«СТАР»:
где рождается интеллект двигателя и почему сегодня работать на заводе — престижно
В Перми есть уникальное производство, аналогов которому в России практически нет. В советские годы на Пермском заводе имени М. И. Калинина (сейчас АО «ОДК-СТАР», входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) выпускали карбюраторы для двигателей. Именно эти моторы поднимали в небо самолеты, на которых летали герои Великой Отечественной войны. Сейчас здесь производят системы автоматического управления (САУ) современными газотурбинными двигателями — как авиационного, так и промышленного применения. В их числе САУ ПД-8 (для самолета SSJ New) и САУ ПД-14 (для самолета МС-21-310).
Супер -
Рассказываем, как «ОДК-СТАР» участвует в импортозамещении, почему работать на заводе — это престижно, как студенты могут учиться, получая дополнительную стипендию в 30 тысяч рублей, и как хватает терпения собирать изделия, в которых по пять тысяч мельчайших деталей.
С
Т
А
Р
«СТАР» – так с 1994 года называлось Пермское агрегатное конструкторское бюро, созданное в 1957 году. А Пермское агрегатное производственное объединение им. Калинина в 1992 году стало акционерным обществом «Инкар». В 2011 году серийный завод и КБ объединились в предприятие АО «СТАР» (с 2016 года – АО «ОДК-СТАР»).
топливопитания
системы
регулирования
и автоматического
История легендарного производства началась сто лет назад в Москве. Там в 1922 году появился карбюраторный завод № 33, в конце 1930-х завод-дублер начали строить в Перми, а в октябре 1941-го на Урал перевели всё производство.
Кликайте на таймлайн, чтобы узнать подробности
Основание московского завода № 33 по производству авиакарбюраторов
Строительство завода-дублера в Перми
Начало серийного выпуска карбюраторов для Ан-2
Эвакуация московского завода в Пермь
Выпуск по 1000 карбюраторов в сутки
Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за вклад в Победу
Производство автоматов регулировки топлива для реактивных двигателей
Производство агрегатов для ракетной техники
Открыт Музей трудовой славы предприятия
Построен новый корпус для электронного производства
Освоен серийный выпуск САУ-3048 для двигателей самолета МиГ-31
На базе Пермского карбюраторного завода и Губахинского машиностроительного завода создано Пермское агрегатное производственное объединение
Построен новый корпус для электронного производства
Начало серийного производства САУ-90 для двигателей ПС-90А.
Зарегистрирован товарный знак «Инкар» («инструменты и карбюраторы»).
Приватизация предприятия
Начало работ над созданием САУ двигателем ПД-14
Начало серийного выпуска агрегатов для вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500, разработана двухтопливная система управления морским газотурбинным двигателем
Объединение ОАО «Инкар» и ОАО «СТАР» в одно предприятие — АО «СТАР»
Разработан насос-регулятор для двигателя ВК-2500
Начало серийного выпуска агрегатов для двигателей ТВ7-117СТ-1 (для самолета Ил-114-300); освоение САУ перспективных двигателей ПД-8 и ПД-35
Собран первый комплект САУ двигателя ПД-8
Первый карбюратор был выпущен в Перми в 1940 году. Кстати, с различными модификациями его выпускали вплоть до 2000-х. А в первый год их изготовили 600 штук, для того времени ощутимое количество. Но уже в 1941-м производство выросло в десятки раз — до 150 тысяч. А потом чем дальше, тем больше — стали выпускать по тысяче штук в сутки.
— Что такое карбюратор? Это прибор для смешивания воздуха и топлива, — объясняет руководитель музея «ОДК-СТАР» Владимир Ивашкевич. — Идеальная пропорция — 15 весовых частей воздуха на одну часть бензина. Благодаря карбюраторам эти пропорции выполняются очень четко, но с самолетом всё не так просто. Он за короткое время поднимается на большую высоту, где меняется и температура, и давление, самолет может выполнять фигуры высшего пилотажа — всё это конструкторы должны предусмотреть.
Самым массовым в годы войны стал карбюратор К-105 для самолетов Як и Пе-2. Кстати, именно на Пе-2 летал пермяк Анвар Гатауллин, Герой Советского Союза. Он направил свой падающий самолет на позиции противника.

Следующим важным шагом стало создание агрегатов для ракет и реактивных двигателей. Это сложнейшие системы регулировки топлива, которые реагируют на все изменения в условиях полета и работы авиадвигателя.
Уже в 1960–1970-е годы руководство завода понимало, что будущее двигателестроения — за электроникой. Тогда главный конструктор Алексей Полянский основал новое направление — электронные системы управления. Шаг был действительно пророческим.

ПС-90А стал первым российским авиационным двигателем в своем классе, оборудованным электронной цифровой системой автоматического управления. Система САУ-90 представляет собой совокупность основной электронно-гидромеханической системы и резервной гидромеханической системы.
— Только представьте себе сложность и точность агрегатов, которые здесь производят. Допуск составляет всего 3–5 микрон. Для сравнения: толщина человеческого волоса — 70 микрон, — приводит пример Владимир Ивашкевич. — А деталей в агрегате обычно по несколько тысяч.
А теперь про ПД-8 и ПД-14 чуть подробнее. Ведь именно с этими двигателями авиационная отрасль России в ближайшие годы выйдет на новый уровень. И «ОДК-СТАР» играет во всём этом важную роль. Как будет вести себя двигатель в полете, во многом зависит от сопутствующей автоматики.
Именно в Перми:

✔ карбюратор для самолетов Ан-2;
✔ агрегат для первого реактивного авиалайнера Ту-104;
✔ системы автоматического управления перспективными авиадвигателями ПД-8, ПД-14 и ПД-35.
— Система автоматического управления — это «мозги» двигателя, — объясняет первый заместитель главного конструктора, начальник опытно-конструкторского бюро Елена Долгих. — Гидромеханика отвечает за подачу топлива, а электроника управляет этим процессом. Для этого наши программисты разрабатывают системы, которые умеют «разговаривать» с двигателем и самолетом на одном языке. Удобно, что у нас на одном предприятии есть и конструкторы, и производство, и послепродажное обслуживание. Это значит, что нам внутри компании проще договориться и отточить всё до идеала.
При разработке агрегатов для ПД-14 конструкторы проанализировали международный опыт. Перед ними стояла нестандартная задача— по многим характеристикам двигатель должен превосходить мировые аналоги. Например, без отказов налетать 40 тысяч часов, тогда как обычно этот показатель — 10 тысяч часов. Эти двигатели устанавливаются на новый российский лайнер — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский МС-21-310.
В ПД-8 задача несколько другая — по сути, он создается для замены французского двигателя SaM146, который устанавливался на «Сухой Суперджет 100».
Серийное производство полностью импортозамещенных самолетов SSJ New и МС-21 с российскими двигателями начнется в 2023 году.
Над задачей работают десятки инженеров, чтобы у современных отечественных самолетов были не менее современные двигатели. Например, молодой специалист, инженер-технолог Тимофей Голдобин. Ему всего 27 лет, последние 4 года он работает на «ОДК-СТАР». Занимается новым перспективным направлением — аддитивными технологиями, проще говоря, 3D-моделированием.
— Вот, например, крышка на дозатор топлива двигателя ПД-8. При изготовлении традиционным путем возникают пластические деформации конструкции, а также много материала уходит в отходы, — объясняет Тимофей. — Получается, что лучше печатать ее на 3D-принтере. Пока мы еще на этапе тестов и испытаний, но в скором будущем подтвердим качество деталей, изготовленных таким образом, и начнем серийное производство.
На «СТАР» Тимофей пошел по совету мамы, которая тоже здесь работает, и не пожалел. Молодой специалист увлечен своей профессией, и коллеги это ценят. В этом году кандидатуру Тимофея Голдобина выдвинули на российскую премию «Авиастроитель года» в номинации «За создание новой технологии».
«Мне здесь нравится, и коллектив хороший. Направление перспективное и интересное».
Пока Тимофей экспериментирует с 3D-принтером, детали всё же вытачивают на станках. Целиком агрегаты собирают в сборочном цехе. В некоторых из них содержится по 5–6 тысяч деталей.
— В сборочном цехе работают более 400 человек, слесарей механосборочных работ порядка 140. Дело в том, что агрегат надо не только собрать, но и настроить его для корректной работы. На это может уйти довольно много времени, — объясняет замначальника сборочного цеха «ОДК-СТАР» Алексей Иващенко. — Для сравнения: вот такой небольшой прибор, который называется «дифференциал» и поддерживает обороты у двигателя, собирается за три дня. В нем масса мелких деталей.
Слесарь механосборочных работ Марина Максимова сейчас работает над агрегатом, который управляет двигателем. У нее, как и у многих сотрудников, на предприятии трудится практически половина семьи. Рабочие династии для «ОДК-СТАР» — привычное дело.
— Такой агрегат я собираю примерно часов за пять, — рассказывает Марина. — Конечно же, свою работу выполняю строго по техпроцессу. Здесь всё четко прописано, что за чем должно идти. Уже заканчиваю сборку, осталось буквально пару операций сделать, и всё будет готово.
Сейчас на «ОДК-СТАР» работает 4,5 тысячи человек, а нужно еще больше.
Ведь перед предприятием стоят масштабные цели по импортозамещению.

— У нас большие задачи в связи с госпрограммой по изготовлению самолетов до 2030 года, — рассказал управляющий директор «ОДК-СТАР» Сергей Попов. — Мы есть практически в каждом перспективном проекте по производству двигателей для гражданской авиации: ПД-14, ПД-8, вертолетная тематика. Ведь мы ключевой и один из немногих в стране поставщиков топливной автоматики.

По словам Сергея Попова, для того чтобы развернуть производство на полную мощность, необходимы инвестиции. Не только на оборудование, но и на строительство трех новых корпусов.
Действительно, изменения видны. Взять хотя бы отдельно стоящий на ул. Яблочкова корпус, в котором расположен цех электронного производства. За последний год здесь навели порядок: избавились от ненужных приборов, отремонтировали инструментально-раздаточную кладовую, участок комплектования, заготовительный участок, создали сборочный зал, оборудовали удобные раздевалки с санузлами и места питания, которых раньше вообще не было. Продолжается замена окон, создание необходимого микроклимата. Казалось бы, как это всё отражается на производстве?
«Задача — не просто расставить станки, а создать условия для людей, чтобы было комфортно работать, — уточняет директор. — Значит, надо принимать современные инфраструктурные решения. Мы начали этим заниматься — сейчас идет подбор оборудования, расчеты и планирование».
— Самым прямым образом. Мы сокращаем лишние передвижения, занимаемся оптимизацией производственных операций, четко разделили производственные и непроизводственные зоны, технологии представили в картинках, которые понятны любому сотруднику, — всё это помогает изготавливать «мозги» двигателей при постоянно растущем спросе на них, — объяснил директор по развитию производственной системы Антон Кузнецов, — план производства плат ежегодно увеличивается в два раза.
Здесь эти платы собирают как вручную, так и автоматически. Работа требует ювелирной точности. Все агрегаты обязательно проверяют на испытательных стендах: при вибрации, жаре и лютом холоде.
Условия участия в программе «Крылья Ростеха»:

✔ суммарный балл ЕГЭ от 220 баллов;
✔ английский язык не ниже А2;
✔ средний балл аттестата не ниже 4.
Несложные операции уже производят студенты-стажеры. На завод они попали по программе «Крылья Ростеха». Именно она должна помочь предприятию взлететь на необходимые высоты. Это спецпрограмма обучения, которую разработали на «ОДК-СТАР». Высококвалифицированных новых сотрудников завод готовит сам вместе с преподавателями пермского политехнического университета. Ищут ребят, которые заинтересованы в таком обучении.
— В прошлом году мы выбрали 20 абитуриентов, которых заинтересовал проект, — рассказал директор по персоналу «ОДК-СТАР» Егор Королев. — Показывали и рассказывали, как это здорово — заниматься разработкой техники, создавать системы автоматического управления двигателем. Начальник ОКБ Елена Долгих разработала для ребят курс по введению в профессию. Кроме того, во время учебы они могут получить рабочую специальность. Например, в этом году проходили обучение на монтажника радиоэлектронной аппаратуры. Сами паяли элементы и целые платы, практиковались больше двух месяцев.
Сейчас закончен новый набор в рамках проекта «Крылья Ростеха». 29 абитуриентов поступили на «бюджет» на электротехнический факультет ПНИПУ (специальность «Управление в технических системах») и на аэрокосмический факультет (специальности «Энергетическое машиностроение» и «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»).
Мотивация:

✔ дополнительная стипендия от «ОДК-СТАР» для «крылатых» студентов — 20–30 тысяч рублей в зависимости от успеваемости;
✔ оплата общежития, транспортной карты, интернета, мобильной связи;
✔ углубленное изучение английского языка и IT-технологий;
✔ оплачиваемая практика;
✔ трудоустройство на предприятии.
— У нас один из конструкторских отделов занимается разработкой гидравлических систем — актуальная для завода специальность. Но сейчас квалифицированных специалистов очень мало, надо их взращивать самим. Так что наша задача — максимально восстановить эту специальность в рамках ПНИПУ, — считает Егор Королев.
Большие надежды на молодых специалистов возлагает и Елена Долгих. Она уже на своем опыте убедилась, что ребята стоят всех вложенных сил.
— Я всегда активно брала студентов на стажировку. Да, я понимала, что они будут работать мало и поначалу не очень качественно, — призналась Елена Долгих. — Но со временем они всему научились. Сейчас многие из них уже руководители бригад. Знаю, что на них можно положиться. Если мы сами не воспитаем этих детей, нам неоткуда будет брать сотрудников.
По мнению директора, предприятие даже со столетней историей должно оставаться молодым.

— «ОДК-СТАР» уже много лет, но я считаю, что предприятие должно быть молодым по духу, по людям, по составу оборудования и задачам, которые перед ним стоят, — считает Сергей Попов.
https://ao-star.ru АО «ОДК-СТАР»
Просмотров: 12 744