Развлечения мнение Рецензия 59.ru. Интеллектуальная игра и вопросы философии в спектакле «Квадрат» театра «Сцена-Молот»

Рецензия 59.ru. Интеллектуальная игра и вопросы философии в спектакле «Квадрат» театра «Сцена-Молот»

Почему премьера «Сцены-Молот» — это иммерсивный спектакль, хотя он так не назван

Сцена спектакля «Квадрат». В роли Режиссера (слева) — Олег Выходов, роль Ведущего шоу играет Михаил Чуднов

О каком формате современного театра только и разговоров последние годы? Что пытаются повторить многие режиссеры и театры, пермские в том числе? На самом деле, много чего. Но очень и очень многих занимает формат иммерсивного театра. Театра вовлечения, где зритель не просто наблюдает за действием, а так или иначе участвует в нем.

Вариантов таких спектаклей, и, соответственно, приемов вовлечения зрителя существует великое множество: от бродилок по улицам под голос в наушниках до шикарных костюмированных представлений во дворцах или фойе театров (да, «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» «Театра-Театра», я тебя вспоминаю). И везде эти приемы вовлечения работают по-разному. Очень сильно по-разному. Порой бывает так, что заявленные как иммерсивные спектакли вообще не иммерсивные, потому что на самом деле никак не предлагают зрителю стать частью действия или повлиять на него (да, «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» «Театра-Театра», я опять тебя вспоминаю).

А как вы думаете, может ли быть так, что один иммерсивный спектакль с неизменным успехом существует почти полвека, все это время транслируется по центральному телевидению и в него вовлечены миллионы зрителей? Очень даже может быть. И называется этот спектакль «Что? Где? Когда?».

Почему эта телепередача — на самом деле иммерсивный спектакль? Во-первых, из-за театральности этой игры. Ее основатель — Владимир Ворошилов — был человеком театра, профессиональным художником-постановщиком, закончившим два театральных ВУЗа по этой специальности. Так что Ворошилов знал, как подать и оформить представление. Даже если оно заключается в том, что шесть человек за столом пытаются ответить на вопрос. Во-вторых, сама попытка ответить на вопрос делает «Что? Где? Когда?» невероятно иммерсивным зрелищем. Так уж устроен наш мозг, что, получив какой-либо вопрос, он сразу начинает искать ответ. И зритель «Что? Где? Когда?» не только сам невольно пытается дать ответ, но и смотрит за процессом его поиска знатоками, сравнивает их ответ со своим, и, конечно же, хочет узнать самое главное — а правильный ли его ответ? Поэтому фактически у «Что? Где? Когда?» нет зрителей. Есть лишь участники. Пусть и не сидящие за столом. Но в игру вовлеченные не меньше.

Какое отношение эти пространные и казуистические рассуждения об иммерсивном театре и «Что? Где? Когда?» имеют к премьерному спектаклю «Сцены-Молот» «Квадрат»? Во-первых, эти измышления пытаются передать манеру героев спектакля — четырех участников ток-шоу «Черный квадрат» — постоянно задавать вопросы друг другу и отвечать на них обширными цитатами из разных областей знаний и интересными философскими выкладками, основанными на манифесте Казимира Малевича, «Диалогах» Платона и рассказе Владимира Сорокина «Белый квадрат».

Во-вторых, это долгое введение призвано объяснить, почему «Квадрат», как и «Что? Где? Когда?» — это иммерсивный спектакль. Хотя режиссер Катя Морхот и драматург Артем Обущак его так не обозначают и вряд ли сознательно таким планировали. Но иммерсивным этот спектакль делает именно то же самое, что и телеигру, созданную Владимиром Ворошиловым — вопросы. Точнее, какие именно вопросы, как они заданы и поданы зрителю.

Есть такие слова, смысл которых вроде бы всем понятен, но если потребовать от человека дать их определение, то он вряд ли сразу найдет, что сказать, и если что-то и скажет, то какую-то отсебятину. Одно из таких слов — искусство. Вроде всем понятно, что это, но у каждого неспециалиста, не вызубрившего академическое определение термина, ответ на вопрос «Что такое искусство?» будет свой.

Собственно, все полтора часа герои «Квадрата» в споре пытаются выяснить, что же такое искусство, чем оно является, а чем — нет. Въедливый ведущий шоу «Черный квадрат» (роль играет Михаил Чуднов) явно имеет свою точку зрения на то, что такое искусство, но пытается добиться ответа от своих гостей: степенного и заслуженного Режиссера (Олег Выходов) и его жены, энергичной Актрисы (Ольга Пудова). У них есть свои варианты ответа на главный вопрос спектакля. По идее, помогать ведущему должен Психиатр (Сергей Детков), но в завязавшемся споре этот резонер все время встает на сторону того, чьи аргументы в эту секунду звучат убедительнее.

Роль Актрисы играет Ольга Пудова, психиатра — Сергей Детков

И хотя герои бросаются друг в друга сложносочиненными логическими конструкциями, режиссер Катя Морхот выстроила жаркий спор четырех человек так, что он выглядит захватывающе, где надо — драматичным и напряженным, а где надо — смешным. Кстати, именно юмор во многом помогает понимать, о чем говорят герои, и серьезно разбавляет недюжинный пафос их пространных речей. А смешного тут очень много, даже сами постановщики называют этот спектакль комедией. Хотя текстовых шуток в спектакле почти нет, все смешное строится на интонациях и великолепной подаче актеров «Театра-Театра».

Ведь несмотря на то, что в «Квадрате» нет проработанных героев со своими характерами, а персонажи — всего лишь выписанные крупными мазками говорящие архетипы, это невероятно актероцентричный спектакль, заточенный на харизму и манеру игры конкретных артистов. И актеры «Театра-Театра» показывают себя тут во всей красе: Михаил Чуднов все время пытается подколоть оппонента и влезть ему душу, Олег Выходов мощно давит солидностью и опытом, Ольга Пудова заряжает энергией и яркостью своей героини, а Сергей Детков виляет как маркитантская лодка, пронырливо шныряя между сторонами спора.

Восприятию полуторачасового обмена высокоинтеллектуальными колкостями кроме актерской игры и юмора помогает и то, как он оформлен внешне (художник — Варвара Иваник, художник по свету — Елена Перельман) и музыкально (композитор — Кирилл Широков). На этом спектакле в отремонтированной «Сцене-Молот» зрительские кресла поставлены на сцену так, чтобы на ней остался лишь небольшой круг, где и идет то самое ток-шоу «Черный квадрат». То, что артисты сидят среди зрителей, максимально стирает дистанцию между ними, отчего привычной четвертой стены тут просто нет. За спинами зрителей, вне круга, находятся музыканты. Музыка, как и световая партитура, помогает подчеркнуть и выделить какие-то стыковые и важные моменты спектакля.

В итоге благодаря удивительно точно настроенным элементам «Квадрата» сложный и местами путанный материал долгого спора о том, что такое искусство, который начинается с фразы, что всё искусство, а к финалу приходит к мысли, что искусства вовсе нет, воспринимается удивительно легко. В эти идущие дольше часа диалоги зритель погружается с головой. Хотя зрителя в традиционном понимании, как и в случае со «Что? Где? Когда?», тут нет.

«Квадрат» в правильной форме задает удивительно интересные вопросы, на которые очень хочется найти ответ (как и полагается хорошему художественному произведению, никаких конкретных ответов спектакль не дает). Или попытаться его найти, ведь сам процесс поиска, который мы и видим весь спектакль (как и в любой игре «Что? Где? Когда?») тоже чертовски интересен и увлекателен. И зрители «Квадрата» становятся частью этого процесса. У себя в головах они подбирают аргументы в пользу одной из точек зрения, выбирают более симпатичную сторону спора, потому что уж так устроен наш мозг, что, получив вопрос, ищет ответ. А значит, зрители сами участвуют в этом споре. Что делает их полноценными участниками спектакля. Пусть только у себя в голове. Но такое вовлечение именно на уровне мыслей и эмоций через грамотную подачу и верно заданные вопросы делает «Квадрат» более иммерсивным спектаклем, чем некоторые работы, где в маскарадных костюмах надо просто расхаживать по большим помещениям и пялиться на средненькое шоу (да, «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой», я снова вспомнил про тебя).

Ближайшие даты показа спектакля «Квадрат» — 19, 20, 22, 23 октября. Возрастное ограничение 16+

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем