Специальный цикл «Батюшки!»
Работал на стройке –
стал священником
стал священником
Михаил Данилович
15 мая 2018 года
В 2012 году за выступление в московском храме Христа Спасителя участниц группы «Пусси Райот» приговорили к реальным срокам за хулиганство. В 2017 блогер Руслан Соколовский после ловли покемонов в Храме-на-Крови в Екатеринбурге получил условный срок, в том числе, по статье об оскорблении чувств верующих. В 2018-м священнику, спевшему «Мурку» в одном из храмов Москвы, патриарх Кирилл сказал покинуть Московскую епархию. Такой мы знаем православную церковь — нетерпимой к нарушителям канонический порядков.
Однако некоторые служители церкви выбиваются из общей картины. Несмотря на то, что они следуют всем церковным внутренним нормам и правилам, их можно назвать неформалами от РПЦ. Им мы посвящаем цикл материалов «Батюшки!».
Однако некоторые служители церкви выбиваются из общей картины. Несмотря на то, что они следуют всем церковным внутренним нормам и правилам, их можно назвать неформалами от РПЦ. Им мы посвящаем цикл материалов «Батюшки!».
Отец Лука Гаприндашвили, 51-летний мужчина с седой бородой и косичкой, говорит, что он единственный грузин в пермской епархии.
Мы встречаемся с батюшкой в селе Мысы, где находится Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского. Здесь Лука служит настоятелем. На собеседнике чёрный подрясник (длинная одежда, поверх которой надевается ряса) – «обычно так хожу». Он говорит с акцентом и иногда путает окончания прилагательных, но нисколько этого не стесняется. Национальная особенность ему и мешает (раньше на улице называли «чуркой»), и выручает: когда только стал священником, акцент помогал наладить отношения с другими батюшками. Те – обычно «малоулыбчивые, загруженные житейскими делами» – слыша странный говор, вспоминали грузинские слова и шутили.
Над алтарём в храме Луки висят буквы, из которых складывается «Христос Воскресе!», буквам придаёт объём красная электрическая подсветка. «Специально сделали, чтобы было интересно людям, – говорит собеседник. – В современном мире живём».
Как объясняет Лука, всё, что вокруг, привезли или купили прихожане – это и свежие светлые доски, которыми помещение обшито изнутри, стеклопакеты, иконы. Доски скоро будут красить лаком, чтобы они не потеряли цвет. В одну из ближайших служб настоятель предложит желающим остаться, чтобы помочь с ремонтом. «Человек десять-то останется, – предполагает он. – У нас леса есть, мужчины будут наверху красить, а женщины внизу».
«Выходишь – такой облегчённый.
Ну, прямо полёт души»
Ну, прямо полёт души»
Самого Луку, вместе с двумя братьями, крестили в семь лет в родном городе Чиатура в Грузии. Тогда собрались полторы сотни родственников – «это [ещё] не все, это просто маленький круг, у нас в Грузии так принято». Больше всего мужчине запомнился настоятель местного монастыря, который вёл обряд. Братья вообще часто к нему ходили. По-доброму называли его «дедушкой». «Поднимет подрясник [до колен]: "Ну, что, пойдём в футбол играть?" – ты понимаешь, конечно, батюшка-то старенький, какой там футбол. Но у него такой азарт в глазах – был бы мячик, точно бы пошёл». Бегали наперегонки за овцами: «Бежишь, а батюшка сзади идёт: бегать уже не мог, – вспоминает Лука. – Смеёшься».
На армейскую службу попал в Челябинскую область, потом в Прикамье. О том времени помнит, что начал ещё хуже говорить по-русски: «там разговаривают на совсем другом диалекте – мат такой стоит».
После армии получил направление в сельскохозяйственный институт в Перми, оттуда – на работу на ферме в микрорайоне Липовая гора. На Урале встретил жену, вскоре родился сын. В начале 90-х ферма, где трудился, разорилась, Лука сначала устроился водителем в свой институт, а потом начал искать шабашки на стройках. Было тяжело: неделями мог ночевать в строящихся домах и банях.
Вместе с супругой по привычке ходили в церковь. Однажды знакомая посоветовала прийти на службу пораньше, а не «когда уже всё закончилось, лишь бы свечи ставить». Пара прислушалась, пришли в храм Всех Святых на улице Тихой. «Постоянно думаешь, когда же всё закончится, – вспоминает Лука службы. – Потому что устаёшь. Удивляешься: бабушки-то стоят, а ты – молодой вроде бы… Сердце-то ещё далеко от бога. Но как только успокоишься, особенно когда пение начинается, думаешь: вот это да, как красиво, оказывается».
Вместе с супругой по привычке ходили в церковь. Однажды знакомая посоветовала прийти на службу пораньше, а не «когда уже всё закончилось, лишь бы свечи ставить». Пара прислушалась, пришли в храм Всех Святых на улице Тихой. «Постоянно думаешь, когда же всё закончится, – вспоминает Лука службы. – Потому что устаёшь. Удивляешься: бабушки-то стоят, а ты – молодой вроде бы… Сердце-то ещё далеко от бога. Но как только успокоишься, особенно когда пение начинается, думаешь: вот это да, как красиво, оказывается».
«Постоянно думаешь, когда всё закончится. Удивляешься: бабушки-то стоят, а ты – молодой вроде… Сердце-то ещё далеко от бога»
После того похода начал готовиться к первой исповеди священнику – для этого нужно поститься, собраться с мыслями, чтобы рассказать другому человеку о своих грехах. Вспоминает: после исповеди вышел из храма, скинув «две тонны» с плеч: «Ты видишь отцовское понимание, сочувствие, принятие, объяснение греха. Выходишь – такой облегчённый. Ну, прямо полёт души».
Лука так серьёзно увлёкся религией, что стал говорить работодателям: он верующий, поэтому не сможет работать по выходным.
Лука так серьёзно увлёкся религией, что стал говорить работодателям: он верующий, поэтому не сможет работать по выходным.
Есть благословения,
которые не обсуждаются
которые не обсуждаются
Лука всё больше общался со священниками. Это были «новые страницы мира» для него. «Вот где настоящие подвиги, – объясняет. – Вот, где люди трудятся – не как я, физически. Именно духовную радость получаешь только в храме».
Со временем задался вопросом, о том как люди вообще становятся священниками. Спросил об этом отца Антона. И тот ответил: «Я тебя благословляю». После этого мужчину отправили на «практику» в прикамский посёлок Юг. Затем он стал пономарём, а потом и священником в пермском храме на Тихой, куда привык ходить прежде. На стройках к тому времени работать перестал.
Со временем задался вопросом, о том как люди вообще становятся священниками. Спросил об этом отца Антона. И тот ответил: «Я тебя благословляю». После этого мужчину отправили на «практику» в прикамский посёлок Юг. Затем он стал пономарём, а потом и священником в пермском храме на Тихой, куда привык ходить прежде. На стройках к тому времени работать перестал.
Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в селе Мысы, в которой служит отец Лука сегодня
Однажды в его храм зашёл мужчина, сказал, что собирается повеситься. Спросил, что ему делать. «Служба идёт, и времени-то нету, – вспоминает Лука. – Он ушёл. Говорит: "Всё, ты меня не убедил". Меня аж трясёт. Я пошёл в алтарь, говорю: "Отцы, давайте помолимся, чтобы он передумал"». Служба уже шла как-то не так. «Думаю, вот сейчас кто-нибудь забежит, скажет – там человек висит». Но когда всё закончилось, тот мужчина, с красными и влажными глазами, зашёл в храм снова. «Потом с будущей женой познакомился, – продолжает Лука. – Повенчались. Вспоминали с ними [о том случае] – смеялись».
Когда служба закончилась, мужчина зашёл в храм. «Потом с будущей женой познакомился»
В 2014-м Лука стал настоятелем храма в селе Мысы, где мы с ним и встретились. Рассказывает, не мог отказаться от назначения сюда: «Каждый священник – такое же подчинённое лицо, как солдат: есть благословения, которые не обсуждаются». Признаётся: единственное, о чём беспокоился, так это о певчих – будут ли они хорошо петь. Но, говорит, повезло – «именно тот самый стиль пения».
Тогда, четыре года назад, здесь начали ремонтировать крышу, а в прошлом году дело дошло до внутренней отделки. Луке пригодился его опыт в строительстве и знакомства с бизнесменами из этой сферы – кто привозил материалы, кто работал руками. «Ну, своими силами, – уточняет. – Я со своими ребятами тут [всё делаю], с прихожанами. У нас возможности нет, чтобы платить профессиональным работникам».
Тогда, четыре года назад, здесь начали ремонтировать крышу, а в прошлом году дело дошло до внутренней отделки. Луке пригодился его опыт в строительстве и знакомства с бизнесменами из этой сферы – кто привозил материалы, кто работал руками. «Ну, своими силами, – уточняет. – Я со своими ребятами тут [всё делаю], с прихожанами. У нас возможности нет, чтобы платить профессиональным работникам».
Останавливаемся у иконы святого Гавриила, её привез из Грузии прихожанин. На регистрации в аэропорте тому сказали, что на борт с иконой такого большого размера не пустят. По словам настоятеля мысинского храма, мужчина от растерянности обратился к самому Гавриилу с изображения: «Если ты благословляешь поехать в наш город и быть в нашем храме – тогда решай, – сказал он. – А если нет, нам придётся оставить тебя здесь». На регистрации сжалились. Пересказывая ответ сотрудницы вокзала, Лука переходит на шёпот: «Проходите, пока никто не видит».
«Любовь не хватает»
Отец сравнивает священника с собакой: «Если она не лает, какая от неё польза? Если священник не проповедует, какая от него польза?». Любой разговор с другим человеком, уверен он, может оставить что-то в душе слушателя. Сегодня тот не задумается о переходе в православие, а завтра – уже может. «Когда признаёшься, что веришь в бога, должен и признаться, что грешный, – считает Лука. – Должен работать над собой: отказаться курить, пить, материться. Очень многие к этому не готовы». Отсюда и разговоры об отсутствии веры, которые собеседник называет «придумками».
– Человек почему отказывается от бога – потому что любовь не хватает, – вновь путая окончания слов, рассуждает священник.
— А если любовь есть, но он не православный? — спрашиваем.
— Какая разница? Всё равно человек меняется.
— Если есть любовь, он обязательно будет православным?
— Не то, что православным. Случится так, что человек придёт к вере. Может, православной. [А] некоторые мусульманство принимают.
Российские служители в отличие от грузинских более замкнуты, говорит Лука. Хотя есть и такие, кто «коммуникабельный, не любит вообще унывать». Собеседник рад, что некоторые батюшки не против отдохнуть — например, на природе с шашлыком и хорошим вином («для организма немножко алкоголь — необходимо»).
Ему нравятся те, кто любит шутить. Поводов для этого прихожане дают предостаточно. Например, спросят: «Какому святому поставить свечу, чтобы я продал квартиру?» Лука возражает: «Не свеча помогает, а вера. Ты приходишь [просто] свечу поставить или готов помолиться?» Или человек приходит и спрашивает: «Мне сказали, что надо обойти храм три раза и произнести заклятье. С какой стороны обходить?»
— Какая разница? Всё равно человек меняется.
— Если есть любовь, он обязательно будет православным?
— Не то, что православным. Случится так, что человек придёт к вере. Может, православной. [А] некоторые мусульманство принимают.
Российские служители в отличие от грузинских более замкнуты, говорит Лука. Хотя есть и такие, кто «коммуникабельный, не любит вообще унывать». Собеседник рад, что некоторые батюшки не против отдохнуть — например, на природе с шашлыком и хорошим вином («для организма немножко алкоголь — необходимо»).
Ему нравятся те, кто любит шутить. Поводов для этого прихожане дают предостаточно. Например, спросят: «Какому святому поставить свечу, чтобы я продал квартиру?» Лука возражает: «Не свеча помогает, а вера. Ты приходишь [просто] свечу поставить или готов помолиться?» Или человек приходит и спрашивает: «Мне сказали, что надо обойти храм три раза и произнести заклятье. С какой стороны обходить?»
Про наказание священнику, спевшему «Мурку» в одном из московских храмов, Лука говорит: заслуженное. С другой стороны, и батюшку того он не осуждает: «Просто человек, видимо, немножко увлёкся пением – что делать, мы же все люди». Собеседник добавляет, что видеозапись с застолья не должна была попасть в интернет: «когда такие [мероприятия] проводятся в закрытом приходе, нельзя, чтобы это выносилось».
Статью Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих он, кстати, не поддерживает: считает, что ни веру, ни чувства оскорбить попросту нельзя. «Если посмотреть на иконы, – рассуждает, – у нас много мучеников. Их убивали, топтали, резали на куски – что только не делали. Но не оскорбляли веру – возвышали наоборот: человек становится выше этих мучителей».
Статью Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих он, кстати, не поддерживает: считает, что ни веру, ни чувства оскорбить попросту нельзя. «Если посмотреть на иконы, – рассуждает, – у нас много мучеников. Их убивали, топтали, резали на куски – что только не делали. Но не оскорбляли веру – возвышали наоборот: человек становится выше этих мучителей».
«У нас много мучеников. Их убивали, топтали, резали на куски. Но не оскорбляли веру – возвышали наоборот: человек становился выше этих мучителей»
Несколько лет назад на улице – Лука совсем немного не дошёл до подъездной двери своего дома – к нему вдруг подошли двое пьяных. Один отговаривал товарища от конфликта, но другой не унимался и махал руками. Батюшка дать сдачи не мог. Объясняет: «Потом этот человек меня увидит в храме, скажет: а, он драчун». Уворачивался от ударов. «Люди стоят, смотрят, – вспоминает отец. – Выбежал один узбек, схватил его: "Ты чё, как ты можешь, это же священник"».
Если бы сейчас Лука встретил обидчика на улице, поговорил бы с ним: «Когда он протрезвеет и вспомнит об этом, может, пожалеет. Для него будет мучение, потому что если кого-то обидишь, всё равно ищешь повод примириться». Хотя, добавляет батюшка, у каждого свой путь: «Ни один священник не может человека убедить, [подействовать] угрозами, – объясняет он. – Сам человек решает: либо измениться и идти вперёд, либо – остаться».
Если бы сейчас Лука встретил обидчика на улице, поговорил бы с ним: «Когда он протрезвеет и вспомнит об этом, может, пожалеет. Для него будет мучение, потому что если кого-то обидишь, всё равно ищешь повод примириться». Хотя, добавляет батюшка, у каждого свой путь: «Ни один священник не может человека убедить, [подействовать] угрозами, – объясняет он. – Сам человек решает: либо измениться и идти вперёд, либо – остаться».
Специальный цикл материалов «Батюшки!» посвящён религиозным служителям, которые своим примером разрушают привычный образ представителей православной церкви в современной России. Наши герои удивляют своим юмором, общаются с самыми разными людьми и стараются понять их, а не разговаривать с ними на языке запретов и догм.
В следующей серии цикла расскажем о встрече с Андреем Шохиревым, настоятелем храма в честь Вознесения Господня в селе Красная Слудка. Отец Андрей объяснит, почему «в «Докторе Живаго» ничего необычного («У меня такое каждый день»), почему за многими ответами он отправляет прихожан в интернет и чем церковная служба похожа на посиделки у костра.
В следующей серии цикла расскажем о встрече с Андреем Шохиревым, настоятелем храма в честь Вознесения Господня в селе Красная Слудка. Отец Андрей объяснит, почему «в «Докторе Живаго» ничего необычного («У меня такое каждый день»), почему за многими ответами он отправляет прихожан в интернет и чем церковная служба похожа на посиделки у костра.