Бизнес Елена Шперкина, генеральный директор фирмы международного туризма «Валида»: «Чтобы Пермь стала конечной точкой туристического маршрута, мы, видимо, должны пройти очень долгий путь»

Елена Шперкина, генеральный директор фирмы международного туризма «Валида»: «Чтобы Пермь стала конечной точкой туристического маршрута, мы, видимо, должны пройти очень долгий путь»

" src=

Фирма международного туризма «Валида» была основана в ноябре 1991 года. За 17 лет компания выросла не просто в крупнейшего туроператора, а стала именем нарицательным, обозначающим высочайший сервис и стопроцентное выполнение своих обязательств. На сегодняшний день фирма имеет четыре офиса в Перми, Москве, Березниках, авиа- и железнодорожные кассы. С 2003 года «Валида» ежегодно подтверждает статус лауреата ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии» в номинации «Лучшая региональная фирма года». В 2007 стала лауреатом и в номинации «За динамичное развитие компании».

В ходе беседы с Kapital59.ru генеральный директор организации Елена Шперкина рассказала о приоритетном направлении бизнеса – развитии внутреннего туризма в России и Перми, специфики туроператорской деятельности и возможностях для продвижения региона.

Елена Борисовна, фирма «Валида» существует на пермском рынке очень долгое время… Поделитесь секретом умелого руководства!

– В 2008 году наша фирма отпразднует свое 17-летие. Я бы сформулировала ответ на этот вопрос очень коротко – работа на опережение.

Каковы наиболее перспективные направления работы, может быть, принципиально новые для фирмы?

– Последнее время нами проделана большая работа по диверсификации бизнеса. Создан отдел корпоративного обслуживания, мы стали заниматься таким направлением, как MICE (Meetings, Incentives, Congresses, Exhibitions & Events). Мы предоставляем услуги по организации и проведению конференций и выставок как в России, так и за рубежом, а также оказываем помощь в формировании пакета услуг при посещении национальных и международных конференций и выставок, занимаемся проведением инсентив-туров. Фирма «Валида» имеет опыт по организации корпоративных мероприятий, которые могут проходить в виде тематической вечеринки, корпоративного или спортивного праздника, познавательного или интеллектуального тура, team-building.

В сентябре 2007 года для удобства наших клиентов в историческом центре города открылся дополнительный офис «Валиды». Он находится в самом сердце Перми, среди зданий, каждое из которых содержит в себе частичку истории города. Выбор расположения второго офиса не случаен. Открывая его именно в старой части города, где находятся гимназии, дворцы культуры и спорта, университет, дома творчества, мы тем самым хотим быть доступнее новой аудитории – творческой интеллигенции с совершенно новыми взглядами на отдых.

Ведется работа по подготовке нового туристского продукта по организации отдыха в Пермском крае – одно из интересных и приоритетных направлений нашего сегодняшнего развития. В ближайшее время появится наш каталог по этой тематике.

И еще в 2007 году мы запустили абсолютно новый проект не только для нашей компании, но и для Перми в целом. Это круиз по рекам Европы и морские круизные программы. Нами полностью фрахтуется судно, на борту есть русскоговорящий персонал и анимация. Причем путешествие начинается не с момента посадки на корабль, а уже в аэропорту.

Вы ведь входите в Пермскую ассоциацию туроператоров?

– Да, в апреле прошлого года вместе с туристическими компаниями «Спутник» и «Финист» принято решение о создании Ассоциации пермских туроператоров.

Каковы цели организации?

– Смысл объединения усилий пермских туроператоров направлен, прежде всего, на развитие инкаминга (въездного туризма. – Авт.) в Пермском крае, для работы с органами власти, общественными структурами. Безусловно, это позволит укрепить наши позиции и на аутгоинговом направлении.

Чем сегодня живет туристический бизнес? Каковы перспективы международного туризма в Перми?

– Начнем с того, что туризм сегодня – динамично и быстро развивающаяся отрасль. Будет происходить дальнейшее укрупнение основных игроков туристического рынка. В последнее время появился интерес к инвестициям в эту отрасль. Я бы не стала связывать инкаминг в Пермском крае сегодня только с иностранными туристами. В целом приток интуристов в Россию не велик, и, к сожалению, она не стоит в первых рядах перечня рекомендуемых для посещения стран.

Я думаю, что, прежде всего, нужно ориентироваться на жителей нашего края и соседних регионов. Чтобы Пермь стала конечной точкой туристического маршрута, мы, видимо, должны пройти очень долгий путь, но это не означает, что нужно бездействовать. Пусть не массовый, но прием в Пермском крае иностранных туристов есть, в наш город и край приезжает много людей по бизнесу, и это тоже потребители туруслуг. В создании привлекательного туристического имиджа Пермского края очень важна поддержка власти.

Чем, в первую очередь, интересуется пермский турист?

– По Пермскому краю, наверное, больше активными видами отдыха. У нас прекрасный длинный зимний сезон. В этом сегменте рынка все не так уж и пессимистично. Сейчас функционируют неплохие горнолыжные базы. Проблема – в отсутствии информации, доступной для потребителя. Много и всерьез говорится о создании единого информационного туристского центра в Перми, но пока, к сожалению, все остается только на уровне разговоров. Хотя действия минторга обнадеживают.

Вам как потребителю помог бы информационный центр – вы смогли бы узнать о наличии экскурсионных программ, например, по Перми, Кунгуру и Усолью, о свободных местах на базах отдыха на уик-энд, схемы маршрутов и так далее.

А если взять во внимание отдых за рубежом? Какие предпочтения выделяются количественно?

– По количеству предпочтений среди пермских туристов лидирует Турция. Дальше идет Египет. По-прежнему лидирующие позиции занимают горнолыжные направления. Однако и здесь есть приятные изменения. Если раньше пермских туристов интересовали в основном горные склоны Австрии, Германии и Италии, то прошедший сезон показал, что такие страны, как Швейцария и Франция, набирают новые обороты.

В группе экскурсионных программ лидируют такие страны, как Франция, Австрия, Чехия, Италия. Нам особенно приятно, что именно эти государства пользуются особым интересом, так как в этих странах мы имеем давних надежных партнеров. Рада также отметить, что не сдают своих позиций и такие направления, как Германия и Великобритания, хотя достаточно усложнилась процедура получения въездных виз.

Что такое туризм лично для вас? И кто такой современный турист?

– Для меня туризм – это, прежде всего, работа. Безусловно, современный турист отличается от туристов из первого группового путешествия Томаса Кука в 1841 году. Но я полагаю, причины, побуждающие нас к путешествию, не очень-то и изменились: это и стремление к новым впечатлениям, и общение, и адреналин...

Елена Борисовна, расскажите, пожалуйста, как создается и продвигается новый тур? Как его грамотно продать?

– Я не буду вам долго описывать основы туроперейтинга, но в туристическом бизнесе действуют ровно те же законы предпринимательства , что и для любого другого бизнеса. Создание, продвижение и реализация туристического продукта основываются на тщательном мониторинге рынка. Увеличение благосостояния населения во многом определяет спрос на туристические продукты. Реализация продукта может осуществляться и через агентскую сеть, и прямые продажи. Отмечу слабое место на сегодня – в PR-технологиях, разработанных с учетом специфики турбизнеса.

На чем базируется обновленный бренд вашей компании?

– Компания «Валида» в 2007 году осуществила ребрендинг. Целью ребрендинга является необходимость усилить эмоциональную идентификацию бренда «Валида», качество визуального воздействия, подчеркнуть такие ценности бренда, как: обещание качества, инновационность, надежность, индивидуальный подход. С изменением внешних составляющих имиджа корректируется и позиционирование, и клиентская аудитория.

– Профессия менеджера по туризму – одна из самых востребованных на сегодня. Расскажите о кадровой политике «Валиды» в этом отношении.

– Вы знаете, у нас столько учебных заведений готовят менеджеров по туризму, а отрасль тем не менее испытывает страшнейший дефицит кадров, ведь большинство выпускников не идут работать в туризм. Это, я думаю, отдельная тема для дискуссии. Да и не только менеджеры востребованы, но и экскурсоводы!

Там скоро некому будет работать, притока молодежи нет. Я думаю, что можно рассмотреть возможность подготовки кадров в сотрудничестве с администрациями муниципальных образований нашего края, наиболее привлекательных в туристическом плане, постараться привлечь инвестиции для обучения молодежи из этих районов.

– Что из себя представляют ваши деловые будни? Как выглядит один обычный день?

– Всегда по-разному, но очень динамично. Это могут быть и поездки по краю, и в Екатеринбург, и в Москву. Обычно день заканчивается поздно – я больше всего люблю вечернее время для работы, когда можно спокойно трудиться в тишине. Работа, безусловно, связана с большим количеством поездок как по стране, так и за рубежом. И скажу нескромно, что моя мобильность – тоже одна из составляющих успеха компании. (Смеется.) Много контактов, встреч с нужными и интересными людьми, поиск партнеров, подготовка маршрутов, а как результат – новые идеи и направление развития.

– Чем для вас являются деньги и как вы предпочитаете ими распоряжаться?

– Наверно, тем же, что и для всех. Это чисто экономическое понятие. Я бы сказала, что отношусь к ним хорошо. Правда, к накопительству не склонна.

– Какова ситуация на пермском рынке туристических услуг? Существует ли угроза захвата рынка московскими монстрами-туроператорами?

– Почему захват? Меняется ситуация на рынке, и приход крупных игроков – это неизбежность. Укрупнение идет уже давно. Количество операторов будет сокращаться, произойдет их слияние или поглощение, но в конечном итоге, если смотреть на зарубежный опыт, это должно привести к устойчивости и надежности операторов. Могут появиться определенные стандарты в отрасли. Надо выбирать свои ниши деятельности и диверсифицировать бизнес. И для конкуренции это хорошо – потребитель выигрывает, да и туристические агентства Перми и края без работы вряд ли останутся. Надо оптимистично смотреть в будущее, а главное – все для этого делать. Сбалансированность конкуренции позволит не только снизить стоимость туруслуг, но и повысить качество сервиса.

Помимо операторской деятельности, мы работаем и как агенты, правда, очень тщательно подходим к выбору партнеров – туроператорских компаний. В туризме очень многое построено на личных связях, но наши клиенты могут быть уверены, что те операторы, с кем мы сотрудничаем – надежны. И если вдруг случится какая-то неприятность, мы ее всегда сможем решить.

– Где вы сами предпочитаете отдыхать?

– Не люблю лежать на пляже. Отдаю предпочтение Европе и лыжам.

– Как вы считаете, где будет модно отдыхать в ближайшие годы?

– Факторы дальнейшего экономического роста в стране, безусловно, дадут новый толчок для туристического бизнеса. Я бы сказала, что модно там, куда вы мечтаете совершить путешествие.

– Расскажите о своей карьере, образовании.

– Я закончила Пермский политехнический институт по специальности «Инженер-технолог». По распределению попала в «Уралкалий», затем комсомол и компания «Спутник», а с 1993 года «Валида».

– Что можно сказать о Перми, если сравнить ее с Самарой, Екатеринбургом, Челябинском и Тюменью в плане продвижения внутреннего туризма?

– К сожалению, мы очень отстаем. Поддержание исторических памятников в этих городах находится на более высоком уровне. Очень много делается в Тюменской области. В целом интересен опыт соседних регионов в отношении инкаминга.

– Насколько пермский турист выделяется среди остальных? Формирует ли он к себе особенное отношение?

– Пермские туристы очень доброжелательные. И еще отметила бы их любознательность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем