Несмотря на то, что предприниматели в основном называют Пермь спокойным городом, последние два года между властью и бизнесом Прикамья кипят страсти. Одной из показательных «Санта-Барбар» стал вопрос о размещении наружной рекламы в центре краевой столицы. О тонкостях местной наружки, кризисе индивидуальности в производстве рекламы в целом, а также о благополучии и грязи Перми Kapital59.ru рассказал генеральный директор одной из самых стабильных рекламных компаний «Индустрия рекламы» Олег Головнев.
/>
Реклама идет достаточно скучная… Сейчас нет индивидуальности
– Олег Владимирович, начну с вопроса о приоритетах компании на сегодняшний день. «Индустрия рекламы» на рынке уже долгое время. Чем живет и дышит ваш бизнес сегодня?
– Компания по-прежнему живет рекламным бизнесом в части размещения на рекламных носителях...
– Каковы наиболее перспективные носители?
– Какие остались – какие нам разрешила администрация...
– Как раз хотела задать вопрос: как вы оцениваете решение городской администрации «почистить» центр Перми от щитов и «растяжек»...
– Абсолютно нормальное решение. Если бы я был градоначальником, я бы так же поступил. В принципе, этот шаг я оцениваю достаточно положительно, хотя мое мнение может не совпадать с точкой зрения большинства.
– То есть вы ничего не потеряли от этого?
– Мы приобрели. Понятия потери и приобретения всегда относительны.
– К каким коррективам в бизнесе вы пришли, став лучшим производителем световой рекламы в 2004 году?
Позиционировать нашу компанию нужно в рамках города Перми.Это не Москва и не Екатеринбург… Поэтому все немножко приземлено. Планы по развитию светодиодных экранов были достаточно большими, они и сейчас существуют, но есть очень много объективных и субъективных причин, по которым мы не можем их поставить.
– Как можете оценить уровень развития пермской рекламы вообще?
– Могу оценить только в рамках одного направления – размещения рекламы на носителях. Небольшое развитие, небольшой подъем. Не могу сказать, что на рынке будет появляться что-то кардинально новое. Для того, чтобы появлялось, нужны не только деньги, но и желание нового. Наш город, мягко говоря, консервативен, инертен. Все, что хорошо приживается в Москве, мы только пробуем на вкус, на запах, на цвет.
– Вы не участвуете в профильных экспозициях на «Пермской ярмарке»?
– Нет. Мне не интересно. У нас сложившаяся клиентура. Было время, когда я занимался производством рекламной продукции, и тогда была необходимость – во время 1990-х и начала 2000-х годов. На сегодня расширение клиентской базы имеет другую историю, поэтому участвовать в выставке – это не тот способ продвижения.
– Тогда какие способы продвижения для вас наиболее приемлемы?
– В 2005 году мы подарили городу часы. Многие знают, что эти куранты – наш подарок, если кто-то не знает… В любом случае это то, чем я действительно могу гордиться. Мы являемся рекламным партнером нашего «Большого театра» (Пермский театр оперы и балета. – Авт.), также плотно работаем с Пермской государственной галереей. Вот такие вещи на самом деле приятны. Они более социальные, более значимые.
– На выставке, которую я упомянула ранее, была презентована так называемая интерактивная реклама, насколько вам интересен такой вид презентации?
– Все носители, существующие на рынке, мы знаем. Ничего нового для нас нет. Город сложился со своей спецификой, традициями, тенденциями. Естественно, мы зависим от него. Грубо говоря, мы сдаем в аренду рекламные места. Все остальное – от лукавого, это крэзи. То есть экраны – это крэзи, на самом деле.
– Можете рассказать о каком-нибудь особо запомнившемся рекламном проекте?
– Это всегда было связано с производством, очень давно. Для меня это те же часы. Это была инициатива Владимира Бирюкова, тогдашнего начальника департамента имущественных отношений. С нашей стороны было желание сделать что-то для города. И на день рождения Перми, пять лет назад, состоялось открытие часов. Там, кстати, есть мраморная табличка, можно приносить цветы. (Улыбается.)
– Но это было пять лет назад. Неужели за это время не было никаких значительных, ярких проектов?
– Глобальным событием для нас была и установка городского экрана. А потом мы уже просто сидели и ждали – что будет дальше…
– И что будет дальше?
– Все будет хорошо – патовое состояние пройдено. Мы миновали тот рубеж, когда предприниматели и администрация просто стояли и смотрели друг на друга. Сейчас происходит конструктивный диалог. Нас ожидает нормальное, спокойное развитие.
– Можете назвать пример удачного расположения рекламного объекта?
– У нас достаточно специфический город в отношении размещения рекламных носителей. Иногда даже в спальных районах это стоит дороже, чем в центре. Наиболее креативны щиты – это «Урал-Грейта» – большие конструкции выделяются.
– Как оцениваете содержание современной наружной рекламы в целом?
– На мой взгляд, реклама идет достаточно скучная. Мне нравится реклама на грани фола. Когда-то рекламу рисовали вручную, и были какие-то креативные мысли. Сейчас нет индивидуальности.
– В Интернете выдают такие баннеры, которые как раз должны вам нравиться.
– Я спокойно отношусь к Интернету. Я не очень воспринимаю его как рекламоноситель, никогда не размещался. Я больше внимания даже обращаю на индивидуальную рассылку, к примеру, по телефону, чем в Интернете.
– Кризис креативности хоть на что-то не должен распространяться!
– Да, может быть, на полиграфию...
Реклама – это толчок к тому, чтобы захотелось получить определенную информацию. Если толчка нет, я не обращу внимания. Я все-таки считаю, что реклама должна быть на грани фола. Естественно, при этом не нужно нарушать понятия этики. Мне нравится реклама «Евросети» с их слоганами!
– Какой самый быстроокупаемый вид рекламы сейчас?
– Быстроокупаемого бизнеса сейчас не существует как такового.
– Расскажите о структуре бизнеса. «Индустрия рекламы» заявлена как группа компаний...
– Это относительное понятие. Я уже не позиционирую себя как рекламного работника – я создаю бизнес. Сейчас работает рекламный бизнес, создается другой – про который я пока не хотел бы говорить, и вынашиваются идеи других предприятий.
– Еще я слышала, что в свое время у вас был проект радио «Кама FM»...
– Да. У меня был свой «Челси», я это так называл. Мне это было очень интересно, я удачно нашел этот проект и так же удачно из него вышел. Были планы, но время поменялось.
– Можете назвать своих основных конкурентов?
– Они, конечно, есть, но пусть сами называют нас конкурентами. Никто с розовыми очками на этом рынке не присутствует. Мы прекрасно знаем, кто и что может.
– Как вы вообще попали в рекламный бизнес?
– Совершенно случайно. Я был студентом, у меня были друзья, с которыми я создал первое предприятие. Естественно, не было начального капитала – нужно было как-то зарабатывать, а это возможно только на своих мозгах, на своем творчестве. Потом ребята уехали в Канаду, а я продолжил развиваться здесь. Они приезжают оттуда и очень радуются за меня, скажу честно.
/>
Пермь – спокойный город, у нас никогда не было и не будет никаких катаклизмов
– У вас не было мысли уехать отсюда?
– Нет. Я не вижу себя жителем другой страны и даже другого города. Работать и отдыхать сейчас можно где угодно. Но жить хочется здесь. Есть мысль создать расширенный бизнес, не связанный с рекламой, ориентированный на Россию.
– Как вообще оцениваете сегодняшнее внешнее состояние Перми?
– Город достаточно почистили. Если будут созданы одинаковые условия для всех игроков – это будет просто замечательно. Если администрация выполнит свои обещания – тогда честь им и хвала.
– Пермь собираются не только почистить от наружки, но и привести некоторые улицы к определенному виду – Компрос, в частности, должен быть архитектурно целостен, и с точки зрения рекламы в том числе...
– Да, существует определенная архитектурная концепция по поводу единого вида нашего Комсомольского проспекта. Вплоть до цвета фасадов домов – все это должно быть в комплексе. Но эти вопросы – к архитекторам.
– Но вы же можете оценить, где реклама украшает объекты, а где наоборот – портит весь вид...
– Красивая реклама украшает однозначно. Световая реклама особенно...
– Где, например?
– Например... в Париже. У нас – «Спейс Джем» – почему бы и нет? Честно говоря, я уже давно перестал обращать внимание на вывески, с тех пор, как перестал заниматься производством рекламной продукции.
– Что думаете по поводу нападок ЦОП (Центр охраны памятников) в отношении предпринимателей, внесших коррективы в архитектурный облик этого здания на Сибирской?
Много шума. Хотя, я вижу логику защитников памятников – если позволить переделать какую-то толику, то постепенно начнут переделывать все. ЦОП, делает правильно.
– Вы говорите, будто в Пермь не будут интегрироваться революционные вещи в сфере рекламы...
– Нет, они будут приходить, просто плавно. Пермь – спокойный город, у нас никогда не было и, думаю, не будет никаких катаклизмов. Если в том же Екатеринбурге были какие-то политические потрясения, я не помню такого у нас. Были только табачные митинги в 90-х.
Проблем хватает везде, но наш город в целом благополучен.
– Что такое благополучие, на ваш взгляд?
– Это счастье, гармония с самим собой.
– А деньги?
– Это тот инструмент, который позволяет расширить свои возможности.
– Почему многие не могут заработать эту возможность?
– Потому что, скорее всего, не хотят. У каждого своя планка. Кому-то просто ничего не надо, и ему так хорошо, он счастлив от этого.
– Какие места в Перми предпочитаете?
– Смотря для чего... Из любимых – берег Камы.
– Не находите его...
– Грязным? Я просто не езжу туда, где грязно. Мне нравится в районе галереи. Очень красив мужской монастырь в Мотовилихе. Это очень хорошо сохранившееся здание. Там рядом находится сад имени Свердлова – если б еще там чистили водопад, было бы просто классное место. А сейчас там просто засрано.
– А если брать места вне Перми?
– К сожалению, мы вынуждены чаще отдыхать за границей. А так действительно хотелось бы проехать от Владивостока до Калининграда. Но обязательно в хорошем вагоне, чтобы не пятачок – пять на пять, и чтобы вкусно кормили. (Улыбается.)
/>
Жизнь задает вопросы, и ты должен получать на них ответы
– Чему уделяете время помимо бизнеса?
– Тому, что приносит радость в жизни.
– Как оцениваете индустрию развлечений в Перми?
– Их должно быть больше! Не все же время ходить в «Ветер» и бесконечно ждать открытия WonderHall. Я был на их презентации. Это будет интересно около полугода. Пока люди не привыкнут. На мой взгляд, это микс казино + Moulin Rouge и чего-то пермского. Но смотреть надо, когда запустят.
– Кстати, о кино!
– Из всех искусств я предпочитаю кино, как Сталин. У меня два подхода к фильмам: либо я иду и отдыхаю и ни о чем не думаю, как при просмотре «Секса в большом городе». Чисто рекламный фильм. И есть фильмы, заставляющие задуматься: «12», «Игры разума», «Гладиатор». Эти фильмы отвечают на некоторые твои вопросы. Жизнь задает вопросы, и ты должен получать на них ответы.
– Количество кинозалов все растет и растет...
– Ну и пусть растет. Единственное – хочется разнообразия, потому что во всех кинотеатрах идут одни и те же фильмы. Вчера я в двух кинотеатрах не попал на тот фильм, который хотел увидеть. Пусть будет много хороших и разных кинотеатров!
– Что из себя представляет ваш обычный рабочий день?
– Давайте не будем об этом! Задача руководителя – работать над созданием команды.
– И чем вы руководствуетесь в выборе сотрудников? Обязательно ли профильное высшее образование?
– Мне важно высшее образование, потому что это критерий внутреннего мира человека. Все остальное приобретается с жизненным опытом, в определенном социуме. Так или иначе, я не работаю с теми, кому не доверяю.