя девять лет у семей осталось больше вопросов, чем ответов. Родственники так и не согласились с официальной версией следствия, но пересмотра дела не было.

Нам удалось встретиться с очевидцами тех событий и родными погибших.

«Да, мародеры были»

Девять лет назад жители многоэтажек микрорайона Ераничи проснулись от рева самолета. Многие, как признались потом, слышали взрыв. Обломки лайнера рухнули прямо на рельсы Транссиба между Ераничами и Крохалевкой – в нескольких десятках метров от жилых домов. До взлетной полосы оставалось 11 километров. Пилоты сделали все, чтобы увести машину от многоэтажек, твердили очевидцы. «Боинг» едва не упал на проходящий товарный поезд. Машинисту удалось затормозить и не врезаться в обломки.

Обломки самолета были разбросаны на огромной площади

Журналист, военкор Аркадий Константинов на место крушения прибыл вместе с МЧС.

– Тогда я преподавал в Академии госслужбы, – рассказал 59.ru Аркадий Константинов. – И начальник ГУ МЧС генерал Олег Попов был моим студентом, мы были хорошо знакомы. Поэтому в ту ночь меня прикомандировали к одной из эмчээсовских опергрупп. Мне позвонили в пять утра. Несколько часов я был с ними. Сколько жить буду – не забуду того дня. Искореженный металл, от людей остались только клочья, даже на траве была смесь из авиакеросина с кровью.

По словам собеседника, личные вещи пассажиров, в том числе бумажники с деньгами и документы, разлетелись очень далеко, поэтому оцепление раздвинули в строну садовых домиков.

На место трагедии приехали власти

– А в некоторых из них, видать, бомжи обретались – поэтому так быстро прибрели, – отметил Константинов. – Пытались что-то взять, но их всех удалили и обыскали. Да, мародеры были, но их действия пресекли в самом начале, а затем выставили двойное оцепление. Сам Попов надел резиновые сапоги и отдавал команды прямо на месте, поэтому так быстро сотрудники МЧС и выполнили свою работу. Кстати, там было ещё два моих студента из МЧС, один из них – Дмитрий Байнов. Он очень самоотверженно вел себя. Дима приехал усталый, в мокрой робе, но без отдыха приступил к работе. Жаль, тогда никого толком не наградили.

Другие очевидцы сообщали о страшном пожаре. По их словам, обоженные покореженные обломки горели на земле.

Фотограф Алексей Журавлев пришел на место трагедии одним из первых

– Я живу на улице Самолетная, 62а (крайний дом у железной дороги), – так начинается сообщение в соцсети одного из свидетелей катастрофы. – Сидел за компьютером, когда вдруг услышал шум. Смотрю, на улице все красное. Через пару мгновений что-то пролетело и дальше взорвалось. Я за секунду оделся и выскочил на улицу. Побежал я к железной дороге, и тут стали подъезжать первые машины. Тут мне сказали, что точно упал самолет. Мы побежали туда кого-нибудь спасать и, ступая по лужам и падая, звонили в пожарную службу. Но сразу подходить близко не стали – там все взрывалось. Когда мы подошли поближе, то увидели огромные куски железа, руки, ноги... В общем, полная жуть. Кому-то даже стало плохо. Там еще были частные дома. Позже народу стало много, и подъехали пожарные. Из их раций кто-то услышал, что это «Боинг-737». Больше я там находиться не мог... Это было в 200 метров от дома...».

В одном из ближайших домов живет и Алексей Журавлев. По его словам, земля была усеяна сотнями горящих фрагментов самолета.

Пермячка Маргарита Неугодова живет по улице Советской Армии, на субботу пришелся ее день рождения, и в ночь трагедии в ее квартире гости разошлись только под утро.

– В пять утра раздался страшный гул, а еще через две секунды взрыв, – рассказала женщина. – Я увидела зарево. Моя комната выходит во двор. От соседей из другой многоэтажки я узнала, что они видели огромную тень, а потом взметнулся высокий столб огня. Этот дом как раз загораживает наш. Сама я почувствовала взрывную волну, но стекла не вылетели, – На том пустыре, куда рухнул самолет, недавно снесли деревянные бараки и жильцов расселили. «Боинг» упал совсем рядом с нашим спальным районом. При такой скорости расстояние ничтожное. Пилот в последний момент направил самолет на пустырь, благодаря ему живы мы.

«Она торопилась жить»

На столе в рамке стоит фото молодой счастливой пары и крохотная иконка. Фотография стоит здесь уже девять лет.

С Натальей Залазаевой встретиться оказалось непросто. Женщина работает допоздна на кирпичном заводе. «Работа спасает», – говорит она.

Наталья Залазаева, мама погибшей Ольги

За ее спиной в ряд выстроены тяжелые большие кирпичи, которые женщина превратила... в картины. Бегущие лошади, природа, образ княгини Ольги, особенно много Наталья рисует лошадей. А вместо холста женщина взяла то, что каждый день под руками – кирпичи с ее завода.

– Я не художник, я и рисовать-то не умею, – говорит Наталья Залазаева. – Просто беру кисть, рисую на кирпиче и дышать легче.

Наталья спасается творчеством и работой

«Боинг-737» забрал жизнь ее 27-летней дочери Ольги и зятя Сергея. На тот момент всего полтора года прошло со дня их свадьбы. Молодожены возвращались из отпуска.

– Ребята несколько лет не ходили в отпуск, и они летали в Таиланд, – вспоминает Наталья Залазаева. – Возвращались из отпуска 14 сентября. А мы их так уговаривали полететь к бабушке в Харьков на ее 80-летие. Но Сереже надо было быстрее выходить на работу. Я до сих пор себя виню, что не позвонила в Москву еще раз и не попросила их передумать. Когда мы в аэропорте провожали Олю в отпуск, я стояла и думала, под какой же фамилией она полетит. Загранпаспорт был оформлен еще на старую фамилию. И в ту же секунду, как я подумала, она мне отвечает: «Мама, я лечу под фамилией Залазаева. Последний раз полечу с этим паспортом». С сыном я уехала в Харьков, там 13 сентября у моей мамы был день рожденья. А на следующий день я все узнала... Мне позвонил муж. Когда я узнала обо всем, я просто умерла в тот момент. Жизнь разделилась – до и после. У нас брали кровь, опознать никого нельзя было. На работе начинался обед, я просто садилась за руль и ехала к камню у места падения. Сидела там. Каждый день. Оля ушла, а я до сих пор думаю, сколько вопросов я не задала, сколько слов не успела сказать своему ребенку.

На фотографии слева – Ольга, справа – Ольга и ее муж

Про свою дочь Наталья Залазаева говорит просто: «Она торопилась жить, все успеть, всем помочь, не могла мимо пройти». В свои 27 Ольга выучилась на химика-биолога, потом на психолога и еще на менеджмент. Открыла свой бизнес. Прыгала с парашютом, имела третий разряд по парашютному спорту. Потом увлеклась мотоциклами. Ее позывной был Белка.

– Причем она сначала ездила на легком мотоцикле, – вспоминает мама. – Втайне от меня она съездила в Москву и привезла в багажнике машины разобранный мотоцикл. Сама его потом собрала и ездила. Я, конечно, очень переживала. Сережа, глядя на нее, купил и себе мотоцикл. Он однажды упал с него, и с тех пор Оля ездила на его мотоцикле. Первое время Сережа за ней следом на машине ездил: байк был очень тяжелый, в случае падения Оля не подняла бы его. Она могла ночью сорваться и спешить к подруге, которой надо было помочь выехать. Друг не на словах, а на деле. И она с детства такая была. Однажды рыжего котенка подобрала в подъезде. Такой умный кот был. Все девять лет жил у нас, напоминал о моей Оле. Недавно его не стало, ушел к Оле.

В первые дни на месте крушения появился стихийный мемориал

Сейчас Наталья Залазаева – глава инициативной группы родственников погибших. Каждый год семьи дважды выходят на субботник к месту падения. Они высадили аллею из 88 деревьев. В первые годы неизвестные поджигали мемориал, потом вандалы обрезали все провода, частично разобрали железную лестницу. Кто-то выкопал часть саженцев деревьев.

Каждое 14 сентября родные погибших запускают в небо воздушные шары

Каждый год в день памяти из толпы идущих с портретами пассажиров выделяется один человек. Это очень пожилой мужчина. Он несет сразу пять портретов. Погибла вся его семья. У пермского омбудсмена Татьяны Марголиной трагедия забрала дочь, внучку, зятя. Каждый год, начиная свое выступление на митинге скорби, она обращается к присутствующим не иначе как: «Мои родные».

О расследовании

Уже давно обнародованы характеристики «Боинга-737», разбившегося в Перми. Год выпуска – сентябрь 1992 года. Судно было взято в аренду на период с 28 июля 2008 года по 21 марта 2013 года. Предыдущий эксплуатант – Xiamen Airlines, Китай.

Спустя полгода после трагедии обнародовали и официальную версию, почему разбился лайнер. По официальным данным следствия, все случилось из-за ошибки экипажа. Виновником трагедии признали командира воздушного судна Родиона Медведева. Еще в феврале 2010 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета заключила: «Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем на заключительном этапе полета». В заключении также говорилось о недостаточном уровне профессиональной подготовки экипажа, а также о том, что в организме пилота был обнаружен алкоголь.

С первых дней после трагедии уже появилась информация, что во время полета пилот разбившегося самолета Родион Медведев вел себя неадекватно. Диспетчер Ирек Бикбов, который вел самолет до момента аварии, рассказал о весьма странном поведении пилота «Боинга»: «Экипаж принял указания, но не выполнял их. И потом я дал ему курс правый разворот, а он пошел влево. И сам спросил: «А нельзя нам зайти с этого захода?» – как будто спешил почему-то. Я спросил его: «У вас все в порядке?» – он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: «Нет, выполняйте повторный заход», – и «повел» его снова по схеме, как положено. По локатору было видно, что высота начала уменьшаться. Тогда я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет на следующем круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И где-то, когда высота была 600, я услышал крик: «А-а-а!» – и потом мат. Я ответил ему: «Сохраняйте 600!» Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал».

Обломки самолета как вещдоки собрали на аэродроме

Был решен вопрос компенсаций. Страховая компания и «Аэрофлот» выплатили суммы от 200 тысяч до двух миллионов рублей. В восемь раз больше, чем семьям других жертв, 16 миллионов рублей выплатили близким погибшего в катастрофе Героя России генерала Геннадия Трошева, так как свои права на возмещение ущерба в суде предъявили сразу шестеро родственников генерала.

Неоднократно семьи погибших пытались добиться пересмотра уголовного дела. В официальную версию трагедии они не верят до сих пор.

– Когда прошло первое расследование, обвинили летчика, что он якобы оказался пьяным, – отметила Наталья Залазаева. – Я до сих пор повторяю и, наверно, с этой мыслью и умру, если от наших родных ничего не осталось, самолет взорвался и сгорел, то как проверили его кровь? Сейчас я выскажу свое мнение. Пассажиры погибли 14 сентября, а хоронила я своих ребят только 20 октября, спустя 39 дней. Алкоголь в крови держится всего неделю. Учитывая, что невозможно было сразу определить, где чьи останки, как могли с такой точностью определить, что именно в крови пилота был алкоголь. Там, наверно, и крови-то не осталось. Как могли объявить летчика пьяным?

Сначала расследование велось в Перми. Потом все документы увезли в Москву.

– Мы ничего не могли добиться. Нам обязаны были предоставить все материалы. Всем родным, – продолжает Наталья Залазаева. – Мы имели право ознакомиться с ними. Нам ничего не дали. Мы несколько раз возвращали дело. Когда исполнилось пять лет после трагедии, приезжали родственники летчиков из Украины. Мы разговаривали с ними. И мы им открыто сказали, что не виним их родных, их мужей. Спустя девять лет я понимаю, что мне не станет легче, если я узнаю правду. Дело не пересмотрели, мы уже больше не пишем. Сейчас органы могут ссылаться, что истек срок давности. Самолет, точнее собранные обломки, долго лежали на аэродроме, сейчас, скорее всего, его утилизировали. Я думаю, теперь концов не найти.

Родственники погибших склоняются к версии, что это был теракт.

– Мы все понимаем, что тут скрывать, это был теракт, – подчеркнула Наталья Залазаева. – Как объяснить, что нашли в одной куче телефоны, нашли много документов, собранных в одном месте. Почему так долго все скрывали? Многие уверены, что самолет летел на ПНОС. Могло погибнуть гораздо больше людей. В момент падения там близко шел поезд. Кроме того, там вокруг столько жилых домов. Если бы самолет упал на ПНОС, тут не было бы ни Нагорного, ни Кондратово, ни Индустриального района. Поэтому мы живем благодаря нашим ребятам.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе

«Они вернулись почти домой»

Сейчас у места катастрофы возвышается 88 колонн-свечей. В центре на плите написаны имена всех пассажиров.

– За эти годы мы, родители, породнились между собой кровью наших погибших детей, – сказала в конце Наталья Залазаева. – Когда в день памяти мы посылаем 88 шаров в небо, мы пишем все имена, все до одного. 14 сентября в пять часов утра мы читаем панихиду, зажигаем лампады, и тогда мне кажется, что наши дети в этот момент стоят рядом с нами. А когда отпускаем шары в небо – часть сердца улетает туда вместе с ними.

88 белых колонн выстроены полукругом
Родные зажигают 88 лампад по числу погибших пассажиров
Фото: Алексей Журавлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем