Белогорский Свято-Николаевский монастырь
Пермский звериный стиль
Пермский балет
Кунгур
Перепечи
Самовары и медные колокола Суксуна
Чердынь
Обвинская роспись
Посикунчики
Хохловка
Пермские боги
Пэляны
Бардымская тюбетейка
Свято-Никольский монастырь
Новый год стучится в дом! Самое время планировать путешествия с семьёй и друзьями. К счастью, Пермский край богат на достопримечательности и традиции.

Совместно с компанией «ЛУКОЙЛ» мы подготовили интерактивную игру-генератор. Здесь отражена многовековая история и любовь жителей к родному краю. Жмите на кнопку, вращайте барабан и отправляйтесь в путешествие, которое больше по душе. Оно может быть на несколько сотен километров или до ближайшей булочной.
В Прикамье интересно, как ни крути
Достопримечательности и традиции родного края
Кунгурский район
Одна из визитных карточек Пермского края — Белогорский монастырь. Его часто называют Уральским Афоном. Свое название монастырь получил в честь горы, на которой построен. Белой ее прозвали оттого, что здесь долго не тает снег. Да и зимой, в морозы, она белым-бела от инея, которым покрываются деревья и постройки.

Издавна в этих местах были скиты старообрядцев. В 1891 году здесь поставили огромный деревянный крест высотой более 10 метров в честь спасения цесаревича Николая от покушения в Японии. Вскоре на этом месте появился первый деревянный храм. А в 1902 году здесь заложили каменный Крестовоздвиженский собор, который и стал практически символом Прикамья. Строили его 15 лет.

В советское время собор был закрыт, а в 1980 году здесь произошел пожар. Но во время перестройки здание вернули церкви и начали восстанавливать.

Сейчас это место паломничества и отдыха не только для жителей Прикамья, но и для всех россиян.
Пермский звериный стиль сейчас называют одним из основных брендов края. Хотя истоки его лежат в VI–XII веках нашей эры. Это литые бронзовые украшения и резные предметы быта, сделанные из кости и дерева. Создавали их жители, населявшие в те времена Урал. Сложность исследования звериного стиля в том, что у этой культуры отсутствовала письменность.

В нём встречаются гребни с ящерицами, подвески в виде коней, фигурки птиц, но особенно много изделий с изображением медведей. Это шумящие подвески, пряжки, брошки и различные пластины.

Встречаются и смешанные антропоморфные существа, например человеколось.

Сейчас элементы пермского звериного стиля органично вписываются в современную городскую среду. Они появляются в оформлении зданий, памятников, малых архитектурных форм.

Пермь на весь мир славится своей балетной школой. Деревянное здание театра оперы и балета было построено в 1864 году, а новое каменное здание открыли в 1878 году.

Во время Великой Отечественной войны в Пермь эвакуировали артистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас это Мариинский театр). А также педагогов и учеников Ленинградского хореографического училища.

В Перми выступали такие звезды балета, как Галина Уланова, Наталья Дудинская, Татьяна Вечеслова. После этого девочки и мальчики потянулись в хореографические классы, и Пермь уже невозможно было представить без балета.

Именно в Перми Арам Хачатурян написал балет «Гаянэ», а Сергей Прокофьев завершил работу над «Золушкой».

Сейчас театр оперы и балета продолжает традиции, и на премьеры приезжают зрители со всей страны, а сам театр ежегодно получает престижные премии.

Кунгур — один из интереснейших городов Пермского края. Он был основан в 1663 году. Город расположен на реках Сылва, Ирень и Шаква. Свое название Кунгур получил по одноименной реке, которая впадает в Ирень. Именно там несколько веков назад был построен первый острог.

Центр города интересен своей исторической застройкой. Многим домам здесь более сотни лет. С 1970 года Кунгур включен в список исторических городов России.

Кунгур получил широкую известность благодаря ледяной пещере. Кунгурская ледяная пещера — одна из самых популярных достопримечательностей Урала и уникальный природный памятник. Пещера известна более 300 лет, но для массового посещения она открылась в 1914 году. Длина ходов составляет более 8 километров. Здесь насчитывается 48 гротов и более 70 озер.
Перепечи — одно из самых известных блюд удмуртской кухни. В Пермском крае оно также распространено. Это ватрушка из пресного песочного теста с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, обычно залитой сверху яйцом либо смесью яйца и молока.

Название образовано от глагола печь, поскольку именно так и готовят перепечи.

Поселок Суксун называют родиной самовара. В XVIII веке Акинфий Демидов построил на маленькой речке плотину и спустя два года запустил медеплавильный завод, который изготавливал медную посуду, колокола и самовары.

Суксунские самовары известны меньше, чем тульские. Хотя первое упоминание в документах именно за ними — за суксунскими. После отмены крепостного права в городе появилось множество кустарных производителей самоваров, которые переняли заводской опыт. Их изделия пользовались большим спросом.

Самовары здесь производили различных форм: в виде амфоры, полностью круглые в виде банки и в виде репки. К Олимпиаде 1980 года в Суксуне изготовили почти 50 тысяч самоваров с олимпийской символикой. Они, конечно, были электрическими.

Сегодня в поселке самовары уже не производят — завод закрылся в начале 2000-х годов. В местном историко-краеведческом музее целая экспозиция посвящена медному промыслу и в том числе изготовлению самоваров.

В 2006 году здесь открыли первый в России памятник самовару. Его высота 3 метра, а весит он почти тонну.

Чердынь — один из старинных городов в Пермском крае да и на всем Урале. Он расположен на севере региона. Именно Чердынь называют Пермью Великой. Дата основания города неизвестна, но первое письменное упоминание относится к 1451 году.

Город до сих пор сохраняет исторический облик и переносит гостей будто на сотни лет назад. Это практически музей под открытым небом.

В Средние века Чердынь считалась не только торговым, но и религиозным центром. В городе было построено множество церквей и храмов. До наших времен сохранилась церковь Успения Богородицы. Сейчас здесь расположен Музей истории веры, который является частью Чердынского краеведческого музея.

Здесь же получила широкое распространение уникальная деревянная скульптура — изображение Иисуса Христа.

Обвинская роспись — яркое явление в народных росписях Прикамья XIX — начала XX века. Такими узорами украшали деревянную утварь: прялки, посуду, игрушки. В центре композиции, как правило, располагался цветок «обвинская роза», а растительные узоры в виде травы, плодов и длинных стеблей заполняли свободное пространство. Основные цвета в росписи — зеленый, красный и желтый. Черными и белыми штрихами подчеркивали узоры, добавляя визуального объема.

Точное время возникновения такой росписи неизвестно. Самые ранние упоминания относятся к 1870-м годам. Предположительно традиция появилась в Сретенской и Кривецкой волостях Пермского уезда на реке Обве. Сейчас обвинская роспись широко представлена в доме народного творчества «Губерния».

Посикунчики — маленькие жареные мясные пирожки, похожие на вареники. Как правило, для их приготовления используется дрожжевое тесто из пшеничной муки. В качестве начинки — мясо, капуста, картофель и грибы. От других пирожков посикунчики отличаются тем, что внутри должна быть сочная начинка, которая при укусе буквально брызжет. Одна из версий появления названия посикунчиков связана именно с этим.

Кулинары до сих пор спорят о происхождении посикунчиков, но местные жители передают рецепты посикунчиков из поколения в поколение. Сейчас традиционную пермскую кухню уже невозможно представить без этих сочных мини-пирожков на один укус.

Хохловка — архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 году. Для посетителей он открылся 17 сентября 1980 года. Музей расположен на живописном берегу реки Камы. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. В его составе более двух десятков уникальных памятников конца XVII — первой половины XX веков.

Хохловка — это место притяжения туристов. Здесь можно не только посмотреть на деревянные здания столетней давности, зайти в них и увидеть быт предков. Постройки удачно вписаны в ландшафт: одни стоят в чистом поле, другие — в тени деревьев, третьи — на берегу реки. Так что на прогулку по Хохловке можно отправляться на целый день.
«Пермские боги» — деревянная храмовая скульптура, распространившаяся на территории Пермского края в XVII–XIX веках. Она уникальна тем, что сохранила элементы языческой культуры, а также впитала влияние западноевропейского барокко. С приходом христианства мастера вместо прежних идолов из дерева стали вырезать образ Иисуса Христа, святых. Часто Христа изображали на кресте или сидящим в темнице. Лики скульптур выражают кротость, смирение, мученичество.

Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII — началу XVIII веков. Примерно в это же время церковь запретила объёмные изображения святых. Нельзя было «иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные». Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур.

Сейчас большая коллекция деревянной скульптуры находится в Пермской художественной галерее. Но изначально они появились в церквях и храмах Перми Великой, то есть в Чердынском районе.

У коми-пермяков по сей день остается традиция игры на многоствольных флейтах пэляннэз. Пэляны еще называют флейтами Пана. А с коми-пермяцкого языка это название переводится как просто дудки.

Традиционно пэляны изготавливали из стеблей трубчатых растений или полых костей водоплавающих птиц. Существуют два вида таких флейт: с 2–3 дудками и многоствольные, в которых от 6 до 9 дудок.

Звучание пэлян негромкое и легкое. Кстати, это женский инструмент. Игре на многоствольной флейте девочек начинали учить лет в 6–8. С годами их мастерство должно было только возрастать. После замужества разрешалось играть только искусным мастерицам.

При этом определенные наигрыши ассоциируются с голосами птиц, а также соответствуют временам года.
Домашним и летним выходным убором пермских татар и башкир считается тюбетейка «тебети». Такие шапочки шились из плиса, бархата, плюша преимущественно черного цвета. Тюбетейки имели особую, характерную только для этих народов, форму: невысокий околыш и полусферический верх. Праздничные тюбетейки богато вышивались цветными нитками и бисером.

Традиционным узором считается ярфак, то есть лист. Также бардымскую тюбетейку расшивают колокольчиками, ромашками, гусиными лапками.

В Бардымском районе сохраняется технология изготовления тюбетейки, ею владеют современные мастерицы. Этот головной убор является обязательным элементом национального костюма. Сейчас тюбетейки до сих пор надевают при посещении мечети, при чтении молитвы, на свадьбы или во время приема дорогих гостей.

Храм в селе Николаевское Чернушинского района заложен в 1854 году и строился на средства благотворителя Павла Дмитриевича Дягилева, деда импресарио «Русских сезонов» Сергея Дягилева). Иконы для иконостаса меценат подбирал лично.

В советский период храм был в упадке, но в 1990-х годах началось постепенное восстановление. Храм находится в долине реки Танып неподалеку от Чернушки. Сейчас здесь располагается Свято-Никольский женский монастырь. В монастыре есть и небольшой музей истории семьи Дягилевых.

Просмотров: 17 631