Каждый год в начале июля сотрудники ГИБДД по всей стране отмечают свой профессиональный праздник. Более 80 лет дорожная полиция охраняет безопасность на наших дорогах. В честь этого события портал 59.ru вспомнил историю Госавтоинспекции в Прикамье. Подробности – в нашем материале.
История ГИББД начинается в далеком 1918 году, когда на подразделения милиции возложили обязанности по контролю порядка на дорогах. В 1930-х годах эти обязанности перешли к НКВД СССР (Народный комиссариат внутренних дел. – Прим. ред.). В те годы Пермская область входила в состав Свердловской области, и первые дорожные подразделения НКВД создавались в обоих регионах одновременно.
В 1936 году в пермской автоинспекции служили четыре человека: три автоинспектора и автотехник. По одному сотруднику было в Кудымкаре, Кунгуре и Усолье. В том же году 3 июля Совет народных комиссаров СССР утвердил положение о Государственной автомобильной инспекции – этот день и стал днем рождения Госавтоинспекции.
В 1938 году Пермская область стала самостоятельным субъектом в составе РСФСР. В управлении НКВД по Пермской области была образована служба Госавтоинспекции, которая размещалась на улице Ленина, 17, где в то время находилось первое отделение милиции города Перми. Первым начальником Госавтоинспекции в Прикамье был лейтенант Михаил Гольденберг.
К 1940 году в отделе ГАИ к тому моменту уже Молотовской области работало уже 15 человек. В остальных городах и районных центрах было 13 госавтоинспекторов.
– В то время штат сотрудников был небольшой, но ответственность на них лежала огромная. ГАИ регистрировала автомобили, выдавала на них паспорта, технические талоны и другие необходимые документы, следила за использованием автомашин, кроме того, вела строгий контроль за расходованием горюче-смазочных материалов, – рассказывается на сайте прикамской полиции.
В 1956 году в Перми на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса (сейчас улица Сибирская) появился первый светофор. К тому времени Гоавтоинспекция активно развивалась – рос штат сотрудников, появлялась новая техника. В 1960 году в СССР были введены единые правила дорожного движения, контролировать которые поручили ГАИ.
С ростом количества автотранспорта и увеличением протяженности дорог в 1970-х годах ГАИ расширяло свои функции. Например, на ведомство возложили пропаганду безопасности движения и обслуживание светофоров.
В 1990-х годах Госавтоинспекцию Пермской области ждало реформирование. Возглавлял ГАИ в то время Владимир Мовчан. С его именем связывают создание первой радиостанции для водителей «Авторадио» и телеканала «АвтоТВ». Также при Мовчане началась разработка аппаратно-программного комплекса «Сова-2», который позволил сотрудникам ГАИ моментально считывать номера автомобиля и узнавать данные о его владельце.
В 1998 году Госавтоинспекция получила свое сегодняшнее название – ГИБДД. Сейчас пермские госавтоинспекторы, как и их коллеги в других регионах, обеспечивают безопасность на наших дорогах, контролируют содержание дорог, регистрируют транспорт, занимаются поиском угнанных машин, охраняют первых лиц государства, следят за общественным порядком во время массовых праздников, занимаются пропагандой безопасности дорожного движения.