В Перми показатель отравления и смертности от спиртосодержащих жидкостей типа «Боярышник» остается высоким и ежегодно превышает среднероссийский. Мы прошлись по городским аптекам и выяснили, насколько доступны сейчас, сразу после трагедии в Иркутске, эти настойки. Оказалось, что купить их не мешает абсолютно ничего.
Накануне в редакцию 59.ru позвонила читатель.
– Девушка, миленькая, я не знаю, куда мне обращаться, но вы же СМИ, вы, наверное, что-то можете сделать, – дрожащий женский голос на том конце телефона. – Надо запретить настойку эту, «Боярышник». Ее же на каждом шагу продают. У меня муж спивается…
Изъять из розничной продажи спиртосодержащую продукцию, в том числе «Боярышник», предложил премьер-министр Дмитрий Медведев. Правда, уже после случившейся трагедии: 19 декабря в Иркутске от отравления смертельной жидкостью умер 52 человек. Все погибшие накануне пили концентрат для ванн «Боярышник», в составе которого указан этиловый спирт. На деле в нем содержался смертельно опасный метанол (метиловый спирт).
В настойке «Боярышник», которая должна применяться для поддержания работы сердца, а также в лосьоне, функция которого – обработка ран, также содержится этиловый спирт, 75% от объема продукта. Оба варианта продукта относятся к так называемым жидкостям двойного назначения: их чаще используют внутрь, чем наружно, несмотря на написанное на упаковке предупреждение. Купить их в Перми можно буквально на каждом шагу – в аптеках. Также в городе периодически появляются, но быстро закрываются надзорными органами автоматы по продаже лосьона.
Мы решили узнать, повлиял ли трагический случай в Иркутске на продажу «Боярышника» в Перми. В аптеку направляется самая юная на вид журналистка.
– У вас есть корень солодки?
– Нет.
– А «Боярышник»?
– Какой нужен?
– Жидкий.
«Боярышник» девушке продают с небольшим недоумением, но ничего не спрашивая, в том числе про возраст. Стоимость бутылечка 25 мл – 15 рублей.
В следующей аптеке проблем с покупкой тоже не возникает. Спрашиваем про наличие нужных таблеток, а потом переводим разговор на «Боярку». Не моргнув глазом, аптекарь продает нам еще один 25-миллилитровый бутылек. Здесь он еще дешевле – 13 рублей 50 копеек.
К третьей аптеке чувство стыда при покупке «Боярышника» уже не мучает, слишком безэмоционально и молчаливо воспринимают такую потребность населения провизоры. В очереди перед нами – мужчина неопрятного вида, однако покупает он настойку перца стручкового – еще один тренд в мире дешевого аптечного алкоголя. Судя по количеству пустых коробочек от него в самой аптеке, популярен он больше, чем «Боярышник». Спрашиваем у продавца, почему. Девушка заметно раздражается.
– Статистики не веду, – сухо отвечает она.
Третий бутылек настойки боярышника нам также продают без вопросов, лишь с легкой брезгливостью. Никаких предупреждений о том, для чего это можно использовать. За этими разъяснениями обращаемся к специалисту.
– Помимо этилового спирта, особенно в косметических средствах типа «Боярка», в таких жидкостях могут содержаться любые химические добавки и технические спирты, в том числе токсичный метиловый спирт, который смертельно опасен, – отмечает в разговоре с 59.ru главный нарколог Перми Лариса Юркова. – Эта гремучая смесь очень агрессивна к внутренним органам. В частности, он разрушает клетки мозга и печени, также очень серьезно влияет на сердце: развивается патология сердечной мышцы. Быстрота летального исхода при регулярном употреблении этого яда зависит от организма человека и от степени токсичности вещества. В Перми ежегодно показатель отравления и смертности от спиртосодержащих жидкостей остается высоким и превышает среднероссийский, хотя в целом за последние несколько лет идет на убыль. Когда к нам поступает пациент с тяжелой алкогольной интоксикацией, в 90% случаев это – отравление «Боярышником». Кроме того, есть еще одна опасность – сейчас продавцы пытаются замаскировать спиртосодержащие жидкости, чтобы обойти акцизы и разного рода ограничителями, они называют их косметическими средствами. Их пьют люди, которые употребляют все без разбора.
Если с аптечным «Боярышником» все понятно, то с той отравой, из-за которой в Иркутске умерло 52 человека – нет. Заходим в несколько хозяйственных в центре. Продавцы разводят руками – нет, не было у них «Боярышника» для ванн.
– Так ведь, наверное, не та «Боярка» нужна, пьют-то не концентрат, – уточняет девушка за прилавком.
В ее отделе косметики и бытовой химии «жидкости двойного назначения» выставлены отдельно, кучкой, по центру витрины – ждут своего покупателя.